Крещение Господне. Протоиерей Алексий Уминский
Мф. 3, 13-17
13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Тит.2,11-14,3,4-7
11.Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшнем евангельском тексте говорится, как Христос приходит на Иордан, чтобы креститься от рук Иоанна Крестителя, а тот возбраняет Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14, 15). О какой же правде говорит Христос? Какую правду приходит Он исполнить на Иордан? В чем она заключается эта правда Божья, Его справедливость божественная?
Иоанн проповедует Его пришествие на Иордане, к нему стекается огромное количество людей, разных людей. Все думают: "Не он ли Сам Мессия долгожданный?" Он отрицается, говорит: «Я только глас вопиющего в пустыне. За мною идет Тот, у Которого я не достоин даже обувь развязать». И обличает тех, кто к нему приходит. Приходят и фарисеи, приходят и мытари, приходит грешный народ, которому Иоанн Креститель проповедует покаяние. Приходят люди, которые, внутренне готовясь к пришествию Бога на земле, ожидают пришествие Мессии. И особенным образом чувствуют свое несоответствие этому пришествию. И правда Божия приходит.
И вот когда перед тобой свет, когда перед тобой правда, когда перед тобой чистота, конечно же, в присутствии этого света ты ощущаешь всю свою помраченность, в присутствии правды всю свою ложность, в присутствии благодати всю свою пустоту и искаженность. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние, призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».(Мф13:2) Это ощущение, что Царствие Божие близко, совсем рядом, а человек в присутствии этого Царствия Божия – такой неготовый, такой дурной, такой искаженный, – не может самого человека не привести к покаянию, к пониманию его места перед лицом Царствия Божия, к неспокойствию, тревоге его души.
И вот эти люди, встревоженные словом покаяния, приходят к Иоанну и окружают его всей толпой: и мытари, и грешники, и лжецы, и прелюбодеи, и гордецы, и все-все-все – такие же, какие мы здесь стоим. И вот, среди них появляется Христос и говорит: «Сейчас я правду правду Свою исполнять».
В чем заключается правда Божия по отношению к грешному человеку? В чем может заключаться правда судьи по отношению к виноватому? В чем правда по отношению к гордому, по отношению к лжецу, мытарю, фарисею? В чем она? По-человечески мы знаем, в чем состоит правда: вор должен сидеть, преступник должен быть наказан, злодей должен быть обличен. "Даждь им, Господи по делом их!" (Пс. 27:4) Правда – это справедливость, – вот она в чем! Мы взыскуем такую правду. Нам очень хочется, чтобы именно эта правда восторжествовала, наконец, чтобы все получили по делам их!
Но Христос приходит со Своей правдой. Он приходит как-то по-другому ее исполнить. Он среди этих людей – грешников, воров, лжецов, прелюбодеев, гордецов, фарисеев, стяжателей – вдруг оказывается ничем от них не отличимым. Стоит посреди них такой же, как они. И так же, как они, приходит окунуться в эти иорданские воды. Они приходят для того, чтобы снять с себя грех, а Он приходит, чтобы взять на Себя эти грехи.
Так вот в чем – эта правда Божия. Не в том, чтобы ударить, не в том, чтобы наказать, не в том, чтобы уничтожить, не в том, чтобы воздать по заслугам, а в том, чтобы взять на Себя и исполнить эту правду Собою.
"Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков". (см. Тит. 2:11). Так нам об этом сегодня сказал апостол Павел. Так он правду Божию определил. Вот зачем приходит Христос на Иордан. Вот для чего Он, как равный среди всех грешников, погружается в эти воды, в которых люди хотят очистить свои грехи, отдать их. А кому их можно отдать? Кто их может взять? Кому нужны эти грехи человеческие?!
Оказывается, они нужны Христу, чтобы их исчерпать Своей любовью, Своим смирением, искупить их Самим Собой, Своей собственной жизнью, чтобы каждого человека, каждую душу к Себе приблизить и Собой обогатить.
«Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – поет сегодня Церковь. Мы облекаемся в эту правду. Мы облекаемся в эту благодать. Мы облекаемся в эту милость, которую Господь пришел сегодня нам даровать. Мы ею одеты. Мы ею согреты. Мы укутаны этой милостью, этой любовью Божьей, которая выше всякой человеческой правды, которую нельзя даже справедливостью назвать, потому что какая же это справедливость, когда Бог – чистый, непорочный, всесильный и всемогущий – берет на Себя всю нашу грязь?
Эта любовь, эта милость – это и есть правда Божья, ради которой Он явился. Солнце этой правды воссияло нам в Его Рождестве святом. Эта правда сегодня является на Иордане, эта правда сегодня освящает вселенную. Великое освящение воды, которое мы совершаем сегодня, есть знак этого освящения, знак чистоты, омывающей и смывающей всякую грязь любовью и милостью. И в это облекается каждая наша душа.
И для чего же это все происходит? А для того, чтобы «очистить Себе народ особенный, ревностный добрым делам» (Тит 2:14). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:4-7). Господь творит нового человека. Господь творит из нас новый народ.
Так давайте с вами вспомним по-настоящему то крещение, в которое мы облеклись и родились Господу, то обновление жизни, и будем с этим жить, подражая Спасителю нашему и исполняя Его правду так, как Он исполнил ее для нас. Аминь.
19.01.2014
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии