Конференция в Киеве: шаг к осуждению ереси «константинопольского папизма». Кирилл Александров
На конференции затронули вопрос ереси папизма патриарха Варфоломея, претендующего на статус «первого без равных», и противопоставили ему принцип соборности Церкви.
11 ноября 2021 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялась Международная конференция «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения». Это мероприятие должно рассматриваться в контексте других событий, общую направленность которых можно описать как процесс признания «константинопольского папизма» ересью на общецерковном уровне.
Если вспомнить реакцию православного мира на легализацию Константинопольским патриархатом украинских раскольников, можно заметить, что это был протест против конкретных антиканонических действий Константинопольского патриархата: «реабилитации» Филарета, утверждение в качестве епископов лиц без законной хиротонии, «аннексии» Украины у Московского Патриархата и т.д. Но никто не отметил, что подобные действия стали возможны из-за появлении у Фанара нового учения, которое предполагает наличие особых и исключительных полномочий Константинопольского патриарха по управлению Церковью. А ведь именно «благодаря» этой новой экклезиологии и стали возможны антиканонические решения Константинопольского патриархата по Украине. Например, в Заявлении Священного Синода РПЦ, в котором РПЦ прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, ничего не говорится об идеологии «первый без равных», которая и стала причиной этих действий. То же самое можно сказать и о решениях Собора епископов УПЦ от 13 ноября 2018 года.
Некоторое время после образования ПЦУ считалось возможным уврачевать возникший в Православии раскол путем соборного решения «украинского вопроса». Константинополь имел шанс в какой-то форме дезавуировать свои решения, пойти на определенные компромиссы и вернуть тот статус-кво, который существовал до его антиканонических действий. Но Фанар этим шансом не воспользовался, а наоборот, стал еще больше загонять себя в угол, продавливая свои решения силой.
26 февраля 2020 г. по инициативе Патриарха Иерусалимского Феофила в столице Иордании Аммане состоялось Совещание Предстоятелей и представителей Православных Поместных Церквей. На этой встрече также говорили о способах уврачевания церковной ситуации в Украине, Черногории и Северной Македонии. Хотя претензии Фанара на верховенство в Православии в ходе обсуждения подвергались критике, но в итоговом документе об этом не сказано ни слова. По большому счету эта первая Амманская встреча не принесла никаких значимых результатов, кроме всеобщего призыва к диалогу. Патриарх Варфоломей подверг собрание резкой критике, заявив, что только он один имеет право созывать подобные совещания.
С тех пор действия и заявления главы Фанара и других архиереев Константинопольского патриархата еще более усугубляют ситуацию и свидетельствуют об упорстве в продвижении новой фанариотской экклезиологии, которую все чаще называют «константинопольским папизмом». Патриарх Варфоломей и не думает что-либо предпринимать для того, чтобы преодолеть возникший в Православии раскол. Как сообщает греческое издание «Мakeleio», выступая в Нью-Йорке 29 октября 2021 г. он вообще заявил, что ему «плевать» на исключение его имени из диптихов РПЦ.
Параллельно с этим Фанар все активнее продвигает тему объединения с Ватиканом в ближайшем будущем. При этом фанариоты в открытую говорят, что главным дискуссионным вопросом на пути объединения являются не догматические расхождения и не разное понимание того что есть спасение и как оно достигается, а вопрос о первенстве в будущей объединенной религиозной структуре.
Все это привело к тому, что в большинстве Поместных Православных Церквей стали осознавать – корнем сегодняшних проблем в Церкви является ересь «константинопольского папизма», что не поборов это лжеучение невозможно решить никакие церковные проблемы ни в Украине, ни в Черногории, ни в других странах.
Поэтому в Поместных Церквах все яснее осознают – на повестке дня стоит не столько поиск путей решения украинского вопроса или иного церковного конфликта, сколько обличение новой фанариотской экклезиологии.
В Поместных Церквах все яснее осознают – на повестке дня стоит не столько поиск путей решения украинского вопроса, сколько обличение новой фанариотской экклезиологии.
В сентябре 2021 г. в Москве была проведена конференция «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», в которой приняли участие представители Иерусалимской, Кипрской, Русской, Украинской, Грузинской, Сербской и Церкви Чешских земель и Словакии. Святейший Патриарх Кирилл, открывая конференцию сказал: «Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда еще они не озвучивались с такой жесткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Дошло до того, что Константинопольского Патриарха стали именовать не первым среди равных, а "первым без равных". Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании». Также патриарх Кирилл сказал, что Архиерейский собор РПЦ на своем заседании в ноябре 2021 г. должен будет от лица всей РПЦ дать каноническую оценку действиям Константинопольского патриархата. К сожалению, Архиерейский собор был перенесен на 2022 г. в связи с пандемией коронавируса.
Через несколько дней после этой конференции Священный Синод РПЦ дал оценку визиту патриарха Варфоломея в Киев в августе 2021 г. В частности, было сказано: «Поддержав раскол на Украине, патриарх Варфоломей утратил доверие миллионов верующих <…> ответственность за подрыв единства Православной Церкви лежит всецело на Патриархе Варфоломее вследствие его антиканонических действий».
Нынешняя конференция в Киеве «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения» является продолжением процесса, в рамках которого выясняется и формулируется исконное учение Церкви о себе самой и обличается несовместимость с ним сегодняшних действий Фанара. Участие в конференции в Киеве также приняли представители Поместных Православных Церквей: Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Польской, Православной Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке. Последнюю в качестве автокефальной признают пять Поместных Церквей, а остальные считают ее частью РПЦ.
Приведем небольшой анализ главных на наш взгляд заявлений, прозвучавших на конференции.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий
В своем Приветственном слове к участникам конференции Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, как всегда четко и емко описал нынешнюю ситуацию и расставил акценты.
Во-первых, он назвал именно соборность основой устройства Церкви: «Соборное устройство Церкви – это одна из основ православной экклезиологии. С апостольских времен все споры и неурядицы, возникавшие в Церкви, разрешались соборным способом».
Во-вторых, он указал, что те «кто боролся против Церкви или хотел ее покорить своей властью, прежде всего пытались ограничить ее свободу в созыве и проведении Соборов <…> Это совсем не случайно. Ибо Соборы являются особым выражением внутренней силы Церкви, ее свободы в Духе Святом».
В-третьих, Митрополит Онуфрий назвал папизм одной из главных угроз Церкви: «Одна из главных угроз, которая почти всегда преследовала соборное устройство Церкви, – попытки поднять авторитет отдельных иерархов над авторитетом Соборов. Именно по этому пути пошел католицизм, установив папское первенство во Вселенской Церкви», уточнив при этом, что «на Востоке никогда не соглашались признать примат какого-либо архиерея над церковными Соборами».
В-четвертых, он констатировал, что сейчас Константинополь заражен этим самым папизмом и что это угрожает всему Православию: «Сегодня мы видим, что и в Православной Церкви ее соборное устройство оказалось под угрозой. Константинопольский патриархат все громче говорит о своих особых правах и пытается единолично решать важнейшие вопросы церковной жизни. Именно представление Константинопольской Церкви о своем особом статусе является первопричиной того тяжелого кризиса, в котором сегодня оказалось все Всемирное Православие».
И наконец Блаженнейший Онуфрий сказал, с чего необходимо начать, чтобы преодолеть сегодняшний кризис в Православии: «Мы должны снова и снова углубляться в изучение святоотеческого наследия, чтобы правильно оценить те вызовы, которые сейчас стоят перед Церковью».
Соборное устройство Церкви – это одна из основ православной экклезиологии. С апостольских времен все споры и неурядицы, возникавшие в Церкви, разрешались соборным способом.
Блаженнейший Онуфрий
Именно это глубокое и всестороннее исследование Священного Предания Церкви по данному вопросу и является главной задачей борьбы с ересью «константинопольского папизма» на нынешнем этапе. Повестка дня конференции полностью отвечает этой задаче. Согласно пресс-релизу КДАиС она следующая:
- Соборность Церкви как богословская и каноническая категория;
- Апостольский Собор в Иерусалиме как основа соборности Церкви;
- Вселенские Соборы: исторические обстоятельства созыва и принципы их работы;
- Проблема первенства во Вселенской Церкви в эпоху Вселенских Соборов;
- 28 правило IV Вселенского Собора: богословский, канонический и исторический аспекты;
- Проблема апелляций на решение церковных судов в канонах Вселенских Соборов;
- Дискуссии о первенстве во Вселенской Церкви в современном православном богословии;
- Кризис во Всемирном Православии, вызванный действиями Константинопольского Патриархата в Украине.
Как видим, действия Фанара в Украине, вызвавшие сегодняшний кризис – это всего лишь один из восьми вопросов, да и то стоящий на последнем месте, поскольку, как уже было сказано, это всего лишь следствие, а не первопричина.
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
«Учение о первенстве во Вселенской церкви <…> явилось серьезной угрозой для единства мирового Православия. <…> Сегодня нам следует вернуться к апостольскому пониманию церковных Соборов как особых средств познания Божественной Истины. Мы должны помнить, что именно на Соборах особым образом действует благодать Святого Духа, наставляющая Церковь на истину».
Эти слова митрополита Антония обозначают более глубокие истины, чем просто констатация того, что Церкви свойственна соборная, а не единоличная форма управления. Дело в том, что соборность довольно часто путают с демократией, когда правильным считается мнение большинства. Церковная соборность – это совсем иное. Это не состязание различных точек зрения, не голосование по принципу большинства и даже не способ найти приемлемый всеми консенсус. На соборах удивительным и непостижимым образом проявляется действие Святого Духа. На самом первом Апостольским соборе, описанном в книге Деяний, апостолы приняли решение с формулировкой: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян 15:28). И это было описание того, что реально происходило на Соборе, а не просто красивая метафора. Соответственно посягательство на соборный способ управления Церковью – это посягательство на действие Святого Духа в этом мире.
Сегодня нам следует вернуться к апостольскому пониманию церковных Соборов как особых средств познания Божественной Истины. Мы должны помнить, что именно на Соборах особым образом действует благодать Святого Духа, наставляющая Церковь на истину.
Митрополит Антоний
Епископ Барышевский Виктор
«Согласно существующей православной традиции, ни соборность не может пониматься без углубления в понятие первенства, ни первенство не может существовать без соборности на всех уровнях, на которых они практически взаимосвязаны, ведь соборность и первенство друг друга дополняют и зависят друг от друга».
Церковные историки говорят о том, что Соборы как форма церковного управления начинают активно проявляться примерно во второй половине II века. И чисто с практической точки зрения, требовалось, чтобы кто-то Собор созвал, организовал его проведение, председательствовал на его заседаниях, а затем контролировал воплощение в жизнь решений Собора. Так исторически возникает понятие первенства в Церкви. Соборность и первенство не только дополняют и зависят друг от друга, но и друг друга обуславливают. Как пишет церковный историк А. П. Лебедев: «Закройте Соборы, – не в чем будет обнаруживаться митрополичьей власти (первенству – ред.), уничтожьте митрополичий институт, – не станет Соборов».
Исходя из такого понимания первенства и соборности, патриарх Варфоломей должен был не решать украинский вопрос единолично или при помощи послушных ему фанарских архиереев, а собрать настоящий собор из всех, кого этот вопрос так или иначе касается. Но патриарх Варфоломей поступил иначе, поправ тем самым то понимание первенства, которое содержала Церковь на протяжении своей истории.
Патриарх Сербский Порфирий
Предстоятель Сербской Церкви в приветственном слове участникам конференции в очередной раз подтвердил, что признает в Украине исключительно юрисдикцию канонической Украинской Православной Церкви под управлением Блаженнейшего Онуфрия: «Церковь святителя Саввы признавала и признает в Украине лишь одну каноническую Церковь – Украинскую Православную Церковь под омофором Вашего Блаженства. Причащаясь из единой чаши, мы молимся о прекращении смуты на украинской земле».
Но главная мысль послания Патриарха – та же, что и у других архиереев – Церковь переживает кризис соборности: «Господь судил нам жить в эпоху осуждения любви (Мф. 24:12) и оскудения чувства соборности в православном мире. Следствием этого кризиса стали и тяготы, выпавшие на долю канонической Украинской Православной Церкви. Нелегки испытания, которые постигли православный народ Украины. По закону церковного бытия, единства и соборности, мы сопереживаем нашим братьям. Когда в недавнем прошлом сербские храмы обращались в руины и тысячи сербов становились беженцами, Украинская Православная Церковь духовно была с нами, и мы всегда ощущали молитвенную поддержку Киева».
Епископ Моравичский Антоний, викарий Святейшего Патриарха Сербского Порфирия
«Патриарх Варфоломей не советовался ни с кем из Поместных Православных Церквей. Это оскорбляет других предстоятелей Поместных Церквей, и они считают, что Варфоломей первый между равными по чести, но не первый как папа римский. У него нет таких полномочий. Вселенские соборы и отцы Церкви говорят, что Константинопольский патриарх не может быть тем, кто принимает единолично такие решения, как дарование автокефалии одной из структур Поместных Церквей».
Это подтверждение позиции, которая прозвучала в докладах епископа Барышевского Виктора и многих других участников конференции. Если вспомнить те события, которые предшествовали признанию Фанаром украинских раскольников и созданию ПЦУ, то мы увидим, что перед тем как принять свои антиканонические решения делегации Константинопольского патриархата побывали с визитами во многих Поместных Церквях, но при этом иерархи Фанара подчеркивали, что они не советуются с Поместными Церквями и не узнают их позицию, а просто ставят их в известность о фактически принятых решениях.
Также епископ Антоний сказал, что Сербская Церковь может разорвать евхаристическое общение с Фанаром, в случае признания им раскольников в Черногории или Северной Македонии.
Митрополит Варшавский и всей Польши Савва
В приветственном адресе организаторам и участникам Международной конференции, который зачитал архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий, предстоятель Польской Церкви сказал:
«Факт появления т.н. "Православной церкви Украины" вместо того, чтобы уврачевать религиозные настроения в Украине, его усугубил и усложнил. Вместо единения общества произошло разделение, которое вышло за рамки т.н. "украинского раскола" и коснулось всего мирового Православия. Поэтому необходимо нам постоянно напоминать, что главным признаком Соборности Святой Церкви Православной есть ее единство, оно живет верностью догматическому учению Святой Церкви и в нем нет места на экклезиологический компромисс».
В этих словах обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, это констатация того факта, что «украинский вопрос» вышел за пределы Украины и затронул весь Православный Мир. Для его решения теперь необходимо участие всех Поместных Церквей. А во-вторых, предстоятель Польской Церкви утверждает, что по вопросу догмата о Церкви не может быть компромисса, а это позволяет предположить, что претензии патриарха Варфоломея на главенство в Церкви получат надлежащую оценку и будут названы отступлением от догмата о Церкви или иными словами – ересью.
Церковь не просто отвергает «константинопольский папизм», а противопоставляет ему принцип соборности.
Выводы
Формат данной статьи не позволяет проанализировать все или хотя бы значительную часть выступлений участников конференции, однако уже приведенных высказываний достаточно, чтобы сделать следующие выводы:
Во-первых, сам факт проведения Конференции «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения» свидетельствует, что Церковь констатирует существование ереси «константинопольского папизма», и что эта ересь является угрозой для Православия.
Во-вторых, участие в конференции представителей других Поместных Церкве свидетельствует, что данная проблема воспринимается как проблема всей Церкви, а не просто как конфликт между Константинопольским и Московским патриархатами.
В-третьих, борьба с ересью «константинопольского папизма» идет на разных уровнях.
- богословском, как осмысление исконного православного учения о Церкви и как Церквоь управляется в ее земном бытии;
- условно политическом – противодействие Поместных Церквей захватнической политике патриарха Варфоломея.
В-четвертых, Церковь не просто отвергает «константинопольский папизм», а противопоставляет ему принцип соборности. Поместные Церкви в сотрудничестве друг с другом на принципах христианской любви и взаимоуважения ищут конкретные механизмы реализации принципа соборности в сегодняшних исторических условиях.
Как будут события развиваться дальше мы узнаем уже довольно скоро, однако можно предположить следующее:
- Фанар и дальше будет упорствовать в продвижении теории «первый без равных».
- Все большее число Поместных Церквей, а также иерархов из тех Церквей которые пока признают над собой главенство Фанара будут осознавать необходимость обличения «константинопольского папизма» как ереси. Это будет происходить в том числе потому, что богословское осмысление этого вопроса на Киевской и Московской конференциях настолько глубокое и основательное, что ему просто нечего противопоставить.
- Следует ожидать, что будут проведены еще несколько подобных конференций, возможно в других странах.
- Архиерейский собор РПЦ, который должен будет состояться в 2022 г. даст четкую и обоснованную оценку «ереси константинопольского папизма». Это оценка станет ориентиром для совместных усилий Поместных Церквей по борьбе с новой экклезиологической ересью.
- В обозримом будущем следует ожидать проведения второй встречи предстоятелей и представителей Поместных Церквей в так называемом Амманском формате. Эта встреча обещает быть намного более результативной чем первая.
Ну и конечно, рано или поздно ересь «константинопольского папизма», как и любая ересь канет в лету, а истинное православное учение пребудет во веки веков. Об этом говорит вся история Христовой Церкви.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/83963-konferencija-v-kijeve-shag-k-os...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии