Конституционный суд Украины одобрил особый статус Донбасса

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Конституционный суд Украины одобрил особый статус Донбасса | Русская весна

Конституционный суд своим решением признал законными изменения в Конституцию в части децентрализации законными, сообщает РБК-Украина.

Согласно выводу суда, предложенные изменения соответствуют частям 157 и 158 Конституции Украины и не предусматривают отмены или ограничения прав и свобод человека и гражданина. По словам председательствующего судьи КСУ Василия Брынцева, во время рассмотрения законопроекта свои позиции высказали президент, спикер Верховной Рады и премьер.

Тем самым КС признал законным положения законопроекта по децентрализации относительно особого порядка местного самоуправления в отдельный районах Донецкой и Луганской областях.

«Конституционный суд исходит из того, что этот пункт касается урегулирования отдельным законом особенностей осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Предлагаемое в Законопроекте дополнение к разделу ХV «Переходные положения» Конституции пунктом 18 не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина», - говорится в Заключении КСУ.

Проект закона о децентрализации предлагает закрепить в Конституции норму, согласно которой «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

16 июля Верховная Рада направила в Конституционный суд закон о децентрализации.

О законе

Документом, который поддержали депутаты, вносятся изменения в Конституцию, которыми закрепляется отход от централизованной модели управления в государстве, обеспечивается способность местного самоуправления и вводится новая система территориальной организации власти в Украине на основе принципов субсидиарности, вездесущности и финансовой самодостаточности местного самоуправления.

При этом предлагаемые изменения сохраняют унитарную форму государственного устройства Украины. Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.

Кроме того, законопроект предлагает закрепить в Конституции положения, согласно которым систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: общины, районы, регионы. Территория Украины поделена на общины.

«Община является первичной единицей в системе территориального устройства Украины. Несколько общин составляют район. АР Крым и области являются регионами Украины», - говорится в проекте изменений к Конституции. Территориальная община, состоящая из жителей поселения или поселений, осуществляет местное самоуправление через органы местного самоуправления. Также указано, что территориальная община осуществляет местное самоуправление непосредственно путем местных референдумов и в других формах, определенных законом.

Органами местного самоуправления общины является совет общины как представительный орган и исполнительные органы местного самоуправления общины. Председатель общины председательствует на заседаниях совета общины, возглавляет исполнительный орган местного самоуправления общины. Также органами местного самоуправления является районный, областной совет и их исполнительные комитеты. Срок полномочий председателя общины, депутатов совета общины, районного, областного совета, избранных на очередных выборах, составляет 4 года.

Очередные выборы депутатов всех советов общин, районных, областных советов, глав общин происходят в последнее воскресенье октября четвертого года полномочий, а очередные внеочередные выборы - не позднее 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий.

Районный совет, областной совет назначает и освобождает председателя исполнительного комитета совета и по его представлению формирует состав этого органа.

Также в Конституции предлагается закрепить финансовую основу местного самоуправления, а именно:

  1. земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, которые есть в коммунальной собственности территориальной общины
  2. местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов
  3. объекты совместной собственности территориальных общин и находятся в управлении районного или областного совета и содержатся за счет средств соответственно районного или областного бюджета.

Территориальная община согласно закону:

  1. управляет имуществом, находящимся в коммунальной собственности
  2. утверждает бюджет соответствующей общины и контролирует его исполнение
  3. утверждает программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение
  4. устанавливает местные налоги и сборы
  5. обеспечивает реализацию результатов местных референдумов
  6. образует, реорганизует и ликвидирует коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляет контроль за их деятельностью
  7. решает другие вопросы местного значения, отнесенные законом к ее компетенции.

Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты, назначаемые на должность и увольняет с должности по представлению Кабинета министров Украины Президент Украины. Также Президент и Кабмин могут отменить акты перфектовв.

Префект на соответствующей территории:

  1. осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов органами местного самоуправления
  2. координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением ими Конституции и законов Украины
  3. обеспечивает выполнение государственных программ и др.

Полномочия сельских, поселковых, городских председателей и депутатов местных советов прекращаются со дня обретения полномочий соответственно председателями общин, советами общин, районными и областными советами, избранными на следующих очередных местных выборах в октябре 2017 г.

http://ruskline.ru/politnews/2015/7/31/konstitucionnyj_sud_ukrainy_odobr...