Константинопольский патриархат: мы не признаём анафему Мазепе. Дмитрий Скворцов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Дмитрий Скворцов

Анафема, наложенная на Ивана Мазепу недействительна, поскольку была провозглашена по политическим причинам, считают в Экуменическом патриархате (именно так на рабочих языках данной церкви – греческом и английском – звучит её название, которое по давно устаревшей традиции иногда переводят на русский как «Вселенский патриархат»).

«Экуменический патриархат не признавал канонической анафему, которая была наложена на украинского гетмана Ивана Мазепу Русской православной церковью, – заявил представитель Экуменического патриархата при «Всемирном совете церквей» Игор Гэча. – Ведь она была наложена по политическим мотивам, как средство политически идеологических репрессий и не имела никаких вероисповедных, богословских или канонических причин».

«В эмиграции в г. Бендеры Иван Мазепа свободно исповедовался у православных священников Экуменического патриархата, – рассказал Гэча. – Именно они напутствовали его на смертном одре и отпустили грехи, а затем и отпевали. Его тело было положено в православной церкви городка Варницы, которая находилась в юрисдикции Экуменического патриархата, а впоследствии его перезахоронили в городе Галац на Дунае, где в центральном соборе Свято-Георгиевского монастыря местный митрополит отслужил заупокойную службу по почившим гетманом. Этот митрополит был иерархом Экуменического патриархата. Итак, можем говорить, что Иван Мазепа умер как верный Матери-Церкви, Экуменического патриархата».

Отменим, что это не первая попытка «канонически» реабилитировать изменника, чьё имя стало нарицательным. Ещё десять лет назад к этому готовила паству группа нынешних потенциальных перебежчиков в «Единую поместную православную церковь» во главе с секретарями прошлого предстоятеля УПЦ (МП) митр. Александром Драбинко и прот. Коваленко, а также тогдашним главой ОВЦС УПЦ (МП) архим. Кириллом Говоруном.

Тогда пресс-секретарь Одесской епархии прот. Андрей Новиков дал обстоятельный ответ на обвинение Русской Церкви (а среди провозглашавших анафему Ивашке Мазепе был и святой Иоанн Максимович) в «политическом решении». В частности, о. Андрей обращает внимание на текст анафемы, из которой видно, что она была наложена, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана.

Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данную на святом Кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную». «Нарушение крестной клятвы есть… духовное и церковно-каноническое преступление, – поясняет о. Андрей. – Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в Церкви поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе».

Кстати, именно за нарушение крестной клятвы был отлучён и выдающийся мазепинец Филарет Денисенко. Тот самый, чья апелляция принята к рассмотрению на Фанаре. Хотя 25-е Апостольское правило чётко гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон… в клятвопреступлении… обличенный, да будет извержен от священного чина».

Второе преступление Мазепы. Принеся присягу шведскому королю-лютеранину, Мазепа привел в Малороссию протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни. «Таким образом, Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь», – заключает о. Андрей. Что и подтверждается текстом анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил».

Что же касается «верности Мазепы Матери-Церкви – Экуменическому патриархату», то, как напоминает глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов, есаул Иван Мазепа был самым горячим сторонником отделения Киевской митрополии от Стамбула и присоединения ее к Москве: «Иван Мазепа очень энергично взялся за дело. Был проведен Собор, принято решение просить Московского патриарха принять под свой омофор Киевскую митрополию и уже в Москве высвячивать Киевских митрополитов».

Так что, стамбульские «канонисты» и «историки» продолжают садиться во всё новые и новые лужи, и таких луж у них впереди ещё целая «вселенная». Ойкумена, на рабочем языке фанарских мудрецов.

http://radonezh.ru/2018/09/19/konstantinopolskiy-patriarhat-my-ne-prizna...