Концерт к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке – в Московском доме музыки
Концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, прошел в Москве. "Мы живем по Шнитке" – эти слова Мстислава Ростроповича точно определяют роль композитора в мироощущении современников. Особое значение они имеют и для Владимира Спивакова, который встал за пульт Национального филармонического оркестра. Дженнет Арльт продолжит.
"Любая музыка найдет публику, если написана убежденно и несет в себе мысль" – говорил Шнитке. Его произведения стали неотъемлемой частью концертного репертуара "Виртуозов Москвы" еще при жизни композитора, а самого Шнитке и Спивакова связывала многолетняя дружба. "Альфред, который, как и все новое, естественно, был воспринят не сразу, тем не менее сегодня он оказался прав. И фактически это победа над смертью – его музыка", – говорит худрук и гл. дирижер Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.
От симфонической пьесы "Ритуал", написанной композитором в память о жертвах Второй мировой войны – к Фортепианному концерту, который Шнитке посвятил Владимиру Крайневу. Этот концерт пианист исполнял по всему миру, в том числе с "Виртуозами Москвы" под управлением Владимира Спивакова. Маэстро дирижирует по партитуре самого Крайнева, на ней – автограф Шнитке. ""Дорогому вдохновителю и исполнителю с благодарностью Владимиру Крайневу от Альфреда Шнитке". И перед отъездом в Германию Володя подарил мне эту партитуру и сказал, что так хорошо, как было со мной, в исполнении этого концерта, так ему ни с кем не было. Очень приятно мне было это", – делится худрук и гл. дирижер Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.
В этот вечер за роялем – молодой пианист Тимофей Владимиров – обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов имени Крайнева. Так, в одном концерте соединились имена прошлого и настоящего. "Лаконично, за 25 минут Альфред Гарриевич смог сказать абсолютно все, и, в принципе, написать картину мира в целом. Потому что, безусловно, содержание этой музыки связано как с психологией личности, так и связано с такими понятиями, как жизнь, смерть, бессмертие, конечность и бесконечность", – считает пианист Тимофей Владимиров.
Во второй части концерта – музыка из балета "Эскизы" по мотивам творчества Гоголя. В пространство одного одноактного балета композитор вместил несколько миниатюр с героями "Ревизора", "Мертвых душ" и гоголевских рассказов. Национальный филармонический оркестр России стал одним из первых коллективов, еще 20 лет назад исполнивших в полном объеме музыку из балета Шнитке в концертной версии. "Мне приходят на ум слова выдающегося религиозного русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева. "Из смеха звонкого и из глухих рыданий созвучие Вселенной создано". Вот об этом музыка Альфреда Шнитке", – комментирует худрук и гл. дирижер Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии