Критика или демагогия?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ознакомился с рассуждениями на тему миссиофобии на "Богослов. Ру". Во-первых хочу отметить, что глупо отрицать сам феномен миссиофобии как систему демагогических утверждений, призванных найти "тысячу отговорок" для нежелающих активной всеобъемлющей миссии. Я никогда не утверждал, что каждый сознательный или бессознательный миссиофоб является врагом Патриарха. Но отрицать факт, что таковые наличествуют и что миссиофобская демагогия - это знамя борьбы с Предстоятелем и его идеей максимальной количественной и качественной христианизации России. На эту тему хорошо писал Иван Ильин. Он говорил, что абсурдно везде и всюду видеть врагов России, но также абсурдно отрицать их существование.

Поэтому я решительно отвергаю обвинение Андрея Шишкова в использовании термина миссиофобия в качестве идеологического клише. Проблема концептуального и организационного противодействия активной миссионерской политике Патриарха Кирилла действительно существует. Ставя ее, мы располагаем фактами и аргументами и приводим их.
Нас, "миссиофилов" просят быть чувствительными к критике. Если это критика, то - не вопрос. Но мы-то сталкиваемся, как правило, именно с демагогией. Мало того, А. Шишков считает эту демагогию "обоснованной". Критика не подвергает сомнение сам проект, а предлагает сделать, как лучше: например, позаботится о том, чтобы в начале, середине и конце многотысячной колонны байкеров были бы дежурные, которые останавливали "топлесс" в зародыше. Задача демагогии - остановить сам проект массовой миссии. Поэтому и придумываются "тысячи отговорок". Например, в демагогических целях преломляется и противопоставляется всеобъемлющей миссии такая актуальная проблема, как возрождение общинно-приходской жизни и атмосферы приветливости к новым прихожанам в каждом приходе Русской Церкви, чтобы было куда принять новообращенных в результате стадионных проповедей. Ну так что мешает создавать и развивать общины? Однако, отсутствие гостеприимных общин в каждом храме не является поводом для откладывания и замыливания массовых миссионерских проектов. Здесь и сейчас в каждой епархии уже есть хорошие приходы, где с любовью примут новичков без "дресс-кода" и фарисейства. О. Андрей Кураев советует проповедующему на стадионе или в других многолюдных местах оставлять адреса тех храмов, где людей ждут.
Такой же демагогией, "лысенковщиной-семенковщиной" являются обвинения миссионеров в намерении изменить нравственно-аскетические требования Православия. Ходячим их опровержением являются порядки в миссионерских приходах о. Сергия (Рыбко): уставное богослужение и строгая жизнь в общинах. Православные миссионеры - за пост, просто нужно объяснить людям, зачем он нужен. Вы против русификации богослужения - ну так давайте объясним людям его содержание и  смысл, с этой целью и благословлена Архиерейским Собором "миссионерская Литургия". Так нет, "благогонам" и она не нравится. Рассматривать обвинения в адрес миссионеров в намерении "секуляризовать Церковь" смешно - это классический пример демагогии. Что касается обвинений в "литургической реформе", то, как правило, сторонники активной миссии здесь ни причем, и это вообще сугубо отдельный и серьезный разговор - что считать "реформой" и т.д. "Миссиофилы"- сторонники активной внешней миссии, предпочитают в эти вопросы не лезть. Другое дело, что богослужение надо объяснять. И отрицать это глупо.
Таких миссионеров, как прот. Андрей Кураев и остальной "миссиофильский" лагерь трудно упрекнуть в отрицании  патриотизма. Специально отмечу: национальный нигилизм, попытки фабрикации "богословия оккупации" и миссионерство - несовместимы. Такие попытки являются заведомо антимиссионерскими. Патриотизм - глубоко христианское явление ибо в нем ясно присутствует императив любви.
Еще одна демагогия ("семенковщина") - обвинение миссионеров в секуляризации Церкви. Чушь. Активная миссия - это как раз наступательный  секулярному проекту. Православная христианизация основного социума, без хилиастических иллюзий, возможна и необходима. А миссиофобия - это капитуляция перед ним. Ставка на "параллельный социум" за счет отказа от христианизации основного - это дезертирство от апостольской миссии Церкви.
Возвращаясь к самой статье Андрея Шишкова отмечу, что выставлять в качестве равноправной стороны дискуссии авторов не просто маргинальных, но откровенно безумных статей  журнала "благогон", цитировать Каверина-Носенко значит легитимировать их. То же самое можно сказать о Семенко, демагогия которого также рассматривается как "право имеющая".
А. Шишков прав - диалог с "благогоном" вряд ли возможен. Как Вы себе представляете такой диалог? Доказывать, что я - не масон? Извините, мне некогда. С "благогонами" возможна только встреча в суде - церковном или светском.
Поэтому жить с оглядкой на всю эту демагогию, останавливать миссию никто не собирается. Если кого-то искренне смущают байкеры, то мы объясним, что это нормальные ребята, которые любят мотоциклы, как другие любят автомашины, а третьи - собирать гербарий. Но ведь "искренне смущающихся"-то мало, православные люди радуются, когда видят, как воцерковляются даже "непонятные" молодые люди. А "проблему топлесс" раздули люди циничные.
Если в статье А. Шишкова есть приглашение к диалогу со всеми, кто не "благогон," то пожалуйста. Только одна просьба: не приписывать моим единомышленникам то, к чему мы не призываем - проблему постов или сокращения богослужений обсуждайте с теми, кто ее ставит. Собственно, вместо стотысячного круга многолетних дискуссий я бы предложил оставить разногласия на потом и делать общее дело - работы полно, многое нужно было сделать еще позавчера.
Умиляют и все эти "классификации", будь то в статье на "Богослов. Ру" или в опусах Семенко. Хотя, объективности ради отвечу, у А. Шишкова она небессмысленна, хотя и направлена на некую реабилитацию миссиофобов. В разбираемой статье мои друзья увидели достаточно прозрачную попытку столкнуть единомышленников (в данном случае А Малера и меня) путем совершенно искусственного, надуманного "классифицирования".
Господи, сколько же времени и энергии тратят эти люди на отцеживание комара в деятельности сторонников активной миссии, на подобные "классификации" и т.д. Если бы эта энергия была брошена на столь нелюбимую ими массовую миссию, или хотя бы на православное просвещение ВУЗов страны, то мы жили в действительно православной стране.

http://kirillfrolov.livejournal.com/680943.html