Кирилл Фролов: Священный Синод сказал: «Ни шагу назад в миссионерской политике»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

5 марта прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На нем были осуществлены существенные кадровые перестановки. Прослеживается их главный принцип-назначение тех людей, которые действительно болеют за дело. Поэтому назначение о. Аркадия Шатова главой Синодального отдела по социальному служению и благотворительности закономерно. Как и разделение военного и тюремного отделов- все таки армия и тюрьма-это разные миры, субкультуры, для работы с ними нужны разные специалисты. Переведенный в Казахстан архиепископ Александр (Могилев) временно продолжит возглавлять молодежный отдел. Но именно временно – таким стратегическим направлением, как воцерковление молодежи,  должен заниматься человек, базирующийся в Москве и занимающийся только этим, освобожденный от других послушаний работник.

Ходят слухи, что вл. Александр поступил неосторожно, прессуя еще большего сторонника массовой молодежной миссии, живущим ей о. Дмитрия  (Першина)- члена Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Тем более что Синод категорически одобрил деятельность Братства православных следопытов- детища о. Дмитрия.

Что касается архиепископа Александра, безусловного сторонника проповедей на рок- концертах  и «православного пиара», то эти его совершенно правильные убеждения будут востребованы в Казахстане- огромной и неосвоенной толком канонической территории Московского Патриархата, исламская идентичности которой является мифом- и русские, и казахи  ждут православной миссии- например, при Ассоциации православных экспертов действует союз православных казахов-кинематографистов. В отсутствие системной православной миссии в Казахстане вольготно себя чувствуют секты, а галицийские униаты строят кафедральный собор в Астане.

Но многие наблюдатели не заметили главного решения Синода,  запечатленного в «Журнале номер один». Это не просто подтверждение решений Архиерейского совещания 2 февраля о введении в каждом приходе Русской Православной Церкви штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора, создании Попечительских советов из активных и не обязательно глубоко воцерковленных активных и статусных людей при каждом приходе. Синод не просто подтвердил эти постановления, но определил разослать их по всем епархиям и синодальным отделам вместе с докладом Патриарха  на этом Архиерейском совещании, где главной задачей является реальное воцерковление номинально - православного большинства, активная проповедь во всех социальных группах, культурах и субкультурах нашего общества.

Казалось бы, зачем еще раз постановлять то, что было постановлено архиерейским совещанием? Потому что Священный Синод- это не совещательный, а властный орган. Но не только поэтому. Создается впечатление, что это властное напоминание о том, что миссионерская мобилизация каждой епархии, прихода и монастыря- это не пожелание, а приказ и что это последнее предупреждение. Любая власть, в том числе церковная, лишь тогда чего- нибудь стоит, когда она способна защищаться. Что –то было незаметно, что после архиерейского совещания во всех приходах всех епархий ринулись вводить миссионерские штатные единицы и Попечительские советы из пассионариев. Собственно, только Ивановская епархия заявила о выполнении этих решений. Даже в Москве, хотя по столице аналогичные решения были приняты еще в декабре прошлого года,  я не заметил повсеместного введения указанных штатных должностей и их деятеьности. Нет не только бурной деятельности по выполнению решений высшей церковной власти, нет даже создания видимости бурной деятельности. Мало того, в Благовещенской епархии закрыли Катехизаторские курсы для взрослых и библиотеку при кафедральном соборе.

Данное решение Синода—это еще и демонстрация миссионерской воли Церкви, демонстрация  бесполезности всей крединской, рашенлайновской и прохановской миссиофобской демагогии и вала их антицерковных публикаций. Например, вместо миссии откровенно клеветническими измышлениями занялся глава миссионерского отдела Иркутской епархии о Вячеслав Пушкарев, который на «РЛ» пугает мнимой угрозой унии с католиками, которая, по его мнению, исходит от Священноначалия Русской Церкви. О. Пушкарев прекрасно знает, что это мнимая угроза ( особенно в контексте разоблачения клеветы в адрес митр. Илариона, который оказался противником, а не сторонником т.н. «критской унии»), следовательно, он сознательно вводит раскольнический принцип «презумпции виновности» Священноначалия   Последняя из пакостных статеек, семенковская, в «Завтре», отвратительна. Это типичное «шитье дела» Патриарху, смешные обвинения в том, что он пошел на компромисс с министерством образования в вопросе ОПК. Демагогичность подобных обвинений в том, что их авторы активно борются с миссионерством, а потом СМИ же обличают пороки общества (в частности, неправославие органов образования), с которыми они же своей миссиофобией не дают бороться. Семенко в качестве идеала рекламирует Боголюбовскй монастырь с его борьбой с обычными гражданскими документами. Это откровенно антицерковная пропаганда «добровольной» маргинализации Православия. Семенко вновь спелся с «кредо» в борьбе с миссией среди спортсменов.  Это, конечно, имело обратный эффект- Священный Синод  выделил миссию среди спортсменов выделил в отдельный пункт ведения созданного Патриаршего  совета  по вопросам культуры. Таким образом, его функции значительно шире, чем налаживание взаимопонимания с музейным сообществом. Логично, если в Патриарший совет по культуре войдут самые разные деятели культуры- от  Гергиева до Кинчева. Я надеюсь, что это не будет Совет уже воцерковленных  наиправославнейших писателей- «деревенщиков» (хотя я против них ничего не имею, считаю их частью, элементом великой, сложной, многогранной русской культуры).

Что касается диалога с музейным сообществом  в контексте прекрасного законопроекта о возвращении Церкви ее святынь,  логично, если  подписантам «письма 41-го» будет предложено войти в Патриарший Совет по культуре. Если они  действительно переживают за сохранность святынь, они таким образом  будут иметь возможность участвовать в их хранении.

Логично, если создаваемый решением Синода совет православных общественных организаций станет не междусобойчиком, а реальным органом строительства православного гражданского общества, единого православного общественного пространства от Москвы до самых до окраин, с южных гор до серверных морей, от Карпат до Тихого океана. Кстати,  одно из обязательных решений архиерейского совещания и Св.Синода – создание отделов по взаимодействию с обществом в каждой епархии.

Возвращаясь к теме антицерковной пропаганды лжестарчества и «добровольной» маргинализации Церкви, следует отметить, что назначение епископа Меркурия главой комиссии по детским приюта есть позитивный факт, ибо еп. Меркурий однозначно выступил против превращения православных приютов в места, где дети закутаны во все черное. Потрясающе позитивным решением является введение в Межсоборное присутствие  духовка Патриарха Кирилла схиигумена Илия (Ноздрина), который постоянно обличает деструктивые технологии маргинализации Церкви, однозначно поддерживает Ее миссионерское возрождение. Кстати, келейник о. Илия о. Рафаил является автором- исполнителем, не брезгующем эстрадного жанра-  таким образом он пытается сеять семена Слова Божия в среде самых обычных, «средних» людей, обывателей, в хорошем смысле этого слова. 

http://kirillfrolov.livejournal.com/835652.html