Кому выгодна Боголюбская аномалия?
До сих пор я ничего не писал о кризисе в Боголюбово, потому что считал его частным случаем общей ситуации распространения в наших прицерковных кругах той самой идеологии, краткое описание которой вызывало дикую многодневную реакцию у ее адептов. Я считаю, что речь идет о системном кризисе и решать его нужно системно, а не отвлекать всё внимание на его частные проявления.
Но события последнего времени говорят мне о том, что реагировать на это частное проявление необходимо, и реагировать неоднократно. Эти события – передачи федеральных телеканалов, освещающие Боголюбский кризис таким образом, что его причиной кажется конфликт двух крайних полюсов: псевдоправославного мракобесия и либеральной критики. Сторонний зритель может сделать вывод, что если человек православный, то он за деяния архимандрита Петра (Кучера), а если человек против этих деяний, то он антиправославный. В этой ложной диспозиции слово трезвомыслящих церковников, понимающих, что деяния архим.Петра – это зло, дискредитирующее Церковь, вообще не слышно.
В ток-шоу Малахова “Пусть говорят” вся православная критика Боголюбской аномалии (по верному определению Бориса Клина) держалась не на ком-нибудь, а на Максиме Шевченко. Присутствующие при этом нормальные церковные люди тихим голосом больше всего переживали за то, как бы санкции против Боголюбова не отразились на судьбе других церковных приютов. При этом, реплику редактора отдела религии Правды.ру Ольги Гумановой просто вырезали.
Во вчерашнем ток-шоу Минаева “Чистый понедельник” ситуация была еще хуже: здесь православная критика Боголюбской аномалии отсутствовала как факт и только спасибо Майе Кучерской, успевшей сказать несколько трезвых слов. При этом, я знаю, что сначала на эту передачу пригласили целую группу православных противников деяний архим.Петра, но в последний момент их завернули.
Из этого я делаю вывод, что кампания защиты архим.Петра (Кучера) чрезвычайно влиятельна, что кому-то “наверху” выгодно существование таких вот лжестарцев, дискредитирующих Русскую Православную Церковь своими действиями. Иначе такое плотное замалчивание православной критики Боголюбской аномалии объяснить невозможно. Обе крайности здесь выигрывают: “опричники” монополизируют образ истинно-гонимого православия в массовом восприятии, а либералы закрепляют миф о том, что русское православие может быть только таким – мракобесным и социально неадекватным. Нормальные церковники самим фактом своего присутствия ломают обеим сторонам их взаимовыгодную игру, и поэтому они опасны и для тех, и для других. Однако разрешить эту проблему до конца может, конечно, только сама Церковь.
В связи с этим настоятельно рекомендую два материала Ксении Лученко по этому поводу на Taday.ru:
“Боголюбская аномалия” (интервью с Борисом Клином)
“Сегодня – Боголюбово, завтра – …?”
Комментарии к статье:
Да, собственно всем. И дело даже не в том что "наверху" все сплошь антиправославных убеждений, просто у государства нет ответа как вписывать институт религии в политическую реальность. Вот и стараются по советскому принципу загнать религию в маргинальную зону - православные=опричники, мусульмане=ваххабиты, все просто.
Сегодня, как мне кажется, мы видим несколько тенденций.
1. Видя возобновление побегов из Боголюбова и новую волну публикаций об этом, кое-кто из "кучеровской крыши" испугался и, так сказать, "высунулся из окопа". Так я интерпретирую передачи "Пусть говорят" и "Человек и закон". Когда в редакции и будущим гостям звонили из аппарата Полтавченко.
2. "Честный понедельник" - явление другого формата. Чесноков искал формат изображения событий и нашел его. То есть про эту передачу я поддержу интерпретацию Аркадия.
3. Есть и третий фактор. То что "Народный собор" перестал шуметь в защиту Кучера, то, что Николай Бондаренко сменил свою позицию по Боголюбово, то, что организаторы митинга на Болотной говорят, что их подставил Проханов, опубликовав в газете не соответствующее действительности утверждение о том, что митинг будет за Кучера, тогда как на самом деле он был против гей-парадов и ЮЮ, наконец, то, что из "Человека и закона" звонили отцу Виталию и извинялись, говоря, что на них было оказано давление сверху.
Таким образом, можно предположить действие нескольких закулисных сил действующих вокруг конфликта. Получается, что Семенко прав, говоря о "внутриэлитном конфликте". В остальном он, конечно, глупости пишет.
Ну и очень жалко, что священноначалие пока молчит. Это очень усиливает нездоровую обстановку вокруг конфликта.
ЗЫ. Огромное спасибо за две вчерашние статьи. Рад видеть нас единомышленниками в этом деле. Статьи не просто очень мне понравились. Я очень растроган вашим настроем. Видеть у вас такое сильное моральное негодование на действия непорядочных людей мне очень радостно. Именно этой "ярости благородной", как мне кажется, регулярно не хватает нашей православной публицистике
Но представь себе человека, который в принципе не хочет видеть Русскую Православную Церковь как хоть сколько-нибудь влиятельную и серьезную организацию (а такие люди "наверху" тоже есть), - чьей стороне в этой ситуации он будет подыгрывать? Его задача показать, что русское православие - это маргинальное болото и только таким оно может быть.
И самое главное - никакого раскольчика не появится, прецедент с Диомидом показал, что такие явления имеют реальное влияние до тех пор, пока паразитируют на своем каноническом статусе.
Но ведь говорят что церковные власти боятся не раскола, не раскольников, а тех кто за ними стоит. Большого человека Полтавченко и разного рода фамилии называемых, высокопоставленных чад Кучеровых. Якунин, или там еще кто.
Вот это крайне печально. Против консолидированной позиции иерархии никто бы не вякнул. Вносят разброды разные... На вполне приличных ресурсах статьи прокучеровские. Откуда все это?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии