КО ДНЮ ПАМЯТИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В православном календаре очень много различного рода почитаемых святых: святителей, преподобных, мучеников и священномучеников, но также есть почитаемые юродивые.

Юродство — это особый подвиг. Наша Церковь прославила многих юродивых, и, наверное, больше, чем любая иная Помесная Церковь. Подвиг юродства редкий и очень тяжелый. Потому что человек всегда пытается сохранять, как минимум вид, внешность здравости ума, а юродивый берет на себя подвиг казаться не таким как все, казаться тем, у кого отсутствует разум и элементарные манеры поведения. Все это делается ради Христа, потому что бывает юродство не ради Христа и такое юродство на самом деле можно охарактеризовать как своеобразное богохульство.

Но юродство ради Христа — это великий подвиг, подвиг, который берется на себя святыми не просто так, а для того, чтобы уподобиться Господу нашему Иисусу Христу в уничижении и отказе от славы. Мы помним, что апостол Павел говорит о тех, кому проповедуется имя Христово, что для иудеев это соблазн, а для эллинов - безумие. (1 Кор. 1, 23).

Представление о Христе как о Боге, воплотившемся и отказавшемся от Своей Божественной славы, принявшим образ раба, эти слова звучали и для иудеев, и для греков одинаково неприемлемо. Но мы точно знаем, по слову апостола Павла (Филип. 2, 6-8), что для нас такое внешнее отсутствие славы, такое внешнее отсутствие почитания — это как раз признак истинности смирения, потому что Бог не хочет и никогда не хотел быть во славе и чести для того, чтобы мы уверовали в Него ради этой славы. Если бы Он этого хотел, то Он бы воплотился не в вертепе, и не в бедной семье, а семье аристократов или царей. Однако Господь воплощается по-иному: в лишении, уничижении, и всю свою жизнь Он как раз и находится в этом уничижении, дойдя до крайней степени, позволив Себя унизить и в конечном итоге распять, что мы всегда вспоминаем во время Страстной седмицы.

Поэтому юродивые подвизаются и подражают именно этой лишенности славы, которая была у Господа. Каждый человек испытывает потребность в уважительном к себе отношении, каждый человек хочет, чтобы его уважали. Если даже нам, живущим по христианским заповедям, кто-то скажет что-нибудь о нас уничижающее или усомнится в наших талантах или наших способностях, мы все знаем, как на это отреагируем: скорей всего обидой, гневом. Но святые, которые обладали и даром рассуждения, и даром прозорливости и многими другими дарами Святого Духа, как раз наоборот принимали на себя эту личину бесславия и позволяли себя уничижать только потому, что так поступал Иисус Христос, избегавший славы Богочеловек, принявший в своем смирении оскорбление и смерть.

Он отказался в Своем смирении от славы, дабы каждый в Нём видел не царя, а человека доступного для всех и Который пришел служить для всех, как об этом Он и сам говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20, 28).

Христиане же призваны подражать Христу. Кто в чем может: кто в милосердии, кто в любви, кто в терпении, кто в кротости. Юродивые же подражают в бесславии. «Мы безумны Христа ради» (1Кор.4:10). Но безумство это выше мудрости мира, бесславие это ценнее славы мира. Потому что мудрость и слава мира от людей. а как меняется отношение людей все прекрасно знают. Сегодня прославляю и величают мудрым, а завтра даже голову не повернут в сторону человека. Юродивые же Христа ради сразу отказываются от этой мудрости и славы человеческой, как ненастоящей, наносной, внешней, лицеприятной.

Подвиг юродства – это радикальный разрыв с миром и так называемыми его ценностей. Что юродивому переживать из-за бесславия, если он не ищет славы? Что юродивому переживать, что не признают его ума и талантов, если он сам отказывается от своего ума и своих талантов, для того чтобы стяжать «ум Христов» (1Кор.2:16)?

Поэтому с особой радостью, особым почитанием всегда относились к юродивым, так как видели в них отсутствие фальши, настоящую, не поддельную глубину и благочестие.

Хотя многие из них, как это видно в житиях, были гонимы и призираемы, но церковный народ сердцем чувствовал, что за этим внешним юродством скрывается глубинный подвиг, дары Духа Святого.

Святость — это величайшее приобретение, которое может быть в Церкви. Святость — это особое состояние человека, который служит Господу и ожидает от Него Божественной благодати, дабы она вошла в сердце и изменила человека, дабы в нас исчезал ветхий человек, и мы обновлялись бы по образу Христову, (Еф. 4, 22-24) дабы в нас «были те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем» (Филип. 2, 5) Но у всех нас всегда есть специфический соблазн считать, что святость имеет какие-то установленные неподвижные формы и никакие иначе. Что святой должен соответствовать этим формам и быть только таким, а вот все что выходит за пределы этих представлений - уже не святость и нельзя ее рассматривать как подвиг.

Именно юродивые и показывают, что святость может проявляться в самых невероятных, самых потрясающих, самых неожиданных формах, и, казалось бы, от неожиданных людей. Многие святые, многие юродивые святые были, с точки зрения обыкновенной человеческой морали и человеческих представлений, людьми асоциальными, не имевшими возможности или прямо отказавшимися от проживания в доме, тепле, отказались от возможности строить свою личную жизнь, карьеру, и тому подобное. За это они были призираемы обществом, которое окружало их и даже некоторыми христианами. Но как раз подвиг юродства и показывает, что Дух Святой может действовать в подвижниках самым невероятным образом.  Господь еще раз и еще раз прославляя юродивых показывает, что Дух дышит где хочет. (Ин. 3, 8).

Давайте представим себе ситуацию. Мы все читали житие блаженной Ксении и знаем, что она ходила в костюме своего покойного супруга и даже называлась его именем. Вот представьте себе если бы сейчас в этот храм вошла блаженная Ксения, сколько бы из нас соблазнилось ее внешним видом? Сколько бы из нас подумали, что это за сумасшедшая и вообще ее надо выставить из храма пока она не привлекла много внимания. И так на самом деле было и в 19 веке, и в 18, и раньше: юродивые всегда вызывали к себе такое отношение. Мы привыкли к тому, что есть определенные формы благочестия, и то, что не помещается в эти формы сразу вызывает наше отторжение.

Но в этой юродивой, этой женщине, которая многим казалась соблазнительной по поведению, по внешности, по тому как она приходит в гости или ведет беседы, действовал Дух Святой. 

Каждый раз, дорогие отцы, братья и сестры, когда мы видим то, что не помещается или выходит за пределы наших представлений приличия и благочестия касательно того, каким должен быть верующий христианин, всегда вспоминайте образ блаженной Ксении, всегда вспоминайте как люди могли сразу и осудить, и отказаться от общения со святой. Всегда этот образ блаженной Ксении напоминает нам об истинном смысле христианской жизни, что благодать Божия действует в искренних сердцем, в смиренных и не желающих чести и гордости. А многие те, кто кажутся благочестивыми христианами, исполняющими закон, соблюдающими закон, сердцем своим, увы, далеко отстоят от смирения, от кротости, от того, образцом чего для нас является Господь наш Иисус Христос и Его святые.

Блаженная Ксения всегда будет напоминать нам о том, что даже мы, люди церковные, даже священнослужители, архиереи, всего лишь люди, а Божественная благодать действует самым разным, самым неожиданным, самым непредсказуемым образом. Дай нам Бог, чтобы мы никогда не упустили возможность увидеть, и тем более пообщаться с воистину благочестивыми людьми, даже если их манера поведения, их внешность или их слова кажутся нам странными или неподобающими, или не соответствующими нашим представлениям о том, что такое истинное христианство. Пусть образ святой Ксении Петербуржской будет для нас указанием на силу Божию, на силу веры Христианской, на слово Божие, которое «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:43). Аминь!

Епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Киевской духовной академии

https://pravlife.org/ru/content/ko-dnyu-pamyati-blzh-ksenii-peterbugskoy