Христос воскрес для нас. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, в этих двух словах все сказано; поэтому какие могут быть проповеди? Единственное – я поздравляю тех, кто впервые сегодня причастился. Вы, так сказать, вскочили в уходящий вагон последнего поезда. И – Слава Богу! Как пишется в Евангелие – так все и исполняется. Пришедшие к началу, …к середине, …к концу. Всегда есть кто-нибудь, в одиннадцатый час пришедший. И всегда есть кто-то опоздавший. Дай Бог никому не опаздывать. Потому что – бывают случаи, когда священника зовут причастить перед смертью больного, а он приходит к уже холодеющему человеку. Приходится петь панихиду, а Святые Тайны остаются незадействованными. Не причастился человек. Можно не успеть…

Поэтому, сегодня я поздравляю особенно тех, кто весь пост не причащался; или – тех, кто в тяжкие грехи впал и пришел в слезах – покаялся; или – тех, которые никогда не были на исповеди. Ведь ради вас это все совершается. Потому что – те, которые имеют какой-то опыт, – они должны расти. Они – как взрослые дети – «ходят ножками». Они должны уже сами все делать: понимать, выплакивать свои грехи, заглаживать их милостынями, вести борьбу со своими пакостями и быть Воинами Христовыми. А эти «слабые груднички», которые только-только родились в Боге, они требуют особого попечения.

Поэтому, вот этим первое поздравление.

Потом – я еще вот что хотел бы сказать вам. Те, кто хочет начать жизнь заново, начинайте ее сегодня. Не с Нового Года и не с дня рождения, а сегодня; когда подается человеку обильно благодать на исправление своей жизни. Я хорошо знаю, что многие люди всю жизнь хотят исправиться и всю жизнь говорят: «Ну, не сейчас, наверное. Ну, потом – позже!» Или сил нету у человека, или некоторые грешат уже в отчаянии. У Николая Сербского описывается один старик-грешник, который говорил ему: «Дорогой Владыка (или “отец” — он тогда священником еще был), я в юности грешил из любопытства!» Человеку в юности все интересно. И многие грехи совершаются за компанию, в первый раз. Ну – интересно человеку! Да… Есть и такие: «Я в юности грешил из любопытства, из озорства, из молодецкой удали. А в старости я грешу от отчаяния, от ненависти к себе».

Есть такие люди, которые уже отчаялись исправиться («А! Пропадай моя телега, все четыре колеса!») и живут как свиньи. Вот этим людям, потерявшим Образ Божий, но не отчаявшимся его восстановить, сегодня хочется пожелать, чтобы они поднимались во Имя Воскресшего Христа и дальше жили; потому что сказано сегодня было: «Жизнь жительствует!» (Огласительное слово Иоанна Златоуста). То есть: жизнь – живет. Так в Евангелие и говорится, что Господь дал нам Жизнь. Он пришел – дать нам Жизнь. И дать нам Жизнь (добавляется) – «с избытком» (см.Ин.10,10). Так, как, если бы вам наливали в чашу; и из чаши бы уже лилось; а вам бы все лили и лили. Уже – переливается, а вам – все льют. Так говорит Господь: «На недра ваша отсыпят вам меру потрясную, нагнетенную и переливающуюся» (см.Лк.6, 38). То есть – ты подставляешь мешок (допустим, зерно купить хочешь, или – муку, или – что-нибудь еще), а тебе добрый продавец «сыпет» еще и еще. Уже «сыпется» через край, а он все сыпет тебе и сыпет,потому что ему не жалко. Господь дал нам жизнь – с избытком. Он пришел в мир для того, чтобы мы жили и жили по-настоящему. Жили – с избытком. Чтобы не чахлые ходили как мухи весной по подоконнику, а чтобы мы жили как сыны Божии; как усыновленные Господу люди.

И эта благодать она подается всем людям. Это – не где-то, когда-то, кому-то. «Только одному Серафиму Саровскому, понимаешь, повезло!» Ему дал Господь благодать, а всем не дал остальным. «Только одному Иоанна Кронштадтскому повезло!» «Только повезло – блаженной Ксении, например. А нам – не повезло». Нет!.. Всем дается!..

И наша чахлость, наша скудость, наше полуверие, маловерие, наше «хромание» на оба колена; этот образ жизни наш – такой тухлый, коптящий (Не горит и не тухнет – коптит… Нет, чтобы потухло…Нет, чтобы разгорелось… Не – горит…Не – тухнет… Ни то, ни се) – это все наше. Это такие мы. Это мы виноваты.

Поэтому, кто из вас имеет ненависть к образу своей жизни, чахлой, некрасивой, неинтересной, скучной, пыльной; завистливой, празднословной, ленивой, лукавой жизни; кто говорит: «Не хочу так жить! Сколько можно так жить? Хочу лучше жить. Хочу жить, как Сын Божий, как усыновленный Богу человек!» – вот сегодня и начинайте. Не с Нового Года… И не с дня рождения… Сегодня! С Пасхальной ночи! Да подаст нам Господь эту жизнь святую. Свою Жизнь. Себя Самого!.. Чтобы вы жили с избытком. Бросайте грехи свои! Всё – можно! Всё можно победить. Не сразу, конечно. Не без слез. Не без труда. Как сами знаете: война – без огорчений, без слез, без проигрыша, без падений – не бывает. А мы – войну ведем. Поэтому – мы не зовем вас на легкую такую прогулку, а мы вас зовем на настоящую христианскую жизнь, венец которой – Жизнь Вечная.

Многие сегодня (даже все, наверное) почувствовали, что – «Христос посреди нас». Он – здесь. Мы – торжествуем и радуемся, а Невидимый стоит посреди нас. Тот, ради Которого – праздник. Праздник совершается ради Того, Кто не видим, но, Кто реально здесь присутствует. Мы, когда совершали Страстные службы, слышали; в них говорилось, что когда Иуда пошел продавать Иисуса Христа, и с фарисеями и архиереями договаривался о цене; то посреди этих злодеев Сам стоял Продаваемый и смотрел на них. Не видимый ими Сам смотрел – «Что же они делают?» И в других ситуациях различных, когда о Христе говорили то или иное, Он Сам стоял. Стоит между нас Господь. И, наверняка, вы сегодня, (хоть на секунду, но – каждый) почувствовали – здесь Христос. Вот, если атеисты вас спросят: «А где ваш Христос? Где Он?», приведите их на Пасхальную службу. Если у них сердце человеческое, не камень внутри и не пук соломы (не что-нибудь такое – неживое, не стекляшка); если у них живое сердце, – они скажут: «Тут Христос, слушай! Я смотрю на эти лица и вижу, что они знают Господа».

Наши лица – они ж самые разные. Бывает, посмотришь на человека, или сам на себя в зеркало и думаешь: «Боже, какой ужас! Такого разве мама родила?» (Разве мама любила такого?) Есть такое стихотворение у Ходасевича. «Я, я, я! Что за (дикое) глупое слово? (Неужели вон тот – это я?) Разве мама любила такого?.. Желто-серого, полуседого и всезнающего как змея!» Да! А сегодня? Глянули бы вы на ваши лица! Жалко, нельзя на себя посмотреть. Но вы видите друг друга. Помните, как один праведник спрашивал у Господа: «Что такое рай? Что такое ад?» Ему показан был такой стол, накрытый едой всякой. Вкусно! Аж проглотить язык можно! И у каждого, за столом сидящего, длинные вилки – как весла. С этого стола можно все наколоть, только нельзя себе в рот положить. Потому что вилка очень длинная. Так и говорят: «В раю у праведников длинные вилки!» И что ж они делают, эти праведники? Они говорят друг другу: «Тебе чего? — Мне вот этого – зелененького этого!» И ты накалываешь и через полстола даешь ему «этого зелененького». Того, что он попросил. Взял с твоей вилки, проглотил, прожевал. И говорит: «А тебе чего? — Мне вот этого красненького». «На, тебе!» Зацепил – тебе дал. И так они праведники кормят друг друга. Праведник себя накормить не может. Праведник не может себе сделать хорошо. Сколько есть святых, которые были целителями и чудотворцами, исцеляли всякие болезни; а сами – болели. Сколько больных исцелила Матрона, а сама как была слепая, так слепая и осталась; как была неходячая, так неходячая и осталась. Святые себе не просят. Они другим помогут, сами себе помочь не могут. Это как Христу говорили на Кресте: «Других спасал, себя не можешь спасти!» Так и со святыми бывает, других спасают – а себе не просят. У них с Богом договор – за всех просить, только не за себя. Поэтому, мы можем сейчас все видеть друг на друге. (За других молиться, друг на друге видеть!) Я своего лица не вижу, но я вижу ваши лица. И я вижу, что некоторые как были кислыми, так кислыми и остались; как будто не для них Господь воскрес. Но я вижу, что некоторые сияют, как лампочка. (Незакрученная – она себе лежит; а – закрутили… она – Пух!!! и все; и – веселая такая). У некоторых глазки горят, как будто только служба началась.

И вот, дорогие христиане, я желаю всем тем, кто хочет жизнь свою изменить, изменяйте ее во Имя Воскресшего Иисуса. Не ради того, чтобы «что-то там еще…» Например, мы можем…некоторые постятся, чтобы лишний вес сбросить. Нужен кому-то такой пост? Нет! Нужно все хорошее делать во Имя Воскресшего Иисуса.

Теперь, последнее, пожалуй, сегодня. Мы Пасху празднуем пятьдесят два раза в год. Каждое воскресение. И вы сегодня, если почувствовали радость, то должны понять, что та же самая радость (не другая!! та же самая!!) – она дается каждое воскресение человеку. Может быть – не так интенсивно. Может быть – не так бурно. Может быть – не так полноводно. Но – это та же самая радость. Между прочим, в Царстве Небесном будет та же самая радость. Усилившаяся, умножившаяся. Там уже ноги болеть не будут, там спать не захочется, там уже не будем переживать, что нам завтра есть. Этого – не будет. Но там будет сильнее радость. Постоянная. И именно «вот эта» радость. Не другая! Когда в Церкви людям дается благодать, то дается именно та самая благодать, которая будет насыщать человека во веки веков, в нескончаемом Божием Царстве. Поэтому – кому в храме скучно, тому в раю вообще делать нечего. Там нет ему места. Кому в храме нудно, тошно, тяжело… – ну, нет вам места в Царстве Божьем. Спрашивали святые древние: «Господи, а у меня в грядущем мире место есть?» Слышите – вопрос какой? «Есть ли у меня место в грядущем мире?» Потому что – наступит грядущий мир, ты придешь, а тебе скажут: «А тебя здесь нету! (Вас здесь не стояло!! Вас в списках нет! Мы вас не знаем!?) Кто Вы? Идите отсюда! — А куда мне идти? — Куда хотите, туда и идите. Вас здесь не будет. Вам нет здесь места».

Слышите?.. Там нету места тем, кто храм не любит. И поэтому я говорю вам (и тем, кто меня услышит через эти гаджеты, приложения, через звуко-видео записи): «Тем, кто не любит Церковь Божию, тому нету места в раю!» А где вы окажетесь кроме рая? Сами подумайте. Вариантов очень мало.

Нету места… Поэтому скажу – «Не смейте!» (по любви скажу – ругаться нельзя, поэтому – «Не смейте!» — может быть грубо звучит), но ради души бессмертной вашей скажу, ради вашей бессмертной души, за которую Христос умер: «Не пропускайте воскресных дней!» Вот вас как много!.. А в воскресение?.. Где вы?.. Где?.. Ау?.. Где все? Куда порасходились? И вечером в субботу, и в воскресение утром. Это жизнь наша. Это не Богу надо. Спастись, конечно, можно как разбойник. Повисел на кресте… Ноги поломали человеку… Сказал Христу: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» Тяжко помучался несколько часов и пошел в рай первым. Так тоже можно спастись. Но – не надейтесь на это. Спасайте душу всегда. Постоянно над собой работайте.

Вот – я это все, суммируя, вам передаю как Пасхальное Благовестие.

Чтобы вы меняли жизнь во Имя Воскресшего Иисуса. И не отчаивались от себя: «Да ладо! Я уже не изменюсь». Изменишься! Только – начни! Только – попробуй. Все могут поменяться. Пока жив человек, он может поменяться. Когда не сможешь поменяться, Бог тебя заберет отсюда. Потому что тебе здесь делать больше нечего.

Полюбите Церковь Святую. И знайте – что та же самая благодать подается человеку каждое воскресение. Поэтому – воскресный день – это заповедь для каждого верующего человека. Зарубите себе это на носу, положите себе это, как перстень, на палец. Как пишется в книге «Песня Песней»: «Положи меня как перстень на руку твою и как печать на сердце твое» (Песн.8,6). Положите себе это и знайте, что это – жизнь наша. Господь воскрес для нас. Не для кого-то… Для меня. За меня. За мои гадости, за мои скверности, за мои глупости. Взял и пошел на Крест по доброте Своей. И лег в гроб, избитый и измученный. И – воскрес. Вы же чувствуете, что Он – Воскрес? Что Его нету в гробе? А покажите нам могилу Иисуса? А где она? А нету Его в могиле. Пустая Его могила. Гроб Его пустой. Он – воскрес для нас; и мы должны посадить это в сердце, как семечко, и дать семечку прорасти. Поэтому – мы только начали жить с вами. Можете считать, что вся прежняя жизнь не считается. Мы сегодня начали жить. В Христе, который ожил и поднялся из гроба. Он – ожил и мы – ожили вместе с Ним. «Вчера сраспинахся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе» (Пасх. Канон). То есть: Ты умирал, и я с Тобой – умирал; Тебе было плохо, и я – постился; Тебя били, и я – плакал; потом Ты умер, и я – тоже плакал. А теперь Ты воскрес, и я – живу. Ты живешь, и я – живу. Бог мой жив, и я жив в Боге моем.

Вот и считайте, что все, что было – прошло; а все, что началось, началось сегодня. Начинаем жить опять во Имя Воскресшего Иисуса. А больше жить не для чего, между прочим. Больше жить не для чего!! Ну, можно попробовать найти себе промежуточные цели. Но это будет самообман. По-настоящему только и живет человек (в человеческой душе) во Имя Сладчайшего Иисуса Господа, родившегося от Девы, распятого при Понтийстем Пилате, положенного в гроб Иосифом и Никодимом, оплаканного Матерью и воскресшего в третий день согласно Святым Пророческим Писаниям.

Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе! ()

Огонек зажегся. Не дайте ему погаснуть. Христос Воскресе!

28 апреля 2019 года 

http://www.andreytkachev.com/xristos-voskrese-propoved-28-04-2019/