Космос как послушание
10 ноября 2010 года в 20.45 на телеканале «Культура» состоялась премьера сенсационного документального фильма «Космос как послушание». Сложные отношения веры и космонавтики стали предметом пристального внимания режиссеров Ларисы Смирновой и Дмитрия Свегуна. О том, почему сегодня ни одна ракета с Байконура не стартует без благословения, почему космонавты принимают Крещение перед решающими взлетами и о многом другом зрителям рассказали: насельник Свято-Троицкой Лавры игумен Иов, старший научный сотрудник ЦПК им. Гагарина Ростислав Богдашевский, космонавты: Алексей Леонов, Владимир Титов, Валерий Корзун, Василий Циблиев, Александр Лазуткин, Юрий Лончаков, Федор Юрчихин; доцент Военно-воздушной академии им. Гагарина Валентин Петров, игуменья Адриана, директор мемориального дома-музея академика С.П. Королева Лариса Филина и др.
Картина «Космос как послушание» уже стала лауреатом VIII Международного фестиваля православного кино «Покров» в Киеве, получив премию в номинации «Документальное кино» и специальную премию имени Сергея Лосева за лучшую режиссуру. О вере и космосе с нами согласился побеседовать главный герой картины игумен Иов (Талац) — насельник Троице-Сергиевой лавры, настоятель храма Преображения Господня в Звездном городке, духовник российских космонавтов.
КОСМОС КАК ПОСЛУШАНИЕ
— Отец Иов, в одном популярном журнале я прочла статью о том, что Вы — настоятель «космического прихода». Расскажите, пожалуйста, о том, как начались Ваши отношения с космонавтикой?
— Мне кажется, что моя любовь к космосу, берет свое начало из детства, а потому и моя встреча с российскими космонавтами видится мне промыслительной. Мама рассказывала, да и сам я тоже это помню, как приходил в детский сад, где на площадке стояла серебристая ракета. Во время прогулки я забирался «на борт» и мог просидеть там несколько часов подряд. Дети обижались, воспитатели жаловались на меня маме, но я никого не пускал на «свой корабль».
В школе я начал интересоваться астрономией, наблюдал в телескоп за звездным небом, хотел пойти в летное училище, но после армии все же решил поступать на исторический факультет. Успешно сдал экзамены в Московский историко-архивный институт, который оставил после третьего курса, чтобы уйти в семинарию. Но любовь к Космосу не покинула меня. Наряду с главным делом, которым было и остается для меня монашество, я по-прежнему чувствовал интерес к миру как к творению Божию, и когда поступил в монастырь, продолжал интересоваться астрономией: рассказывал братии о том, где и когда восходит Сатурн, откуда появляется Юпитер, о сверхновых звездах в разных созвездиях, о скоплениях галактик… Кто-то подшучивал надо мною, кто-то вполне серьезно относился к моему увлечению.
Так продолжалось до 2003 года, того времени, когда почивший ныне владыка Якутский и Ленский, а тогда иеромонах Зосима, познакомил меня с полковником Валентином Васильевичем Петровым, доцентом и преподавателем философии Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. От Валентина Васильевича восемь лет назад я и получил свое первое приглашение в Звездный городок. Помню, как во время визита в центр подготовки космонавтов мне даже разрешили минутку-другую посидеть в тренажере... Тогда казалось, что на этом все должно было бы и закончиться. Однако через неделю Валентин Васильевич снова приехал в Лавру со словами: «Батюшка, я привез к вам командира отряда космонавтов, Юрия Валентиновича Лончакова ». Мы познакомились, вместе сходили поклониться мощам Преподобного Сергия, попили чаю. И через неделю Юрий Валентинович уже привез в Лавру всю свою семью. А ещё через некоторое время — половину отряда космонавтов Звездного.
Со временем мы стали встречаться регулярно, беседовали, служили молебны в день памяти пророка Илии, которого почитаем как покровителя космонавтики. Несколько позже познакомились с начальником Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенантом Василием Васильевичем Цыблиевым, и его заместителем, генерал-майором Валерием Григорьевичем Корзуном . Эти уважаемые люди и приняли решение приезжать перед космическими полетами в Лавру за благословением преподобного Сергия. С тех самых пор перед отправкой на Байконур космонавты навещают Преподобного, молятся, как напутственное благословение получают здесь Евангелие и небольшой складень с иконами Матери Божией и Господа.
Если меня просят, то незадолго до стартов, и я летаю на Байконур, чтобы исповедовать и причастить всех желающих, освятить ракету, побеседовать с космонавтами на духовные темы.
— На территории Звездного городка есть храм Преображения Господнего. Кто его прихожане, космонавты?
— Не только. Все жители городка могут посещать храм. В Звездном проживает около шести тысяч человек. Это и космонавты, и военные, и конструкторы, и врачи, в общем, все те, кто обеспечивает подготовку полета в космос. И в храм приходят разные люди, но, конечно, городок закрытый, и попасть на его территорию могут только те, кто живут там или имеют разрешение на доступ в Звездный.
В наш храм приходят даже американские астронавты. Ко мне под благословение подходили Майкл Финг и Майкл Баррет. Помню, когда я приезжал провожать Юру Лончакова на Байконур, прогуливался по аллейке, вдруг слышу, кто-то с американским акцентом зовет меня: «Батюшка, батюшка!» Оборачиваюсь — Майк бежит: «Я очень рад, что вы приехали, мне будет легче лететь в космос. Вы будете за меня молиться».
— В Русской Православной церкви есть священники, которые окормляют заключенных, есть капелланы, есть батюшки, которые стали духовниками православных гимназий и детских приютов, а у вас, Отче, сложились духовные отношения с космонавтами. Как Вы думаете, почему это произошло?
— Это сложный вопрос. Думаю, и мой интерес к космонавтике даже в детском возрасте не был пустым мечтанием. Господь позволил ему развиться, а потом направил в нужное русло. Только представьте себе: в России лишь 106 космонавтов летали в космос. Всего в мире на шесть миллиардов населения приходится 500 космонавтов летавших в космос. Некоторые люди за всю свою жизнь могут ни разу не встретить космонавта, правда ведь? А я постоянно общаюсь с ними, знаю их семьи, многие из них для меня очень близкие люди, вместе мы ездим в паломничества, отдыхаем… И я думаю, что теперь это уже моя обязанность — отвечать перед Богом за этих людей. Владыка Феогност как-то сказал, что Господь всегда использует «в Своих целях» те устремления, которые заложены в человеке.
— Кажется, Вы так много знаете уже о космонавтах и космонавтике, что недалек тот час, когда придется перейти от теории к практике.
— В один из приездов в Лавру кто-то из космонавтов тоже спросил меня: «Батюшка, а Вы не хотели бы попробовать пройти нашу подготовку». Я ответил тогда: «Конечно, с удовольствием». И первое, что мне предложили, это пройти на тренажере имитацию выхода в открытый космос на Земле. Позже я «летал на невесомость» вместе с космонавтами на самолете, учился управляться со скафандром, чувствовать состояние невесомости, работать в этом состоянии. Надо сказать, что ощущения, которые ты при этом испытываешь, удивительны. Кажется, что весь мир находится в подвешенном состоянии. Словно читаешь строки Библии из Книги Иова Многострадального о Господе:
Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем (Иов. 26, 7). А еще через некоторое время космонавты предложили мне «пойти на гидроневесомость». Это тоже имитация выхода в открытый космос, только уже под водой. На глубине двенадцати метров есть гидролаборатория. За полтора часа пребывания под водой я потерял полтора килограмма и понял, какой труд предпринимают космонавты, работая на орбите.
Врач, который осматривал меня перед тренажером, спросил: «Я с семьдесят шестого года провожаю космонавтов в гидролабораторию отрабатывать выход в открытый космос, но мне ни разу не пришло в голову попробовать это самому. Батюшка, скажите, зачем вам это надо?» Я тогда сказал, что могу ответить, наверное, только перефразируя слова апостола Павла: «Для космонавта я был космонавтом, чтобы приобрести космонавтов», который говорил: для подзаконных <я> был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных, я сделался немощным, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайне мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1 Кор. 9, 20-23). И тогда этот человек, который точно не был в то время церковным, вдруг говорит: «Я понял, вам нужно идти. Идите».
И по-другому просто нельзя. Чтобы говорить с космонавтами на их языке, надо понимать их, знать жизнь этих людей, в полной мере осознавать, чем они занимаются. Так что, можно сказать, к практике я уже перешел.
— Говорят, на войне атеистов не бывает. Сложно поверить и в то, что в космосе могут быть атеисты.
— Из числа космонавтов я встретил только двух атеистов. Когда я кропил святой водой ребят перед полетом, помню, как один космонавт сказал, что может и без этого обойтись. А во время полета снял все иконы на корабле, хотя ему никто и не давал такого права, ведь корабль — не его собственность.
— Значит, на станции есть иконы?
— В настоящее время на станции находятся иконы Спасителя, Матери Божией «Казанская», святителя Николая. Когда Юрий Валентинович Лончаков выходил в открытый Космос, я давал ему с собою частичку мощей преподобного Сергия. В общей сложности мощи Преподобного находились на орбите полгода. Часть Животворящего Креста Господня брал с собою на орбиту летчик-космонавт полковник Максим Сураев. В данный момент, на орбите пребывают три русских космонавта, одному из которых, а именно Федору Николаевичу Юрчихину я дал с собою частички мощей великомученика Феодора Стратилата, Феодора Тирона и часть древа от гроба святителя Николая, чудотворца Мир Ликийских. Когда ребята возвратятся на Землю, часть древа я оставлю в Звездном, а часть я обещал вернуть в Бари, в память о том, что святыня побывала в Космосе.
На Руси есть традиция: в трудное для Отечества время совершать крестные ходы с иконами и мощами вокруг городов, деревень и других населенных пунктов. Сейчас у нас есть возможность совершать крестный ход вокруг планеты Земля, и мы пользуемся ею. Это нужно для освящения пространства, в котором мы живем, для того, чтобы люди обращались к Богу и начинали исправлять свои сердца, бороться со страстями, каяться.
Особенные люди
— Кажется, что между космонавтом и монахом много общего: и те и другие хотят на небо и всю жизнь готовятся к взлету…
— Ну, конечно. Это понимают и многие космонавты, особенно из числа церковных людей. И у меня после пострига было такое чувство (думаю, оно знакомо многим монахам), что я вернулся на Землю с Неба. Знаете, когда человек принимает монашество, то трое суток после этого события он находится в Алтаре, ему нельзя снимать клобук, он пребывает в молитве, и только по истечении этого времени, может вернуться к обычной жизни. Меня постригали в один день с почившим ныне епископом Якутским и Ленским Зосимой. И я помню, как наше возвращение к повседневной жизни после пребывания в храме, для нас обоих было очень похоже на возвращение из Горнего мира. Мы словно отсутствовали, но пришло время, и мы вернулись на Землю. Помню, что и лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) подтвердил, что на духовном уровне это так именно и происходит: по прошествии трех дней Господь снова возвращает монаха на Землю, чтобы нести послушание, но уже в другом качестве.
Так и для космонавта, если он живет с Богом, его послушание наполнено духовным смыслом. Юрий Лончаков на орбите прочел всю Библию. Иногда мы вместе с ним читали по телефону Священное Писание, обсуждали трудные места из книг Ветхого и Нового Завета. А после полета Юрий вспоминал, что когда бывало нелегко, он знал, что в каюте откроет Священное Писание, и в душе снова воцарится мир. Чтение Священного Писания и молитва были сильнейшей поддержкой на орбите для нашего космонавта. А еще то, что мощи Преподобного Сергия всегда были рядом. Юрий говорил, что реально чувствовал присутствие и помощь Преподобного.
Космонавт Валерий Владимирович Поляков, пробыв на орбите год и три месяца, рассказывал, что всегда чувствовал в космосе особое присутствие Божие. Во время полета Валерий праздновал на борту корабля Пасху Христову и Рождество. Надо отметить, что замечательная традиция поздравлять космонавтов с этими главными для православных праздниками, начатая Патриархом Алексием II Божией милостию поддерживается и Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На Рождество Христово и на Пасху Патриарх Кирилл связывается с космическим экипажем, чтобы поздравить наших ребят.
Один старец говорил мне, что космонавтика, как и любое другое дело, только тогда имеет смысл, когда человек, постигая премудрое устройство мира, сотворенного Богом, начинает славить Творца. Всё, что делается не во славу Божию, никому не принесет и практической пользы. Даже статья или книга, написанная не во славу Божию, в лучшем случае превратится в макулатуру, а в худшем — принесет вред человечеству.
— Космонавты делились с Вами духовным опытом? Что чувствует человек, находясь так высоко в небе? Кажется, что там должно как-то особенно ощущаться присутствие Божие…
— Космонавт Геннадий Монаков, один из последних получивший звание героя Советского Союза, рассказывал, что он был неверующим человеком до своего первого выхода в космос. Но когда он открыл выходной люк и увидел необыкновенную красоту звездного неба, подумал: «Нет, это не могло появиться в результате случайности. Это сотворил Господь».
Другой космонавт, тоже был неверующим человеком, но когда возвращался из второго полета, при посадке на высоте десяти километров не сработала тормозная парашютная система (а этого не должно было случиться!). Парашюты не раскрылись ни на девяти, ни на восьми километрах, и тогда он, как профессионал, понял, что сейчас от него и его товарищей ничего не останется, и стал молиться. Парашюты открылись, но эти последние километры, остававшиеся до Земли, стали для него дорогой к Богу.
— Космонавтами становятся сильные люди, но ведь сильному человеку намного труднее бывает поверить в Бога. И все-таки среди космонавтов так много верующих. Почему, как Вы думаете?
— Вы знаете, надежду на собственные силы Господь «обрубает» незамедлительно, если человек начинает ими гордиться. Познание своей немощи, это первая ступенька на Небо, как говорят великие отцы. У св. Амвросия Оптинского мы читаем: к смирению есть три великих ступени, первая — это познание своей немощи. А как можно познать собственную немощь, если нет соответствующих обстоятельств? Как мы поймем, что не можем не гневаться и не осуждать, несмотря на то, что знаем, что этого нельзя делать? Как поймем, что если Господь не сохранит нас, то и никто не сохранит?
Космонавты довольно часто оказываются в ситуации, когда никто кроме Бога им помочь не может. Например, когда случился пожар на станции «Мир», ребята осознавали, что должны погибнуть, и только сила Божия остановила тогда трагическое развитие событий. Взорвалась кислородная шашка, и загорелось все вокруг, при этом нельзя было открыть форточку как на Земле, везде вакуум, воздуха нет, дым и гарь накапливаются очень быстро, а обшивка космической станции имеет толщину около двух миллиметров. Но Господь помог. А вообще, я должен сказать, что космонавтикой, конечно же, занимаются особые люди.
Гагарин
— Несомненно, особым человеком был и Юрий Алексеевич Гагарин. Только неужели русский человек из семьи верующих действительно мог сказать, что был в космосе и не видел Бога?
— Вообще я знаю несколько редакций слов Гагарина. Первая принадлежит Алексею Архиповичу Леонову, который рассказывал, что Юрий Алексеевич, отвечая на вопрос Хрущева в Георгиевском зале Кремля, почувствовал, что Никита Сергеевич с издевкой спрашивает его о Боге, и подумав, ответил, что видел Бога. На что после паузы Хрущев сказал:
— Смотрите, больше никому об этом не рассказывайте.
Другая редакция — та, которую знаете Вы: Гагарин летал в космос, и сказал, что не видел там Бога. Но если она верна, то Гагарин ведь и в самом деле не мог видеть Бога в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин был верующим человеком, не церковным, но все же верующим, выросшим в православной семье. Я знаком с Тамарой Дмитриевной, племянницей Гагарина, которая рассказывала, что в каждом уголке их дома висели иконы. В семье праздновали Рождество, Пасху Христову... Юрий Алексеевич ездил в Смоленскую губернию к старице Макарии, помогал ей, а свою дочь, Елену Гагарину, крестил в Гжацке, когда проходил комиссию в отряд космонавтов. И как верующий человек, Юрий Алексеевич не мог не знать, что Бога нельзя увидеть с борта космического корабля. Но вот космонавт Валерий Корзун рассказывал, что когда Гагарина спросили о том, видел ли он Бога на небе, тот отвечал: «Кто не встретил Бога на Земле, тот никогда не увидит Его на небе».
Об этом, кстати, есть хорошая история. Когда в 61-м году к епископу Алма-Атинскому Иосифу пришли представители Службы безопасности и попросили сказать на проповеди о том, что советский человек летал в космос, и не видел там Бога, Владыка вышел на амвон и произнес примерно следующее:
— Братья и сестры, недавно молодой советский парень Юрий Гагарин, полетел в Космос, и говорят, что он не видел там Бога. Бога он не видел, но Бог его видел и благословил.
Аналогичный вопрос, кстати, задавали не только Юрию Гагарину, но и американскому астронавту Фрэнку Борману. Как Вы знаете, первым вышел на Луну Нил Армстронг, а первым космонавтом, облетевшим вокруг Луны, был Фрэнк Борман. Так вот, когда он вернулся, его тоже спросили: «Фрэнк, один из русских космонавтов недавно сказал, что был в космосе и не видел там Бога. Вы тоже были в космосе, а Вы видели Бога?» И Фрэнк ответил: «Я несколько раз был в космосе, и я Бога не видел, но кругом видел следы Его присутствия». А перед началом своего путешествия первое, что сделал Фрэнк, так это открыл Священное Писание и начал читать о сотворении мира из Книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста (Быт. 1; 1-2). Фрэнк прочел почти всю главу, пока летел вокруг Луны, и все радиостанции мира транслировали в это время, как астронавт читал Библию.
Церковь учит, что Господь устроил Вселенную, сотворив три неба. Первое — это видимая атмосфера, второе — звездный Космос и третье небо — это Небеса или Горний мир. До третьего неба никогда не долетят ракеты, а человек может вознестись туда, только очистив свое сердце. Блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8), — как читаем мы в Священном Писании.
— Расскажите, пожалуйста, о выступлении Юрия Алексеевича на съезде ВЛКСМ, в котором он говорил о необходимости восстановить Храм Христа Спасителя?
— Валентин Васильевич Петров рассказывал, что приезжал в Лавру вместе с Юрием Алексеевичем Гагариным. Они бывали у Наместника монастыря, посещали музей Духовной академии. Гагарина поразил тогда макет Храма Христа Спасителя, и он спросил: «Где же стоял такой красавец?» И когда Юрий Алексеевич узнал, что на месте храма находится сейчас бассейн, то был поражен тому, что можно было уничтожить такую красоту!
Спустя некоторое время Гагарин, выступал перед советской молодежью на Пленуме ВЛКСМ и сказал, что считает безумием взрыв Храма Христа Спасителя и что неплохо было бы восстановить этот собор и Триумфальную арку в Москве. Поверить в то, что в хрущевские времена Гагарин фактически обвинил политику партии, было почти невозможно (это к слову об особых людях, занимающихся космонавтикой), и я попросил знакомого архивиста поискать материалы упомянутого Пленума. Но когда я позвонил ему и описал задачу, заметив при этом, что не знаю, в каком году произошло это событие, не знаю, что это был за Пленум, и вообще, не знаю, наверняка, говорил ли Гагарин о взрыве храма, ответ специалиста был более чем категоричен: «Этого, батюшка, быть не могло». Однако попросил дать ему десять дней, чтобы подтвердить или опровергнуть мою информацию. По прошествии же обозначенного срока… нашел материалы VIII Пленума ЦК ВЛКСМ 65-го года по воспитанию молодежи, в числе которых было и выступление Юрия Алексеевича. Мы тогда специально поехали в архив, нашли подписанные Гагариным материалы его выступления , став первыми, кто ими заинтересовался. До нас никто не прикасался к этим документам, Юрий Алексеевич Гагарин был последним человеком, приложившим к ним свою руку.
Космос как послушание
— Отец Иов, Вы принимали непосредственное участие в создании документального фильма «Космос как послушание». Расскажите, пожалуйста, немного о том, как создавалась эта картина?
— Это фильм о людях, которые готовят космонавтов, занимаются фундаментальной наукой и практической космонавтикой. У них общее послушание — космос, и все они по-разному это послушание исполняют. Космонавты летают в космос, конструкторы создают ракеты, инструкторы и врачи готовят людей к полету, а священники за них молятся и духовно их поддерживают.
Рассказать об этих людях и было основной задачей миссионерского фильма «Космос как послушание». С другой стороны, мы хотели показать и то, что знание о том, как устроена Вселенная, не противоречит учению Православной Церкви. Работа над фильмом длилась два года, и она была очень непростой. Космонавты не хотели сниматься, потому что не доверяли журналистам, и мне приходилось лично уговаривать ребят давать интервью.
— Создатели фильма сами обратились к Вам за помощью?
— Да, они хотели было обойтись без нее, но космонавты отказывались участвовать в съемках. Тогда одному из сценаристов кто-то сказал, что есть батюшка, который пользуется доверием космонавтов, и к нему можно обратиться. Мне позвонили, режиссер Лариса Смирнова приехала в Лавру, мы познакомились. Я увидел, что она — человек верующий и что согласна работать по благословению. Вместе мы начали трудиться над созданием картины. Я давал Ларисе святоотеческие книги, ведь чтобы написать сценарий для фильма, который был задуман, необходимо было проникнуться духом Православия, только потом начали обсуждать саму тему. Я находил святоотеческие изречения, необходимые для понимания общей для нас творческой задачи, изыскивал интересные материалы об астронавтах, космонавтах и конструкторах. Потом мы обзванивали тех, кто согласился сниматься, и выезжали на интервью. Так и сняли фильм. Слава Богу. Мне сложно судить о том, каким он получился, но те, кто видели картину, даже из числа братии, остались ею очень довольны. Посмотрим, как примут фильм зрители. Думаю, что даже если одному человеку он поможет обратиться к Богу, значит, стоило этим заниматься.
Проповедь
— Вы упомянули о миссионерском характере фильма «Космос как послушание». Думаете, проповедь из уст космонавтов имеет особенное значение?
— Несомненно. Приведу один пример. Ко мне в Лавру приезжает вместе со своей семьей космонавт Геннадий Падалка, в настоящее время он возглавляет Третье управление Центра подготовки космонавтов. В один из таких его приездов, я подарил дочери Геннадия Юлии книжечку о Боге, кажется, она была издана в «Даниловском благовестнике», и Юлия как-то взяла ее с собой на работу. Знаете, раньше, когда люди вместе работали, они всё друг о друге знали: кто чем живет, кто с кем гуляет, кто с кем поругался, а сейчас каждый сам по себе, никто ничего никому не рассказывает. Так вот Юлия сидит однажды, книжку читает, а к ней подходит сослуживица и спрашивает:
— А что, ты верующая?
— Да, мы с папой ездим в Лавру к батюшке, — отвечает Юлия.
— С папой? И твой папа тоже верующий?!
— Ну, да.
— А кто твой папа? — снова спрашивает сослуживица.
— Космонавт.
И этот ответ привел девушку в совершенное изумление: космонавт — верующий. А через неделю она и сама приняла Православие.
Космонавт, который летает в космос, верующий. Что это означает для обычного, далекого от веры и Церкви человека? Или он (космонавт) видел Бога или тут что-то не так. И тогда человек начинает задавать себе вопросы, поиск ответов на которые постепенно приводит его к Богу, Которого, оказывается, можно встретить не только в космосе.
Безбожники пытались поставить космонавтику на службу атеизму и с ее помощью доказать материалистическое происхождение Вселенной. Поэтому им так нужен был Гагарин, который не видел Бога в космосе. Атеисты надеялись навязать человечеству мысль — чем больше мы познаем мироздание, чем больше изучаем Вселенную, тем меньше места мы там находим для Бога. И вдруг выясняется, что люди, которые летают в космос и создают ракеты, веруют в Господа. Наука якобы доказала, что Бога нет, и вдруг такой казус.
Хотя как наука могла доказать что Бога нет, если Паскаль, Кеплер, Коперник (я могу еще долго-долго перечислять их фамилия) — ученые, которые создавали науку, — были христианами. Христианами были и многие из тех, кто занимался практической космонавтикой. Основоположник американской космонавтики, Вернер фон Браун, когда его спросили верит ли он в Бога, ответил, что мир настолько премудро устроен, и настолько всё математически предсказуемо, что человек неизбежно приходит к выводу о том, что его сотворил Великий Мудрец.
Основоположники практической космонавтики в нашей стране в своем абсолютном большинстве верили в Христа. Сергей Павлович Королев жертвовал деньги на монастыри. Его письма к супруге Нине Ивановне, изобилуют просьбами вроде: «Дорогая, помолись, а то у нас не ладится. У тебя молитва сильная». А ведь Королев знал, что все письма проверялись сотрудниками КГБ. Известно, что у Сергея Павловича был духовник. К сожалению, я его пока не нашел, но надеюсь, что Господь поможет мне в этом. Королев ездил в Пюхтицы, читал «Добротолюбие», я видел икону которой его благословила бабушка в 1914 году. Эта икона всю жизнь была рядом с Сергеем Павловичем. Сподвижник Королева, Вознесенский, был сыном священника, Настоятеля храма Иоанна Воина, что напротив французского посольства. Академик Борис Раушенбах, немец по национальности, принял Православие и написал одну из лучших работ об иконописи и обратной перспективе.
Многие ученые были верующими в советское время, просто не афишировали свои убеждения. Одни были церковными людьми, другие жили с Богом в сердце. Создатели коммунистической идеологии просто обманывали народ, лгали, не стесняясь во всем, что касалось вопросов веры Православной, и продолжают лгать до сих пор. Но когда космонавт свидетельствует, что дело, которому он посвящает жизнь, не противоречит его, верующего человека, мировоззрению, это раздражает лжецов.
Недавно я спросил супругу космонавта Титова о том, был ли верующим Герман Степанович. И его жена-христианка ответила мне так: «Знаете, он не любил говорить о своих убеждениях. Но перескажу Вам то, что сама слышала от мужа. Однажды мы были на официальной встрече, после которой многие люди подходили к Герману Степановичу с вопросами. Подошли и какие-то бабульки, чтобы спросить, видел ли Титов в космосе Бога? И Герман Степанович ответил: «Ну, что вы! Я-то был на первом и втором небе, а Бог живет на седьмом. Куда мне, грешному, до Него долететь!».
Проповедь — это потребность любого верующего человека, в том числе и космонавта. В Евангелии мы читаем: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19). Владыка наш Христос, Апостолы и Матерь Божия проповедовали всем народам. И если вы искренне познали Христа, и Господь вам открыл Свою любовь к роду человеческому, то вы уже не можете не делиться ею с другими людьми. Любовь в отличие от эгоизма, равнодушного ко всему, просто не живет иначе. Силуан Афонский писал, что когда мы становимся безразличными к другому человеку, к его судьбе, это означает, что с нами нет Христа. Любовь не может не желать добра ближнему.
— Что для вас означают слова: «идите и научите»? Чему Вы хотели бы научить жителей Звездного?
— Я думаю, что хорошо было бы научить людей желать встречи со Христом, стремиться быть с Ним всегда мыслями, чувствами, сердцем. И тогда где бы ни были эти люди, на Земле или в космическом пространстве, они будут принимать правильные решения, и это поможет им не только в земной жизни, но и когда придет время уйти в мир Горний.
Я часто вспоминаю слова известного немецкого философа Канта: «Две вещи наполняют мое сердце все новым и постоянно возрастающим трепетом и восхищением: это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня». Ломоносов говорил о сотворенном мире и Священном Писании: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой — Свою волю».
Космонавтика принесла всемирную славу России. В развитие этой отрасли вложен колоссальный труд нашего народа, и когда человек познает тайны мироздания, разве это не приближает его к Богу? Славословие разлито по всей Вселенной, в каждой звезде, в каждой галактике, в каждой молекуле совершается слава Творцу, если мы внимательно присмотримся, то обязательно увидим это. Так если бездушная природа хвалит Господа, то тем паче человек, вершина Божественного творения, должен восхвалять своего Создателя.
Держава Российская особенная. Она принимает человека независимо от его национальности, но и человек, в свою очередь, должен любить свое Отечество, переживать за страну, в которой живет. Кто-то из старцев сказал, что Россия наднациональное государство. Человек по плоти может быть русским, и при этом не иметь никакого отношения к России, даже быть ее врагом. А может быть по духу русским, и тогда уже неважно, какой он национальности, потому что Россия — это духовное явление. Подлинными патриотами России были немец Владимир Даль и преподобномученица Елисавета Феодоровна. Так вот надо научить людей любить Бога, любить свою страну, понимать и любить христианскую культуру страны, в которой мы живем, чтобы стать настоящими гражданами своего Отечества, не только земного, но и Небесного.
1 Лончаков Юрий Валентинович, герой России, летчик-космонавт, полковник.
2 Летчики-косомнавты Цыблеев Василий Васильевич и Корзун Валерий Григорьевич – герои России.
3 Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, настоятель Троице-Сергиевой Лавры.
4 Доклад Юрия Алексеевича Гагарина назывался «О работе Белорусской и Ивановской областной комсомольской организации по воспитанию молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа» от 27 декабря 1965 г. Вечернее заседание.
Записала Екатерина Орлова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии