Критерии безблагодатности. Протоиерей Андрей Ткачёв
Вред от различных церковных расколов конкретен, а вовсе не умозрителен. Безбожный ум склонен видеть во всем, в том числе в сложностях церковной жизни, лишь передел власти и денежных потоков. На самом деле вред церковных разделений оценивается не в деньгах и не в уменьшении власти. Вред оценивается в благодати. Точнее, в ее отсутствии.
Можно ли проверить «благодатность» отдельного человека или группы верующих? Трудно, но можно. Отдельный человек несомненно живет в Духе, если исполняет заповеди. Если человек кроток и ровен с окружающими, ведет молитвенную жизнь, стремится ко всякой благотворительности не напоказ, устраняется от суеты, больше слушает, нежели говорит, то перед нами благодатный человек. Конечно, перечисленные свойства не исчерпывающие. Их список можно значительно продолжить.
Попытки свести воедино отличительные черты праведника были предприняты неоднократно в Ветхом Завете. Прочтите, к примеру, псалом 14-й. Это краткий перечень жизненных правил для тех, кто хочет «вселиться на святую гору Божию». У пророка Исайи эти свойства еще более сжаты: «На кого воззрю?» - спрашивает Господь и Сам отвечает: «Только на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес моих» (Ис. 66:2) В таком же кратком виде говорится об этом и у пророка Михея. «О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (Мих. 6:8) Преподобный Силуан Афонский, тот вообще считал, что по одной единственной заповеди можно отличить Божиего человека от формального верующего. Эта заповедь – молитва за врагов. Есть эта молитва – ты благодатен. Нет – ты, в лучшем случае, только на пути.
Подобным образом существуют и критерии оценки церковных сообществ на предмет пребывания с ними и в них Утешителя Духа. Тот, как известно, есть «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» (Ис. 11:2)
В этом перечне, вышедшем из-под руки пророка, многое касается разных видов знания: разум, совет, ведение, премудрость… Церковь живет и ходит Духом, если учит и учится, ищет глубокого знания (ведения), советуется с прошлыми веками и современными праведниками, богатеет в разуме. Все это проявляется через наличие сети учебных заведений, через издательские труды и научную церковную деятельность, через опытную святость (монашество и старчество) и т.д.
И если в Церкви низкий уровень преподавания в семинариях и академиях, если не ведется научная работа, скучны епархиальные газеты, не пишутся и не издаются книги, не делаются переводы, то это явный симптом омертвения. Об этом написано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Как ты отверг ведение, так и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. Как ты забыл закон Бога твоего, так и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6).
В этом вопросе, конечно, епархия отличается от епархии, регион от региона и приход от прихода. Но есть и общая картина. И что касается, например, украинского раскола, то здесь оставленность благодатью явна.
В самопровозглашенном Киевском патриархате и в автокефальной Церкви вовсе не пишут книг, достойных какого-либо внимания. Это подлинная пустыня для церковной мысли. И ходят по этой пустыне издыхающие от жажды обманутые прихожане уже больше двадцати лет. Ведь знаете ли, сколько наук существует внутри богословия? Одно только изучение Библии требует знакомства с церковной археологией, герменевтикой, текстологией. Богослову нужны знания в области философии, церковного искусства, общей церковной истории, знакомство с языками древними и новыми. Кроме того, есть литургика, экзегетика, риторика, есть история своей поместной Церкви, есть пастырская психология и еще много других курсов и факультативов.
Вполне естественно предположить, что если все это есть по факту, а не на бумаге только, то в учебных заведениях жизнь кипит, как ключ с минеральной водой. Ученая корпорация пишет, исследует, преподает. Молодежь напитывается, вооружается знаниями и решимостью послужить Богу, раскрывает свои таланты и включается в труды старшего поколения. Теоретически – да. А по факту – полная тишина.
Дайте мне почитать что-либо интересное по литургике, вышедшее из-под пера богослова-автокефалиста. Нет ничего. Ладно. Дайте по догматическому богословию. И здесь нет. А по гомилетике? А по пастырскому богословию? Да, нет ничего. Нигде нет.
Так чем же вы там занимаетесь?
Ответят: строим независимую Украину. А я вам скажу: вы занимаетесь имитацией церковной жизни. Ересь «украинства» вас обессилила и истощила. Вы бесплодны, как истощенная абортами утроба, больше не могущая зачать. Вы и учитесь по нашим учебникам, хотя ругаете Русскую Церковь ежедневно по ритуалу. Своих учебников у вас еще долго не будет. Да и ничего не будет, поскольку отвергнуто ведение (читай цитату из Осии). Даже монахи ваши похожи на «ряженых». Так и кажется, что их в кино снимают, и сейчас они доиграют, переоденутся, отклеят бороды и домой пойдут.
Все не настоящее в расколе, кроме кровожадных кричалок. Одно бесплодие и оскудение. И вслед за этим (утратой ведения) приходит отвержение Богом от священнодействия и гибель народа, да будет вам известно. И это не слова человеческие.
Замирание богословской мысли в христианском народе это верное начало его гибели. Не больше и не меньше.
Где раскол, там нет богословия. И где нет богословия, там раскол. Там отделение себя от всего Тела, духовное гниение и смерть.
В украинском расколе нет богословия. Это факт! Церковные раскольники Украины напрямую виновны в загнивании страны, в очевидной бесплодности ее нынешнего состояния и в бесперспективности. В крови тоже они виновны. Вначале виновны униаты. Это вообще горький корень всей украинской истории. А затем – автокефалисты и филаретовцы. Плюс «наши» перекрасившиеся и затаившиеся.
Политики, а не молитвенники; интриганы, а не богословы, они и писать-то могут только в Фейсбуке, и только о себе, а не о Истине. Хитрецы, корыстолюбцы. Куда вы можете кого-то привести, завистники и вечные предатели?
Короче, не такая уж утаенная вещь эта благодатность и безблагодатность. Стоит присмотреться да призадуматься, и помаленьку все проявится и не утаится. Как среди людей вора и лжеца рано или поздно распознаешь, так и среди «церквей» воров и лжецов, «телесных, Духа не имущих», тоже поймешь и узнаешь.
P.S.
Что до российской церковной действительности, то здесь другая проблема. Это проблема донесения бесчисленных сокровищ, получаемых пастырями в стенах учебных заведений, до огромных масс простого народа, прихожан. Если прихожане наши, наученные пастырями, будут знать хотя бы треть того, что преподается будущим священникам в семинариях и академиях, то Русь наша будет самой религиозно грамотной землей в мире.
Но об этом нужно отдельно говорить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии