Константинополь объявил о создании экзархата в Литве

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Константинополь объявил о создании экзархата в Литве
Светские власти, стремящиеся избавиться от всего русского, это горячо поддержали
 
РИГА. Константинопольский патриархат объявил о создании экзархата в Литве, хотя там уже есть Литовская епархия РПЦ. Светские власти, стремящиеся избавиться от всего русского, разумеется, это горячо поддержали, сообщает РИА-Новости. 

На фоне стремительно развивающегося церковного конфликта на Украине визит в конце марта Вселенского патриарха Варфоломея в Литву не привлек особого внимания.

Глава Константинопольской Церкви впервые в истории посещал эту прибалтийскую республику. Его принимали на высшем уровне. Патриарх Варфоломей и литовский премьер Ингрида Шимоните подписали договор о сотрудничестве.

"Документ предусматривает и поощряет более тесные связи в различных областях, представляющих общий интерес. Перед нами открывается новая перспектива, а также возможность совместной работы по созданию экзархата", — заявил патриарх Варфоломей.

Литва является канонической территорией РПЦ. Местные православные приходы объединены в Виленско-Литовскую епархию. 

Шимоните посетовала, что у Литвы до сих пор нет независимой от Московского патриархата Церкви. И объяснила, что с XIII столетия местные православные входили в состав Киевской митрополии, подчинявшейся Царьграду.

"Лишь в конце XVII века Московский патриарх, получив право рукополагать избранного Киевского митрополита, согласно "лучшим имперским традициям" решил полностью завладеть митрополией Киева, а вместе с ней и литовским православием", — добавила она.

Стамбульский гость прибыл в тот момент, когда местную общину охватили скандалы. Весной 2022-го пятеро виленских священников заявили: с учетом происходящих на Украине событий следует пересмотреть каноническую принадлежность Литвы с возможным переходом в юрисдикцию Фанара. Церковный суд обвинил их в "попрании священных обетов", непослушании правящему архиерею, участии в кампании по дискредитации РПЦ.

В итоге глава епархии митрополит Иннокентий (Васильев) лишил смутьянов сана. Подавляющая часть верующих отрицательно относится к распространяемым ими идеям, подчеркнул он.


Константинопольский синод восстановил всех пятерых, пояснив, что причины их наказания "проистекают вовсе не из церковных критериев". Все дело в позиции "клириков" по поводу украинского конфликта.

Руководство Виленской епархии это решение не признало. Ведь лишение сана — не дисциплинарный, а религиозный акт. И он бесповоротен.

Согласно канонам, такие "священнослужители" не подлежат восстановлению и рукоположению. Они — миряне и останутся ими, даже если дерзнут облачиться в церковные одеяния.

Митрополит Иннокентий еще в июне прошлого года попросил Московский патриархат предоставить его духовной вотчине автономию, то есть административную и хозяйственную самостоятельность. Таким статусом обладает, в частности, каноническая Украинская Православная Церковь.

Синод РПЦ отложил это решение до архиерейского собора.

В свою очередь, литовские чиновники дали понять, что не удовлетворятся формальным размежеванием с Московским патриархатом.

"Глядя на опыт других стран, мы видим, что там, где есть автономия, она, как правило, полностью фиктивна. <…> Намерение (РПЦ. — Прим. ред.) состоит в том, чтобы контролировать, поскольку церковная деятельность рассматривается как продолжение политической", — заявил замглавы МИД Мантас Адоменас.

Государство уже выделило пятерым опальным "священникам" два храма для богослужений. Вопрос лишь в пастве. "Важный фактор — 70 тысяч украинцев, приехавших в Литву. Для них политика патриарха Кирилла неприемлема. Вполне вероятно, что они будут искать связи именно с новой организацией", — рассудил Адоменас.

В РПЦ в этом видят попытки разрушить церковное единство. "Это логическое продолжение ранее предпринятого (Фанаром. — Прим. ред.) вторжения на Украину, учреждение раскольнической ПЦУ", — отметил советник патриарха Московского, протоиерей Николай Балашов.

И напомнил: подобное случилось в 1990-х в Эстонии, где теперь две параллельные православные структуры. А у Константинополя главное условие: государство должно помогать деньгами, "без чего не смогла бы выжить ни одна из созданных институций".

Религиовед Роман Лункин также полагает, что в Литве повторяется сценарий украинского раскола. Все дело в "амбициях Варфоломея", его стремлении к "восточному папизму". Он хочет установить в семье Православных Церквей жесткую вертикаль власти. И ради этого готов не считаться с канонами.

https://sedmitza.ru/text/10242002.html