Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

С 14 по 17 июня 2016 года в Санкт-Петербурге прошли IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собеседования проходили в стенах Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской Лавре и были посвящены теме «Христианское учение о браке и семье в свет современных вызовов». Они стали продолжением VIII собеседований по христианскому осмыслению ценностей в современном обществе, прошедших в 2013 году в Магдебурге.

В состав делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский Экзархат), профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и секретарь кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия д-р Е.А. Пилипенко.

Немецкая епископская конференция была представлена делегацией, в состав которой вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге (сопредседатель), викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург), д-р Урсула Нотелле-Вильдфойер (Фрайбург), д-р Томас Зёдинг (Бохум) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн.

Открывая собеседования, глава делегации Московского Патриархата архиепископ Берлинский и Германский Феофан приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Кирилла, подчеркнул их значение для взаимопонимания и отметил важность пастырского подхода в вопросах брака и семьи. В свою очередь глава немецкой делегации епископ Магдебургский д-р Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции кардинала Райнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, напомнил о последних Генеральных ассамблеях Синода епископов  Католической Церкви в Риме по вопросам брака и семьи и обратил внимание на Апостольское обращение Папы Римского Франциска «Amoris laetitia» (Радость любви), опубликованное по итогам дискуссий на Синоде.

На собеседованиях в Санкт-Петербурге были обсуждены различные аспекты богословия брака и роли семьи в современном мире. Экзегетический подход к тематике был представлен в докладах архимандрита Ианнуария (Ивлиева) и профессора Томаса Зёдинга. Архимандрит Ианнуарий раскрыл многообразие аспектов новозаветного учения о браке и семье, с трудом поддающихся «гармонизации», и обратил особое внимание на их эсхатологоческое измерение. Высказывания Христа о браке свидетельствуют о широте, свободе и независимости Его взглядов, показывающих ограниченность Моисеева Закона. Профессор Зёдинг сделал акцент на необходимости исторической контекстуализации нравственных наставлений относительно брака в Священном Писании и в то же время их изъяснения для современного человека. Несмотря на то, что в Новом Завете отражены представления эпохи о браке, в нем также ясно представлено учение Христа от том, что брак может быть местом встречи с Богом. Оба докладчика указали на то, что свидетельство о Царствии Божием придает жизни верующих в браке и семье новую направленность.

Доклады протоиерея Владимира Хулапа и профессора Йозефа Фрайтага были посвящены развитию христианского богословия брака. Протоиерей Владимир осветил важнейшие аспекты православного учения о браке у свв. Отцов и современных православных богословов, остановившись также на понятии семьи как «малой Церкви». Поскольку в православном понимании брака заключены центральные догматические темы (например, понимания брака как отражения союза Христа и Церкви), он не должен быть исключительно объектом пастырского попечения, но и субъектом церковного свидетельства миру. Профессор Фрайтаг обратил внимание на продолжавшееся в течение многих столетий развитие в католическом понимании брака, в связи с чем оно не является единым, но – как и высказывания Нового Завета о браке – содержит в себе разнообразие. Заключение церковного брака вошло в норму лишь в раннем Средневековье, а соперничавшие между собой римская и германская концепции брака были объединены в XII веке. Только в Новое время главным в представлении о браке становится любовь между супругами. На Втором Ватиканском Соборе партнерские взаимоотношения между женщиной и мужчиной, наряду с нацеленностью на потомство, оказываются в центре внимания церковного учения.

Осмысление темы в социологической, политической и этической перспективах было представлено в выступлениях епископа Бобруйского и Быховского Серафима и профессора Урсулы Нотелле-Вильдфойер. Епископ Серафим остановился на современных вызовах христианскому браку, которые связаны, прежде всего, с утратой представления о грехе в широких слоях общества и с негативным влиянием СМИ. В качестве одной из причин кризиса семьи в России и некоторых странах СНГ (распадаются более 50% браков) он назвал вынужденное устранение Церкви от участия в общественной жизни в советское время. Профессор Нотелле-Вильдфойер подчеркнула, что согласно накопленному опыту семья представляет собой конститутивный элемент общественной жизни и наиболее благоприятное место для развития и воспитания детей. Несмотря на то, что в западной Европе традиционные представления о семейной жизни также отступили на задний план, они, согласно новейшим опросам, как и прежде, служат идеалом для молодежи. С точки зрения христианской социальной этики недопустимо, чтобы государственная политика в отношении семьи преследовала в своих интересах демографические и экономические цели. Семейная политка должна быть социальной, способствуя достижению достойного положения семьи в обществе. В соответствии с принципом субсидиарности, одним из основополагающих в католической социальной этике, за достижение собственного и общественного блага ответственна, прежде всего, сама семья. Помощь со стороны государства видится в создании для этого необходимых условий. Чтобы соответствовать вызовам современности, необходимы, по мнению обоих докладчиков, совместная работа в этой области православных и католиков, сотрудничество с государством и взаимодействие с обществом.

При обмене мнениями по прозвучавшим докладам и в ходе углубленных дисскуссий по затронутым в них аспектам выявилось основополагающее согласие в католическом и православном пониманиях брака и семьи. Согласно Священному Писанию, христианский брак – это союз мужчины и женщины пред лицом Божиим, в котором Бог поддерживает и совершенствует любовь супругов; это таинство, являющееся знаком Завета Бога со Своим народом. Обе стороны согласны в том, что таинство брака не ограничивается совершением обряда и не является только социальным институтом, но включает в себя динамический процесс роста и усовершенствования, требующий от супругов волевых усилий, личностной общности, взаимопомощи и готовности прощать. Христианскому брачному союзу свойственны телесное общение и открытость к рождению детей, благодаря которым совместное бытие супругов обретает новый, устремленный в будущее образ сосуществования. Отличия между католической и православной традициями обусловлены разными богословскими контекстами и исторической практикой, которые проявляются в обряде и в вопросе о церковных разводах.

Участники собеседований ознакомились с опытом семейного служения в православных общинах на примере прихода Феодоровской иконы Божией Матери, в котором православные супруги уже на протяжении нескольких лет участвуют во встречах по обмену опытом с католическими семьями.

В рамках IX богословских собеседований состоялись экскурсия по Александро-Невской Лавре и некрополю, прием, данный от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместником Лавры епископом Кронштадтским Назарием, посещение Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии, где прошла встреча с ректором СПбДА архиепископом Петергофским Амвросием. Кроме того, члены делегаций встретились с настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиреем Вячеславом Хариновым, который занимается попечением о захоронениях немецких солдат в окрестностях города, внося тем самым важный вклад в процесс примирения между народами России и Германии.

Католические участники Собеседований отслужили мессу в католической семинарии Санкт-Петербурга, на которой присутствовали члены православной делегации. Обе делегации посетили вечерню в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. У могилы митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (†1978), сыгравшего большую роль в сближении Русской Православной и Римско-Католической Церквей, каждая из делегаций вознесла молитвы о его упокоении.

Участники собеседований выражают сердечную благодарность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию за возможность провести встречу в исторических помещениях Санкт-Петербургской митрополии, за прекрасную организационную работу ее сотрудников и радушный прием викарными епископами.

IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией не только продолжили начавшуюся 30 лет назад (1986) традицию регулярных собеседований, но и стали откликом на призыв Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска рассматривать семью как «естественное средоточие жизни человека и общества» и свидетельствовать о ней как о «пути к святости». Таким образом, отмеченное в их Совместной декларации в Гаване в феврале 2016 г. стремление к тесному сотрудничеству, нашло в нынешних Собеседованиях свое конкретное воплощение. В заключение участниками было выражено твердое убеждение в необходимости продолжения собеседований между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией, а также принято решение провести следующую встречу в июне 2018 г. в Германии.

Источник: Служба коммуникации ОВЦС