Кирилл Фролов: Митроплит Иларион оказался прав

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Тут вновь разгорелась очень интересная дискуссия о том, нужно ли Русской Церкви продолжать принимать участие во "Всемирном совете церквей" и других общественных организациях. Поскольку была затронута тема моих взглядов от неофитской критики такого членства и его апологетов в лице тогдашнего иеромонаха Илариона (Алфеева) (1998 г.) до апологии, к которой я перешел  в 2000 году, разобравшись в реальной проблематике этого вопроса. Сейчас я убеждаюсь, насколько митрополит Иларион прав, будучи еще иеромонахом, утверждая, что ВСЦ и ему подобные структуры также являются миссионерской ареной борьбы за Православие и плацдармом сдерживания идеи фанарского папизма! 

Тогда же, в начале 2000 - х годов Церковь доверила мне представлять позицию православных общественных организхации в правозащитной комиссии "Конференции европейских церквей", что я и делал до тех пор, пока наша Церковь не вышла из "КЕЦ" из-за фанарских интриг ( и здесь вл. Иларион опять оказался прав).  Отмечу, что никто меня не заставлял молиться с протестантами.
Оценивая опыт своего  участия в "КЕЦ", я в 2007 году написал   статью, которая в связи с новой антицерковной кампанией против Патриарха Кирилла, митрополита Илариона и правосмлавной миссии становится актуальной
Чистота Православия и диалог с инославием.

Уйти из ВСЦ и КЕЦ или остаться? Если остаться, то для чего?

Поводом к размышлениям на тему, противоестественного, на первый взгляд, альянса воинствующих комиссаров тоталитарного секуляризма и тех православных христиан, которые по разным причинам и мотивациям считают, что Церковь должна отказаться от миссии в миру, стали впечатления и наблюдения в результате работы Группы по правам человека «Конференции европейских церквей». Участие в ней позволяет наблюдать и анализировать процессы в протестантском сообществе и в постхристианском сообществе, объединяющемся в Европейский Союз. Идеологией этой квазиимперии и становится секуляризм, считающий религию сугубо частным делом, не влияющим на жизнь общества.

Говоря о своей позиции по поводу участия Русской Православной Церкви в «экуменических» организациях, я считаю, что такое участие необходимо не вопреки, а благодаря ДОГМАТУ О ЦЕРКВИ. Именно потому, что я верую и исповедую, что ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ИСТИННОЙ ЦЕРКВЬЮ, а латинян, монофизитов, старообрядцев и протестантов и др. - отпадшими от Нее сообществами, я считаю необходимым диалог во имя Истины, ибо как православный христианин я чувствую ответственность за людей, считающих себя последователями Христа, но по объективным и субъективным причинам оставшихся вне пределов Церкви, не знающих или не понимающих Ее догматов, не признающих Евхаристию или нарушивших Догматы абсурдными и алогичными искажениями Истины.

Если бы они были в Православии, ответственности было бы меньше, ибо про тех, кто в церковной ограде, в православном исповедании и евхаристическом общении, в Главном - у них все хорошо. С ними можно говорить и спорить, как сделать лучше, как эффективней строить миссию и богословское образование, но наши единоверцы уже с нами, а ради заблудшей овцы Господь заповедовал даже на время оставить стадо.

Именно исходя из этой позиции, я не приемлю «диалог ради диалога», без конечной цели-единства в Истине Православия. Но, одновременно, следует понимать, что если ты не убедил собеседника сразу, это не повод хлопать дверью. Равно как надо не забывать и о том, что диалог является не самоцелью, а средством для торжества Истины Православия. Поэтому мы говорим «да» диалогу с инославием, логично сказать «нет» совместным молитвам, ибо молитва есть и выражение единства в Вере. Мы должны объяснять инославным, что мы можем и должны отстаивать ценности, удерживающие общество от зла и энтропии, но ради их же спасения объяснить им с любовью, чего им не хватает для того, чтобы Православная Церковь приняла их в молитвенное общение.

Соответственно, позиция, что чистота Православного исповедания той или иной Поместной Православной Церкви зависит от ее участия или неучастия в «межхристианских» организациях, является упрощенной. Главное, на мой взгляд - что говорят, какие цели преследуют православные участники данных организаций. Конкретнее - преследуют ли они цели православной миссии или они признают сообщества, отделившиеся от Церкви, равноценными Ей.

Естественно, есть пределы участия в подобных организациях. Если диалог становится монологом перед людьми, делающими вид, что они глухо-немые и считающие «гомосексуальным браки» ... христианством, то преступлением и соблазном не только уже, но и потенциально православных нормальных людей будет молчание и отсутствие ревностной ярости по отношению к Содому. Но в этом вопросе упрекнуть Русскую Православную Церковь невозможно - она говорит так, что слышно во всем мире. И говорит бескомпромиссно. И говорит как раз там, где надо - где есть угроза подобной деградации, в их же «межхристианских организациях».

8-9 декабря 2006 года в Брюсселе состоялось заседание группы по правам человека Конференции Европейских Церквей. Своей задачей я видел донести неискаженную антироссийскими силами и «грантоедами» информацию о религиозных свободах в России. Вот мой доклад:

 

«Я хотел бы рассказать о событиях в сфере свободы совести, которые происходят в России.

Страна движется к стабилизации этого вопроса, к гармонизации. Что касается вопроса о религиозных меньшинствах, то он не стоит остро. Лидер российских протестантов г-н Ряховский является членом Общественной Палаты - влиятельного органа гражданского общества в России. В сентябре 2006 года в Нижнем Новгороде прошла представительная конференция с участием представителей Российской администрации, лидеров комиссий Евросоюза и Совета Европы, гражданских европейских организаций, лидеров традиционных конфессий. Все могли свободно задавать друг другу вопросы, удостовериться в российской ситуации своими глазами. Несмотря на эти факты, свидетельствующие о том, что в России нет серьезных конфликтов и проблем в этой сфере, продолжаются тенденциозные интерпретации ситуации в стране. Например, в ежегодных докладах Государственного Департамента США. Эти доклады попросту тенденциозны. Например, в них ситуация в России искажается, а касательно Украины утверждается, что там вообще нет проблем со свободой совести. Однако, Синод легитимной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата считает иначе. В его ноябрьском постановлении указывается, что националистические силы, в том числе поддерживаемые президентской властью, продолжают грубое вмешательство в церковные дело, травлю Церкви в СМИ, Церковь лишена прав юридического лица, не возвращены, даже по суду, захваченные храмы, националисты пытаются захватывать новые. Речь идет об огромных церквях в городах Ровно, Луцке, Тернополе, Ивано-Франковске, которые захватывались боевиками - националистами с применением холодного оружия. Церковь выиграла суды, которые потребовали вернуть ей Соборы в Луцке и Ровно, но их не отдают местные власти вопреки решениям суда. Церковь заставляют объединяться с религиозными группами националистического толка, не имеющими к ней отношения. Так считает Синод крупнейшей конфессии на Украине, объединяющей миллионы верующих. Уже сейчас, в эти месяцы в селе Голубинка в Крыму православным не дают строить храм на его историческом месте.

Я уже неоднократно, из года в год, рассказывал вам о проблемах православного большинства в России. Они не изменились. Как не было православных программ в удобное время на телевидении, так и нет. Попытки уничтожить школьный предмет «Основы православной культуры» только усилились. Я уже говорил Вам об изгнании из министерства образования России разработчиков этого курса. Их не только не восстановили на работе, но теперь пытаются просто ликвидировать этот предмет, в поддержку которого выступило более 60% граждан России. Его уже запретили вносить в общегосударственный образовательный стандарт, и он преподается в рамках «регионального компонента»- части школьной программы, которая утверждается региональными властями. Поэтому министерство образования вносит в Государственную Думу законопроект, ликвидирующий «региональный компонент» и вместе с ним - Основы православной культуры. Поэтому мы ведем активный диалог с основными политическими партиями, чтобы не пропустить этот закон в российском парламенте. В Москве проходят массовые митинги в поддержку «Основ православной культуры». Если их не показывают в Евроньюс, то это не значит, что их нет. Мы добиваемся, чтобы этот предмет вошел в образовательные программы федерального уровня.

Абсурдно, но факт - в Бельгии в школах свободно преподается вероучительный предмет «Православие», а России душат скромный культурологический предмет «Основы православной культуры». Как известно, в Королевстве Бельгия Монарх определил традиционные конфессии, в том числе Православие. Эти конфессии имеют право преподавать в школе, в сетке уроков свои религиозные предметы. Достаточно одного желающего в классе, и православный священник будет в школе! И государство это оплатит. На этом фоне борьба министерства образования России со скромным культурологическим предметом «Основы православной культуры» - это фундаментальный вызов правам человека и подрыв всей российской ценностной политики и самой идеи такой политики. Москве Церкви не возвращены более 30 храмов, в некоторых до сих пор размещаются коммерческие предприятия - например, в Спасском Соборе Скорбященского монастыря в центре Москвы. И мы будем добиваться восстановления справедливости, реализации наших прав».

То, что этот доклад был выслушан и даже услышан оппонентами, это доказательство того, что диалог Церкви с отделившимися от Нее сообществами должен быть продолжен. Но диалог не самоцель, а средство для возвращения в Православие отпадших и для защиты интересов Церкви и России, интересов неразделимых.

Несколько слов о впечатления от протестантского сообщества, которое представляет КЕЦ. В самой КЕЦ предложенный мной доклад о ситуации в России вызвал оживленный интерес и споры. Вопросы сводились к тому, какие последствия ждут религиозные меньшинства в России. Я отвечал, что никто на права меньшинств не претендует, отношение к ним зависит от их отношения к православному большинству. Вообще, тенденции в европейском протестантском сообществе таковы: это сообщество все более внутренне разделяется на консерваторов и таких либералов, которых уже и христианами то назвать нельзя - они считают аборт нормой, как и гомосексуализм, и прочие антихристианские вещи. Среди консерваторов обычным является переход в Православие - только в южных штатах США за последние 5 лет возникло более 60 православных общин из протестантов. Пока одни полностью отрекаются от остатков христианства, другие с ужасом смотрят на действия первых и задумываются, где корни подобного отступления. Многие догадываются, что в самом протестантизме - ревизия Предания Церкви в итоге приводит к «ревизии Христа». Такова логика релятивизма. И именно к таким думающим людям должна быть обращена проповедь Православия. Даже сейчас, пока такой целенаправленной проповеди нет, результаты уже есть - приходы Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Европе развиваются динамично, и это естественный рост. В каждом из них - не только русские, но и европейские интеллектуалы, профессора, философы, филологи. А что же будет, когда Русская Православная Церковь начнет издавать свои труды, сокровища своей богословской мысли на европейских языках, подарит их постхристианскому обществу? Перспективы русского Православия на Западе серьезны и фундаментальны.

Протестантские участники «Конференции европейских церквей» рассказывают, что многие их знакомые приняли Православие благодаря знакомству с личностями и трудами Албанского митрополита Анастасия, американского митрополита Антиохийского Патриархата Филиппа (Салиба). А хотелось бы, чтобы они приходили к Православию благодаря Русской Церкви. Следовательно, не выходить нужно из ВСЦ и КЕЦ, а усилить именно православную миссионерскую деятельность в них - переводить и презентовать там лучшие православные книги, знакомить с лучшими богословами, проповедниками и подвижниками Русской Церкви, в том числе и лично - с ныне здравствующими из них.
Полностью читать:
.

http://www.pravkniga.ru/intlib_part.html?id=1841

http://kirillfrolov.livejournal.com/809390.html