Крещение Руси — начало истории святости. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В эти дни мы празднуем крещение Руси. Конечно, это важнейшее историческое событие, в котором возникает новый народ — русские. Даже в глазах неверующего историка оно не может не быть поворотным. На месте конгломерата племен, находившихся за пределами европейской и мировой цивилизации, возник новый народ, которому предстояло занять одно из важнейших мест в мировой истории.

Но Крещение Руси — не просто историческое событие; его можно назвать метаисторическим. Оно является одним из тех точек, через которые в наш мир входит надмирная и сверхъестественная реальность, Царство Небесное, владычество Бога.

На горизонтальном уровне, человеческая история выглядит чем-то хаотичным, полным насилия и греха. Правители проливают кровь, чтобы утвердить свою власть и одолеть конкурентов; поднимаются могущественные империи, переживают период расцвета, потом ветшают и падают. Народы переселяются на новые земли, поколения за поколениями приходят, страдают, враждуют и умирают.

Как было сказано еще в Ветхом Завете, «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Екл.1:2-5)

Но Крещение Руси означает, что в этой долгой и трагической истории, на ее глубине присутствует Божий промысел, и, незаметно для большинства, поглощенного грохотом этого мира, Бог выращивает тех, для кого Он создал это мир — святых. За княжескими междоусобицами и всеми бедствиями русской истории было множество людей — известных нам и неизвестных — которые верили в Бога, искали Его воли, стремились жить по Его заповедям.

Эти люди могли показаться бессильными — в мире, который полагается на силу оружия, силу денег, силу политической изворотливости, они казались ни на что не способными неудачниками, которые уходили в леса и пустыни, чтобы молиться Богу. Но именно они меняли — и меняют — лицо страны и мира.

Например, преподобный Сергий Радонежский, который всю свою жизнь избегал власти, который ничего не искал, как только молитвы и богообщения, изменил лицо Руси гораздо больше, чем правители и полководцы. Святые Божии выполняют совершенно непонятную внешним, но самую важную миссию — через них в мире действует Бог.

Как мы знаем, самые важные события в истории мироздания — Воплощение, Смерть и Воскресение нашего Господа — были практически проигнорированы римскими историками, которые прозевали рождение мировой религии. Они были поглощены тем, что производило шум и грохот — войнами, дворцовыми переворотами, разборками между сильными мира сего — и упустили из вида, что Господь «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лук.1:52), и через три века сам Римский Император смиренно склонится перед Распятым.

Самое важное в истории происходит незаметно — и не на том уровне, который этот мир считает важным. Мир меняют не политики и не полководцы — а святые. Люди, которые принимают православие всерьез — и видят мир во свете церковной веры.

Эта вера научает нас взирать на Святую Троицу — Бога, единого в трех Лицах, который создал мир и каждого человека из любви, искупил грешников Крестом Христовым и призывает каждого к жизни вечной и блаженной в общении с Ним.

Она научает нас тому, что все мы созданы для вечности — и к вечности должны обратить наш взор, полагая самым важным в нашей жизни угождение Богу.

Вера задает совершенно другую систему ценностей и координат — когда, то что полагает важным, ценным, даже священным этот мир, теряет всякое значение, и человек обретает новое призвание перед Богом, Творцом и Искупителем мироздания.

Наши корни как народа, как этнической общности со своим языком, культурой и историей, восходят к событию Крещения Руси. Но это событие породило и другую общность внутри нашего народа — святых. Тех, кто сейчас предстоит за нас Богу у Его престола.

Само слово «святой» значит «отделенный для Бога» — подобно тому, как бывают священные сосуды или свящённые одеяния, которые можно использовать только для богослужения. Святые — это были люди, подобные всем остальным, которые родились и выросли в том же мире, погруженном в те же страсти. Но они решили обратиться к Богу, как к Кому-то реальному и самому важному в их жизни. Они стали той евангельской закваской, которая изменила мир вокруг них.

Та духовная реальность, которая началась с Крещения и отразилась в множестве русских святых, не обладает какой-то внешней принудительностью. Как говорит Христос, «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лук.17:20) Люди могут ее игнорировать. Но, в конечном итоге, именно она побеждает — она вновь и вновь созидает то, что пытаются растерзать и разрушить бури этого мира.

Святая Русь, которая начинается с днепровского Крещения, существует на гораздо более высоком уровне реальности, чем все современные политические потрясения.

И сегодня, вспоминая Крещение Руси, мы можем увидеть заключенный в нем призыв к святости. К полной и безраздельной преданности Богу, которому святой Владимир посвятил свой народ.

https://radonezh.ru/2022/07/25/kreshchenie-rusi-nachalo-istorii-svyatosti