Крест – хранитель всей Вселенной. Протодиакон Иоанн Полищук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Иисуса Христа

История изображения Креста Господня и Распятия.

Четырехконечные, восьмиконечные, шестиконечные, трирамные и всякие другие формы креста встречаются в храмах многих христианских конфессий. Если еще несколько десятилетий назад кресты использовали и украшали ими свои храмы преимущественно православные, католики, а также классические протестанты, такие, как лютеране и др., то сейчас символ креста входит уверенным шагом и в протестантский мир, что можно сказать даже по моему городу, где на молитвенных домах появляются купола с крестами.

Чтобы разобраться в тонкостях изображения Креста Христова, окунемся в историю человечества.

Крест в Ветхом Завете

Весь Ветхий Завет, начиная с событий после грехопадения, является подготовкой к принятию Спасителя, пророчеством о Его пришествии, служении и, самое основное, искуплении рода человеческого. Касаясь последнего пункта, невозможно осознать великое дело искупления без знамения Честного и Животворящего Креста.

В Ветхом Завете прообразом креста служило очень много знаков. Первый известный нам – это медный змий, прикасаясь к которому человек, укушенный ядовитым гадом, получал исцеление от укуса. Также начертил Моисей знамение крестное жезлом по водам Красного моря, ударил крестообразно по скале, источив питьевую воду для народа, крестом держал руки, когда воевал израильский народ против Амалика, знак креста спас от смерти и пророков Ветхого Завета – Даниила и трех отроков. Библейский текст прямо об этом не говорит, но творения Андрея, архиепископа Кесарийского, раскрывают нам подробности пребывания в печи Даниила и отроков, о чем пишется буквально следующее: «Сначала три отрока, а затем и пророк Даниил воздевали руки к небу, сложив их крестообразно».

Что же касается культуры, параллельной израильскому народу, – языческой, то образ креста предстает в ней не однозначно: у римлян крест был орудием позорной смерти. Распятию предавали только отъявленных бандитов. Человек, имеющий римское гражданство, ни за какое преступление не предавался распятию. Это-то орудие позора и казни стало деревом жизни, которое освятил Собой Сам Христос. Взаимоотношения израильтян с другими народами до пришествия в мир Христа также давали о себе знать в культуре и верованиях того или иного народа. Так, в египетской религиозной системе тоже есть крест, который называется «анх», и отличие этого креста от обычного в том, что верхняя часть после поперечины имеет круглую форму. На египетских святилищах, в руках у изображений божеств на стенах пещер, на амулетах мы встречаем анх. Крест в виде анха используют по сегодняшний день коптские христиане.

Крест в Новом Завете

Тем временем история развивалась и шла далее, отсчитывая года, десятилетия, века и тысячелетия, приближая великий для всего человечества момент воплощения Сына Божия. Евангелисты подробно не сообщают нам о Кресте и показывают его уже как готовый предмет при несении Господом на место казни, но Священное Предание нам раскрывает немного глубже и шире историю происхождения Креста. 

Согласно данному повествованию, Христос был распят на Кресте, который был сделан из трех частей, а каждая часть была из разной породы дерева. Столб Креста был сделан из кипариса, поперечная перекладина, к которой были прибиты руки Христа, была сделана из певга (сосны), «подножие» – нижняя поперечная перекладина, на которой стояли ноги Иисуса Христа, была сделана из кедра.

В качестве подтверждения к данному объяснению приводили слова пророка Исайи: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). Данное сказание изложено в помещенном в житии святителя Григория Омиритского, епископа Негранского (память 19 декабря), прении Григория с раввином Ерваном. Рассказ о трехсоставном Кресте нашел отражение в богослужебных текстах Православной Церкви, синаксариях, ирмосах, стихирах, канонах (особенно примечательны каноны и стихиры Воздвижения, Недели Крестопоклонной, а также песнопения октоиха под пятницу).

Из древней Церкви к современности

Через непродолжительное время Иерусалим был разорен римлянами, древо Креста предалось попранию и сокрытию от человечества, пока не было обретено равноапостольной Еленой в 326 году. С тех пор начинается увековечение памятных и дорогих сердцу каждого христианина мест Святого Града. Несмотря на попрание этой святыни, на граффити катакомб и первых храмов изображения креста Христова, равно как и остальных символов, уже присутствуют.

Сакральное искусство как таковое начало развиваться уже в условиях более благоприятных для верующих, после Миланского эдикта, и достойное место в нем заняло художественное изображение Животворящего Креста. Крест не только изображался, а еще и изготовлялся в скульптурном изображении для ношения на себе, установки в храмах и т.д.
Первые христианские общины имели ряд особенностей, в первую очередь по менталитету людей, которые их составляли, с апостольского периода случались споры о предметах веры, но всех их объединяло знамение Креста Христова.

Какая же форма Креста была использована при распятии Христовом? Наибольшее количество всех источников ссылается на определение о четырехконечном кресте в виде двух перекрещенных балок, что и положило основу изображения христианином на себе крестного знамения как четырехконечного креста (лоб, живот, плечи), которое соблюдается и до сегодняшнего дня.

Иконография и крестное знамение

О крестном знамении как практике общепринятой говорит в конце второго века учитель Церкви Тертуллиан. Из других свидетельств мы знаем, что начертание на себе крестного знамения производилось рукой. Кто-то крестился кулаком, иные – одним большим пальцем, кто-то – тремя пальцами, кто-то – ладонью.

Традиции креститься одним пальцем сейчас соблюдаются дохалкидонскими церквами в оправдание ереси монофизитства. В христианстве же, а потом и в Православии, в большинстве своем закрепилась практика крещения троеперстием, хотя в некоторых местах крестились и двоеперстием. О двоеперстии в своих творениях говорит священномученик Петр Дамаскин. Но позже практика Церкви была приведена в единообразие, и закреплена была та практика, которая отражает нашу веру в Святую Троицу и правильность понимания воплощения Сына Божия.

В традициях Католической Церкви сохраняется практика креститься ладонью и, в противовес восточным христианам,крестное знамение полагается на плечи в ином порядке: сначала левое плечо, потом правое. Святитель Лев Великий, папа римский, пишет следующее: «Налагать на себя крестное знамение полагается так, как это делает большинство христиан – тремя пальцами полагая на лоб, перси и поочередное на правое и левое плечо», та же самая практика отмечается и папой Иннокентием III  в его «De sacro altaris mysterio», но уже на Тридентском Соборе в XVI веке документально был зафиксирован иной вид осенения себя крестным знамением, который и практикуется в Католической Церкви по сегодняшний день.

Что касается иконографических изображений Креста, то традиция Восточной и Западной Церквей после великого раскола 1054 года начала отличаться. Католическая Церковь изменила не только порядок совершения крестного знамения, но и иконографическое изображение самого Распятия. Чтобы понять это, недостаточно будет просто обратиться к памятникам истории (а они не на стороне западного христианства в данный момент), а к исследованиям самого верного источника Туринской плащаницы.  

Авторитетный французский хирург Пьер Барбе (Barbet), внимательно изучавший плащаницу и разницу отпечатков правой и левой стоп, сделал вывод, что правая стопа различима вполне отчетливо, а у левой отпечаталась только пятка, потому что, когда гвозди выдернули, а тело завернули в плащаницу, то кровь, стекая вниз, залила именно пяточную часть стопы. Барбе пришел к однозначному выводу: ноги Распятого были прибиты двумя гвоздями. Также открытие в пользу православной традиции было неожиданно сделано в пригороде Иерусалима в 1968 году. Там при строительстве дороги бульдозер разворотил древнее захоронение с останками 35 тел, погребенных в 50–70 года по Р.Х. В числе находок был найден и оссуарий с костями распятого человека. Его звали Johanan.

Ученые достоверно установили: ноги страдальца пробивали тоже двумя разными гвоздями. Нужно также обратить внимание и на положение рук Христа при распятии: на православной иконографии мы не наблюдаем провисшего тела, изможденности,что появилось в иконографии католической только в Х веке. До этого на всех крестах Христос изображался торжествующим, воскресшим, руками объемлющим весь мир от востока до запада и твердо стоящим, а не провисшим на кресте, держащим север и юг, объединившим Своим воскресением всех принявших Его как избавителя мира.

Таким образом можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, в отличии от иных.

Объективности ради стоит отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями. Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально, как не принципиально остается это и сейчас, а является скорее данью своим традициям.

Остается только отметить, что нам, православным христианам, которые всю свою историю всегда хранили и сохранили в чистоте учение, переданное апостолами, нечего искать чего-то иного, экзотического. У нас все необходимое уже давно есть, а наша задача состоит быть верными Евангелию и учению Церкви, при этом помнить, что носимый на груди крестик – это не какой-то амулет, оберег или просто безделушечка, а указание пути, по которому мы идем до собственной голгофы, неся свой крест скорбей земной жизни. У нас нет другого пути кроме того, которым прошел Христос, и только пройдя этим путем мы воскреснем вместе с Ним.

http://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/54451-krest--khranitely-vsej-vse...