Крест Господень есть образ смирения, которое драгоценнее всех сокровищ мира. Иеромонах Илия (Копылов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Воздвижение Креста Господня

Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (2015)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Один Оптинский монах как-то спросил преподобного старца Нектария:

— Отче, как часто люди смотрят на небо?

Старец улыбнулся и ответил:

— Думаю, что тогда, когда случается с ними беда. Ведь недаром в народе говорят: пока гром не грянет — мужик не перекрестится.

— Вы говорите о духовном Небе, батюшка, — сказал монах, — а я спросил про обыкновенное: про то, где летают птицы, где собираются тучи, где по ночам светят звезды и откуда на наши головы падает дождь и снег.

Старец Нектарий был человеком простым, но весьма рассудительным, он во всем происходящем примечал великий смысл. Скрывая свои духовные дарования, он нередко отвечал на вопросы с легкой иронией.

— Так ты про обыкновенное небо спрашиваешь? — переспросил Старец монаха. — А разве оно обыкновенное? Ты посмотри, брат, какая необычайная красота!..

И вот решил старец Нектарий поспрашивать посетителей, когда они последний раз на небо смотрели. Заходит в его хибарку крестьянин, а старец Нектарий его и спрашивает:

— Ты, мил человек, когда последний раз на небо смотрел?

— Да вот, когда урожай собирали, тогда и поглядывал: нет ли там тучек и не будет ли дождя?

Приходит к Старцу помещица, он ее спрашивает:

— Когда, боголюбивая матушка, ты на небо смотрела-то?

— Да уж и не помню когда, батюшка, — ответила помещица. — Хлопот по хозяйству не перечесть... Какое уж тут небо? Когда гроза была сильная, окна закрывала со страху, вот тогда, небось, и видала.

Спрашивал Старец и торговых людей:

— Когда на небушко глаза поднимали?

— Да когда морем плыли, вот тогда и поглядывали, шторма да бури боялись.

— Жаль, что люди редко стали обращать внимание на это великолепие, — говорил впоследствии Старец Нектарий. — Все заняты заботами и житейскими делами, так что некогда и глаза на небо поднять.

Вот так и в жизни духовной: о кресте своем, как о небе, люди вспоминают лишь тогда, когда приближаются для них тяжелые времена. А ведь сказано возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).  

А каким образом человек может отвергнуться себя? Только тогда, когда оставляет естественные желания, ведь что толку, если мы отрекаемся от неестественных? Кто оставит только неестественное, тот не оставил ничего из своего собственного ради Христа, ибо противоестественное не принадлежит нам. А отрекаясь от естественных потребностей, человек уподобляется святому апостолу Петру, который говорит: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мф. 19, 27-29).

Но что же оставил апостол Петр? Разве он был богат? — Нет. Разве имел какое-то имение? — Нет. Святой апостол, оставив всякое желание плоти, проводил жизнь свою в посте и молитве, целомудрии и смирении. А Крест Господень — это, прежде всего, и есть образ смирения, которое драгоценнее всех сокровищ мира и слаще всех радостей света. 

Взять крест свой — это значит умереть для плоти, ибо если не умрет человек для плоти, то не сможет воскреснуть душой. Как мертвец не имеет более желаний естественных, так и в духовно умершем для плоти нет уже ничего от мира сего. Может ли умерший человек осуждать или роптать? Способен ли он обижаться и досадовать? —Конечно же, нет! «Взять крест свой и следовать за Христом» — значит идти по пути смирения, ибо Бог есть Бог смиренных.

Наш преподобный Оптинский старец Амвросий говаривал: «Как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Батюшка говорил, что когда мы идем прямым путем исполнения заповедей, то крест для нас нетяжкий. Но когда кто уклоняется от заповедей, то тогда появляются различные обстоятельства и неприятности, которые и возвращают человека на его крестный путь.

Иногда посылаются человеку скорби и без его вины. Все это Господь попускает для того, чтобы он страдал за других, так, Сам Спаситель пострадал на Кресте за людей, и апостолы Его также пострадали за Церковь. Иметь совершенную любовь — это и значит страдать за ближних.

Сегодня, в Праздник Воздвижения Креста Господня, давайте возблагодарим Господа нашего за Его долготерпение и неизреченное милосердие!

Слава Господи, Кресту Твоему Честному, который стал оружием против козней лукавого, ибо Крест даровал нам силы преодолевать всякое пристрастие к веку сему. Он научил нас не заботиться о земном, а только со смирением нести свой крест, данный каждой душе Богом для спасения, чтобы мы научились распознавать волю Господню и творить оную, чтобы имели простое сердце и чистый ум, чтобы всегда были милосердными, подражая Его милосердию, стяжали кротость и терпение, никому не воздавали злом за зло, но всегда с благодарным сердцем, смиренно сносили незаслуженные оскорбления, как претерпел когда-то за нас возлюбленный Господь наш на Кресте. Аминь. 

http://www.rp-c.ru/information.php?pag=0&id=132