Креативный Патерик

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О псевдоцерковном творчестве Майи Кучерской …

 Одного монаха спросили: Батюшка, читали ли Вы «Патерик» Кучерской?

– Да, отвечал он, – мне принес его кто-то из мирян. Я был обманут названием. Ведь Патерики, особенно древние, – великая школа аскетики. В них описано много случаев подлинных и не теряющих своей поучительности в течение веков. Эти книги будут жить, т.е. читаться, до тех пор, пока на свете будет хоть один православный монах. Патерик – это жанр духовный. А то, что настряпала Кучерская, – оскорбительная пародия, наглая и зловредная писанина, глубоко враждебная Церкви. То, что ее переиздают и много читают, неудивительно, – у Церкви, у монашества есть недоброжелатели, прямые и скрытые. У них-то и пользуется успехом жалкая книжонка Кучерской.

В интервью современной писательницы Майи Кучерской, данном ею порталу Thank You.ru, так же, как и в ее книге-«бестселлере» «Современный Патерик», перед нами – цельная система мировоззрения, вполне самодостаточная (т.е. последовательно либеральная во всех своих вкусах и предпочтениях), вполне на первый взгляд «приличная» (для единомышленников, конечно), но… совершенно чуждая русскому церковному сознанию и многовековой православной традиции, так сказать, – «вкусу» русского Православия. Вроде бы, говорится о радении, о чистоте церковной, декларируется даже любовь к «истинному Православию», не замутненному пороками и недугами современного церковного бытия, но на поверку всё это оказывается чем-то поразительно схожим… с печально известным «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Там тоже провозглашались какие-то «высокие» идеи борьбы – то ли с «путинским режимом», то ли со Святейшим Патриархом. А получилось – оскорбление чувств верующих и прямое кощунство по отношению к Пресвятой Богородице, к Церкви Христовой и к храму Божию.

Поразительно сходны «художественные» методы Кучерской и еще с одним современным «искусством», – речь идет о «творениях» Гельмана и Ко, гнусных поделках, также печально известных и также требующих к себе какого-то особого «гельменевтического» подхода, дабы тем самым возвести их в разряд якобы искусства и даже якобы церковного. У этих явлений имеются общие черты: первое – отсутствие веры и страшная гордыня их авторов, второе – отсутствие таланта, ибо истинный талант – всегда дар Божий и всегда является продолжением и воплощением духа, традиций, культуры, образа мыслей, наконец, – языка своего народа и своего Отечества, где он, этот талант, родился и возрос, и куда уходят его корни, питаемые прошлым. Особенно это необходимо в вопросах духовных, в предметах, так или иначе касающихся нашей Церкви. Тут важно быть плотью от плоти русского народа, нести в своей душе и в своем творчестве его благоговение к святыне, его смиренную и глубокую веру, его боязнь осквернить, оскорбить всё то, что этой святыни касается. Ну, представьте себе, мог бы сочинить такой «Патерик», как у Кучерской, Пушкин, Лермонтов, Лесков, Чехов, а тем паче – Гоголь или Достоевский? Что бы сказали эти писатели, если бы на их стол лег такой вот «опус», якобы радеющий о нашей Церкви? И что бы сказал об этом самый простой верующий русский крестьянин – века прошлого, позапрошлого, а, пожалуй, и настоящего? А то же, что сказали участнице «панк-молебна» Алехиной женщины, отбывающие вместе с ней наказание в колонии. Средства массовой информации не уточнили, чтó именно сказали сокамерницы этой представительнице «креативного» (как сейчас говорят) класса, чем пригрозили ей эти простые «некультурные» женщины, заключенные за какие-то, быть может, тяжкие преступления, но терпеть рядом с собой кощунницу над Православной верой не пожелавшие. Было упомянуто лишь то, что конфликт возник «на религиозной почве», но чтó именно произошло, догадаться нетрудно. Ибо в результате «интеллигентной» кощуннице пришлось просить, чтобы спрятали ее от праведного народного гнева в отдельную камеру. Так и пресловутый «Патерик» Кучерской у какой-нибудь скромной прихожанки нашей Церкви не вызвал бы ничего, кроме омерзения и желания скорее уклониться подальше от греха, а в веке XIX-м благочестивые крестьяне еще бы, чего доброго, и побили!

Есть такое понятие – хамов грех, – так вот, иначе это явление и не назовешь, ибо весь «Патерик» и есть хамов грех, и уж тем более – поставленный по этому «бестселлеру» спектакль, о котором ничтоже сумняшеся так весело рассказывает в своем интервью Майя Кучерская, красочно расписывая, как совершенно нецерковные люди до слез потешались, надо думать, над «глупыми и порочными попами».

Нетрудно представить себе, как автор кощунственного Патерика отзовется о книге о.Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», – книге, завоевавшей признание, а главное – сердечный отклик, – у многих и многих наших соотечественников. Снисходительная похвала не перевешивает здесь высокомерных слов: «Это сборник колыбельных, сказок на ночь, это душеполезная литература, призванная убаюкать и навеять читателю сладкий православный сон».

Да, именно так, для представителей «креативного класса» вся духовная жизнь, всё, что дорого православному сердцу, – убаюкивающая и неправдоподобная сказка. Совсем ведь иное дело, – критика, бунт, белоленточная революция в конце концов!!! Как однотипны все эти методы, мысли, желания! Как духовно беден и никчемен этот наш богатый «креативный класс»! Ему нужны какие-то особенные острые и пикантные соусы и приправы, – то меневские, то кочетковские, а то и вовсе революционно-нигилистические, – чтобы хоть как-то приблизиться к тому, чтó им кажется Русской Православной Церковью. Как им понять то, чтó «сквозит и тайно светит» в таких книгах, как «Несвятые святые», где как живые встают перед читателем наши русские подвижники, известные и неизвестные, старцы и простые монахи, матушки-монахини и мiряне, души которых оживотворил Правый Святый Дух! Как почувствовать этим «мертвым» креативным душам, что, чтобы писать о Православной Церкви, надо быть в ней, быть внутри нее, быть частью ее! Как им понять, что Церковь – мистическое Тело Христово, и что Церковь – это наша Мать, и что если кто любит ее и ревнует о ее чистоте, тот пишет о ее недостатках и болезнях с такою болью и сокрушением, что эти слова прежде всего жгут его самого, его любящую и страдающую душу. Только тогда слово боли и горечи о том, что подчас происходит в нашем церковном Доме, будет принято Богом как радение о чистоте этого Отчего Дома.

Низкий поклон о.Тихону (Шевкунову), автору замечательной книги о подвижниках нашей Церкви в ХХ веке, о тех, кого он встречал, кого полюбил, о ком смог написать так тепло и сердечно, что их полюбили и его многочисленные читатели. Полюбили героев книги, а значит полюбили и то, чтó их питало, чтó давало им духовные силы, на чьей почве они – эти цветы Российского луга духовного – взошли и дивно расцвели, – веру Православную и Землю Русскую! Низкий поклон от нас и от тех, кто будет после нас, – они будут твердо знать и ясно видеть, – чтó именно им хранить, за чтó не щадя живота бороться и чтó передать своим потомкам!

Наталия Афанасьева, филолог