ХРУПКОЕ ХРИСТИАНСТВО. Владимир Легойда

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Владимир Легойда

Сегодня быть неверующим как-то… асоциально, что ли. У нас и руководители государства в храм заглядывают, и простые граждане – хотя бы на Рождество и Пасху, и дети перед экзаменом заходят свечку поставить. И когда нас спрашивают, уверенно отвечаем: мы, мол, православные. А как же иначе!?

И не менее уверенно объясняем, что православие, на самом деле, вполне совместимо с активной общественной и политической позицией, передовыми технологиями, высшим образованием, профессиональным спортом и даже… богатством! Просто у каждого человека – свой талант. От Бога. И надо его реализовать. Это только раньше считали, что христианство – одно большое “нельзя”. А на самом деле… одно большое “можно”?..

Или все-таки – нет?

В общем, все правильно. И горделивое “я недостоин” (называться церковным человеком, причащаться и проч.) – вряд ли можно считать христианской позицией. И таланты у всех разные, и негоже зарывать их в землю. И добрые дела нужно совершать, большие и маленькие. Вот только для чего? Давным-давно, один великий христианский святой сказал: “Люби Бога – и делай, что хочешь”. Правда, нам почему-то ближе вторая часть этой фразы. Бога-то мы, само собой, любим, а значит, как пишет апостол Павел, “все мне позволительно”. “Но не все полезно”, – добавляет он. Но это как-то забывается.

Ну, что плохого, если мы – чуть-чуть! – переориентируем свое внимание с Христа на … Нет-нет, не на преступления и пороки... А – на благотворительность, образование, борьбу с нищетой или решение демографической проблемы… На выпуск православного журнала, наконец. Но если в плотном потоке своих добрых дел мы не будем время от времени останавливаться и спрашивать себя “зачем?”, из нашей жизни – незаметно, но неизбежно – начнет исчезать уже не что-то главное, а Кто-то главный.

Да, нам ничто и никто не может помешать быть христианами. Если мы искренне стремимся к Христу. Если мы – везде и во всем – ищем Его любви. Но…

В области физики полимеров есть понятие “хрупкие объекты”. Это такие материалы, свойства которых могут существенно изменяться в результате даже слабых воздействий. Так и наше христианство может легко и незаметно превратиться в то, что английский писатель Клайв Льюис назвал “христианством и”: христианство и политика, христианство и бизнес, христианство и журналистика… В общем, “христианство и я”, точнее, “я и христианство”.

Как этого избежать? Наверное, только так: “Люби Бога, и делай, что хочешь”…

http://www.foma.ru/article/index.php?news=1404