Кирилл Фролов: Патриарх православного действия

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В своем выступлении на совещании ректоров Духовных школ (http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html) Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы тех, кто ждет назревших, необходимым перемен в церковной жизни. Цитируемый доклад Патриарха свидетельствует о том, что политики застоя, бесконечных "статус-кво" ради "статус-кво" не будет, что назревшие, я бы сказал, перезревшие перемены будут осуществлены.

И они будут безусловно поддержаны теми, кто думает о будущем Русской Церкви, о православной христианизации нашей страны.
Итак:

"...Скверно образованные, некультурные люди слишком часто становятся людьми антикультурными, обскурантами, защищающими и оправдывающими свой низкий образовательный и культурный уровень зилотством и показным благочестием. Затем этот образ воспроизводится и тиражируется — и вот вам новый «идеал», который еще совсем недавно так страстно формировался на Чукотке. Боюсь, что нам еще долго придется бороться с этим уродливым явлением, не имеющим ровно ничего общего с подлинным благочестием, ничего общего со святоотеческим примером.

Цинизм и псевдодуховный обскурантизм — вот два плода невоспринятого, неусвоенного Предания. Люди, воспитанные в святоотеческой традиции, не могут быть обскурантами, носящими в себе пафос антикультуры, отторжения культуры...

Духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов. А почему, собственно говоря? Да потому, что без богословия мы можем начать передавать, по слову апостола Павла, бабьи басни (1 Тим. 4:7) вместо подлинного церковного Предания. Ведь так же и происходит, когда бабьи басни становятся частью местного предания и не отсекаются, потому что нет способности отсечь одно от другого, отделить одно от другого. На этой почве и рождаются ереси и расколы, когда бабьи басни становятся в сознании людей частью предания, когда они поставляются в центр Благовестия...
Мы постоянно говорим в наших духовных школах о послушании. Но не стоит ли за этим скрытое желание получить всецело послушных и запуганных людей, неспособных возразить начальству ни в какой ситуации? Не прививаем ли мы одновременно с послушанием низкопоклонство, человекоугодие и лицемерие? Может ли такой человек быть духовно свободным и ответственным пастырем, вождем своей паствы? Мы с вами слишком хорошо знаем, как зачастую за благообразным внешним фасадом скрывается лицемерие, притворство и цинизм...Мы с вами слишком хорошо знаем, что такое лицемерие и цинизм в церковной среде."
Прошу всех единомышленников републиковать этот доклад, обращать внимание на его ключевые тезисы.

http://kirillfrolov.livejournal.com/718611.html