Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Игумен Тихон (Борисов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня в этот прекрасный праздничный день, по уставу трезвоны во все компаны, лелие утешение для братии и всех на трапезе. Но самое главное, самое прекрасное удивительное тонкое глубокое утешение это, конечно же, наше радостное глубокое сердечное праздничное Богослужение, которым мы наслаждались и вчера и сегодня, которое нас как воды Иордана погружает в эти прекрасные дни. Эта служба насыщена атмосферой тайны, наполнена красотой, вдохновением. Мы, конечно, должны прикасаться, часто получается, что мы не слышим то, что происходит, то, что поют. И в этом, конечно, надо усердствовать. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение».

Сегодняшнее торжество, Богоявление, открывает нам Христа, Который смиренно погружается в хрустальные воды Иордана, открывает «родителев» глас и открывает Духа «в виде голубине». И вот в литургических текстах, которые являются действительно настоящим сокровищем нашей Церкви, мы должны в них вникать, стараться слышать, читать. Вот в этих текстах подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову, которое совсем мы недавно отмечали, освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды. «Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою: ныне же в водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся: и род земнородных к первому взыде паки блогородию».

Сегодня Господь приходит смиренно на Иордан, погружается в покаянные воды Иордана. И Он, Который не нуждается в покаянии, смиряется. И Он, Который Сам будет крестить Духом Святым и огнем, приходит, и рука Иоанна Предтечи ложится на главу Господа. Господь погружается в воды Иордана не для очищения от греха Своего, но чтобы освятить эти воды, чтобы эти воды преобразить, оживотворить, наполнить их жизнью и чтобы исполнить всякую правду. Вода смерти становится водою жизни, потому что Сам Бог Своею человеческою плотью входит в нее и наполняет ее Своим Божеством. У святителя Иоанна Златоуста есть прекрасный образ, когда он говорит, что Иордан это образ человеческого рода.

Иордан берет начало при слиянии двух маленьких рек Иор и Дан и впадает в Мертвое море. И вот весь род человеческий произошел тоже как бы из двух источников Адама и Евы и грехом тоже был приведен к мертвому морю нашей жизни, где царствуют смерть, тление и так далее. И вот в воды этого «иордана», то есть человеческого рода, вочеловечившись, вошел Христос. И тем самым Он Крестом и Воскресением победил смерть.

В древней Церкви, мы знаем, праздник Рождества и праздник Богоявления был как бы один единый цикл. И в древней Церкви Богоявление называли Днем Светов. «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя. Пришел еси и явился еси Свет Неприступный». И вот сегодня нам, конечно, впрочем, как и всегда, очень нужен этот божественный Свет. Он необходим, чтобы нам отличить свет от тьмы, чтобы в этой жизни для нас действительно сиял маяк света Божия. Потому что мир сегодня многие вещи как бы искажает. И сегодня очень много кстати говорят о свободе, о настоящей свободе, о которой мы понимаем, что она может быть только через Бога прийти.

Сегодня очень много в мире, таком далеком от веры, от религии говорится о свободе. Но мы знаем, что жизнь без Бога, без божественного света никогда не сможет раскрыть настоящей истинной свободы человека. Она эту свободу только заводит в какой-то бесовский предательский зловонный тупик. И человеку кажется, что он якобы пребывает в свободе. Но это не так. Как одну женщину, православного философа спросили: скажите, как вам кажется, в нашей современной жизни, что вам кажется самым прекрасным и самым безобразным? Она очень хорошо сказала, что самым прекрасным в нашей жизни является свобода, и самым безобразным тоже свобода, но свобода, ставшая в оппозицию к истине и смыслу. И вот там, в этой псевдосвободе, которая встала в оппозицию смыслу, истине, Христу, свету, Богу, там в ней очень много такого как бы красивого якобы. Но там нет одного — любви нет, мира, вдохновения, нет настоящей радости. Вот у преподробного Варсонофия Оптинского есть замечательный образ. Он называет мир, который живет без Бога, чудищем-зверем. И он в своих поучениях учит нас распознавать вот этого зверя в этой шкуре. Преподобный Никон в своих дневниках пишет: иногда эта шкура переливается различными цветами — и голубыми, и розовыми, и другими. И люди бегут на нее, а зверь, то есть мир, раскрывает свою пасть и пожирает их; а вы не обманывайтесь этими переливами, зная, что это только шкура.

Свет Христов помогает распознавать эти коварные переливы этой шкуры мира, всех соблазнов, которых мы знаем очень много. И у каждого из нас абсолютно, как человека, пытающегося жить духовной жизнью, мы как бы проживаем драму своей жизни. И у каждого из нас своя борьба, личная борьба, своя линия фронта, свои трудности, свои искушения и так далее. Как говорит священномученик Петр Крутицкий, замечательно он говорит, что жизнь — это наводка на резкость, чтобы сделать один единственный снимок и отправить его в вечность. Он здесь как бы говорит об ответственности нашей жизни.

А святитель Николай Сербский говорит, что Христос есть зеркало. Христос является зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они, ибо во Христе, как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым и еще видит свой первоначальный образ, каким он был и каким он опять должен стать.

Святая Церковь учит нас постоянно вглядываться в это зеркало Христа, в это прекрасное зеркало, чтобы видеть свое страшное несовершенство, свой грех, свое падение, «всяк грех содеяв, всякую нечистоту вложи в душу мою». И одновременно в этом же зеркале человек должен видеть и одновременно осознавать высоту своего человеческого призвания и предназначения, как Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11, 44). И Церковь помогает раскрывать красоту души каждого человека. Эта красота в образе его заложена. Эта красота удивительна, у каждого индивидуальна, у каждого своя какая-то красота. Но человек своими грехами, мы это знаем, это учение Церкви, он искажает образ Божий. И вот эта работа духовная, глобальная, очень трудная, огромная, длительная, которая длится от рождения, от колыбели и до гроба, эта духовная работа по очищению образа Божия — обОжение, уподобление Христу, самая трудная, самая филигранная, но в тоже время самая глубокая, светлая радостная и вдохновенная работа со своей душою.

Вот, чин освящения — великая агиасма, он сегодня будет после поздней Литургии, и вчера было. В этом чине есть очень много прекрасных молитвенных обращений. И там есть такое: «Ты от четырех стихий тварь сочинивый». Это обращение к Богу. Потому что мир это удивительная поэма, это художественное полотно. А Господь — это Творец, Создатель, Художник, Сочинитель этой прекрасной гармоничной универсальной картины, чудесной этой картины и этой поэмы мира. И только дьявол, только человек, если он живет без Бога, без Христа, без Церкви, без веры, он превращает этот мир в чудище-зверь, о котором говорит преподобный старец Варсанофий. А Бог, Он Творец. И в образе Божьем, заложенным в человеке, есть эта творческая проекция, творческая жилка. Человек — творческое существо.

Творческие способности каждого из нас необъятны, но они не всегда заключаются в каком-то внешнем творчестве. Потому что у человека под рукой может и не будет кисточки, красок, бумаги, стамесок, какой-то глины, фортепиано, что у нас обычно ассоциирует с творческим человеком, когда он что-то делает: рисует, пишет. И что же тогда, если у нас под рукой этого нет или мы не способны на это. Но самое главное, что у нас под рукой всегда есть прекрасный материал, удивительный. Он невидимый, может быть. Это наша с вами душа, эта мягкая податливая глина — наша собственная душа. Вот это именно ее надо украшать, о ней заботиться, ее лечить, о ней думать и так далее. Но путь к своей душе, и каждый из нас это знает, он очень трудный. И он лежит через душу нашего ближнего. Поэтому эти тропинки от душ каждого из нас должны не зарастать. И это очень самый важный и самый главный момент.

В житии преподобного Макария Великого, наверное, многие из нас это помнят, есть такой фрагмент. Там есть описание ада. Вот там люди спинами привязаны друг к другу, и никто не видит лица ближнего. И это самое страшное испытание, когда человек не видит лица, не понимает человека. Сербский митрополит Амфилохий говорит, что лицо, душа, глаза человека — это единственное настоящее утешение в серой пустыне жизни. Без этого утешения человек превращается в вопль отчаяния, как он говорит, а день его появления на свет — в проклятый день. Чтобы жизнь наша здесь уже не напоминала нам ад, не превратила в ад, нужно видеть лицо Божие, о чем нам говорит митрополит Амфилохий, пытаться душу ближнего понять, простить, полюбить. Мы знаем, что это очень трудно. Это легче на словах говорить, но это действительно самое главное делание: возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя. И преподобный Исаак Сирин восклицает: живущий в любви наслаждается жизнью, источающейся из Бога, и, находясь в сем мире уже здесь, дышит воздухом воскресения.

Однажды был такой случай. Один человек возвращался с работы домой. Он был очень усталым. День был трудным, тяжелым, напряженным, насыщенным делами и так далее. И этот человек уже намеревался спускаться в метро и думал о том, как ему побыстрее доехать до дома. И вот когда он стоял уже около метро, к нему неожиданно подошел человек. Таких людей очень много бывает в Москве или в других городах и просит деньги. И вот к нему подошел такой человек, и не понятно, то ли он полупьяный, то ли болящий какой, и невнятно стал что-то говорить. И первая мысль у того человека была: ну вот, сейчас станет просить деньги на водку или на еще что-то; конечно, я ему денег не дам. И он захотел как-то от него отвязаться. Он был верующий человек, но понимал, что всем не раздашь, и домой еще надо побыстрее. Но он вдруг понял, что здесь какая-то другая ситуация, что-то здесь немножко другое. И тогда он себя понудил все-таки выслушать этого человека, почувствовал, что там какая-то другая история. И действительно, этот человек поведал ему страшный рассказ, что он действительно остался без дома, его близкие люди выбросили его на улицу, жестоко с ним обошлись. Он был москвич, и с ним произошла действительно какая-то страшная неправда. И ему нужно было, чтобы кто-то его выслушал. И вот этот человек его выслушал, уделил время, понял, что ему нужно помочь каким-то добрым словом. И душа его и душа того человека они растопились. И он как-то его укрепил, сказал, что нужно потерпеть, что Господь как-то поможет. Они распрощались.

И спустя много лет этот человек, который выслушал встречного, стал преуспевающим бизнесменом, верующим человеком. Он укрепился в вере и очень много помогал в каких-то разных проектах, помогал Церкви, разным людям, устраивал приюты. И однажды с ним случился инсульт. Этот инсульт привел его в больницу, а потом и на городское кладбище. И когда настало время частного суда, ангелы и бесы стали биться за его душу. И он услышал, что, знаешь, в твоей жизни было очень много добра, ты, конечно, строил приюты, помогал сирым. Очень много у тебя было дел, но ты же знаешь, что за тобой было много и грехов. И весы стали колебаться, потому что ты и выпивал и еще что-то случились в твоей жизни какие-то вещи страшные, хотя ты и был верующим. Но, как ему было сказано, одно дело определило твою судьбу, и ты спасен. И этот человек был удивлен. Его душа услышала, что однажды много лет назад, когда ты возвращался с работы домой, один человек у метро попросил тебя поговорить с ним. У него была большая беда. И он уже хотел на самом деле повеситься. И ты сказал одно какое-то маленькое доброе слово утешения и спас душу вот этого человека. И вот Господь от крещения идет к Своему Кресту и идет к Своему Воскресению. И этот путь тот же самый у каждого христианина, у каждого из нас. Это единственный настоящий духовный путь в Царствие Небесное. Святитель Амвросий Медиоланский очень удивительно, очень тонко говорит об этом очень важном моменте о сораспятии Христу, которое начинается в таинстве крещения, когда ты погружаешься в крещальную купель, ты принимаешь таинство Его Креста. Ведь Христос висел на Кресте, и тело Его было прибито гвоздями. Таким образом ты сораспинаешься, ты неразлучно связан со Христом, ты удерживаешься гвоздями Господа нашего Иисуса Христа, чтобы дьявол потом не смог тебя насильно увести. Пусть держит тебя каждый гвоздь Христов, который уничтожает немощь человеческой природы. Удивительные слова.

И вот пусть крещенская вода, крещенская благодать сегодняшнего праздника нас вдохновит. Пусть каждый гвоздь Христовых страданий помогает нам нести свой очень трудный жизненный крест. Давайте будем чаще вглядываться в это зеркало Христа, о котором говорит святитель Николай Сербский, чтобы одновременно мы видели и свое страшное несовершенство, уродство, болезнь, отдаленность от Бога, но и в тоже время, чтобы ощущали возможность стать людьми, которые Троицы узрят свет незаходимый. Эти слова мы слышали вчера на каноне: «люди, которые увидят Троицы свет незаходимый». И чтобы мы вместе с Блаженным Августином почаще восклицали те слова, которые он когда-то написал. Удивительные, радостные, глубокие слова, которые должны стать гимном и для каждого верующего сердца: «Ты создал нас для Себя. И не знает наше сердце покоя, пока не успокоится в Тебе». Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)

19 января 2017 г.

https://www.optina.ru/sermon/bogojavlenie_2017t/