Христос не вломился в историю мира. Он ждал разрешения. Протоиерей Андрей Ткачёв
Завтра Благовещение Пресвятой Богородицы.
Описывается это событие в Евангелие от Луки. Только – у Луки. Говорится о посещении Архангелом Гавриилом Девы Марии. Там целый каскад событий. Перед этим говорится о зачатии Елизаветы от Захарии (мужа), священника… О зачатии сына…Важно – поскольку они были родственниками, о шестом месяце беременности Елизаветы. Так и начинается «в шестой месяц послан быть Гавриил Архангел к деве, обрученной мужу, ему же имя Иосиф, в город Давидов, Назарет. Имя деве Мариам» (Лк.1:26-27).
Ангелы имеют обычаи приходить к людям, если Бог прикажет. (Если кто выдержит это явление). Для интереса любителям Священного Писания рекомендую, например, почитать Книгу Судей, где рассказывается о зачатии и рождении такого известного Судии Израиля – Самсона, обладавшего в зрелом возрасте легендарной силой. Он спасал евреев от филистимлян. Его зачатие тоже было предсказано. Его родители были бездетны. Его отец Маной работал на поле. Его жена получила откровение от ангелов, что у нее будет ребенок. Она побежала к мужу, сказала. Потом повторилось это видение. Заранее было предсказано, что она не должна пить вина, не должна есть того, что с виноградом было связано. Ибо ребенок ее будет назореем. И, когда ангел к ним явился (он как обычный человек к ним явился), родители Самсона предложили ему еду. Но он сказал: «Есть я не буду. Но жертву Богу принесите!» И они принесли Богу в жертву что-то из живого, закланного тельца, какое-то хлебное приношение. Поднялось пламя от этой жертвы, и в этом пламени он исчез. И, когда они увидели, что это не просто человек, что это Божий посланник такой; они сказали: «Наверное мы – умрем. Потому что – мы видели Господа» (Суд. 13). То есть – любое явление из мира, так сказать, другого, к человеку; оно угрожает человеку смертью. Поскольку, он может от страха, от изнеможения такого, от потрясения душевных сил умереть. Встреча с горним миром – она страшна для человека. Я не говорю про бесовский мир. Тот просто несет с собой трепет и волнение. (Кошмар сам и кошмары приносит). Но даже святые, когда приходят, они способны напугать человека. У Даниила это тоже описывается в книге. С Даниилом Архангел разговаривал. Даниил падал как мертвый перед ним. Его нужно было за волосы поднимать. Укреплять его колени, чтобы он мог стоять. Говорит архангел Даниилу: «Слушай меня, муж желаний. Слушай меня внимательно!» (см. Дан. 8:15-19). Так он разговаривал с ним. То есть – это явление сверхъестественное.
Ну, и, собственно, Захария, отец Иоанна Предтечи; престарелый священник, всю жизнь служивший Богу; когда Архангел с ним поговорил, то в наказание он замолк, онемел. Говорится, что трепет и ужал напал на него, когда ему явился одесную алтаря кадильного Архангел (см. Лк.1: 11-20).
Таких историй, касающихся явления ангелов людям, их довольно много.
Совсем по-другому было событие, связанное с Благовещением. С Девой Марией – там совершенно другая история. Во-первых, Архангел приходит к Ней, я даже скажу так, как к госпоже. Он называет Ее словами, которые больше в Писании нигде не повторяются.
Он говорит: «Здравствуй!» По-старому: «Радуйся!» это аналог слова «Здравствуй!» Приветствие такое: «Желаю радоваться!» Он говорит: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». То есть – твой Господь и мой Господь – это один Господь. У ангелов и у людей –
Бог один. У нас все разное. У них нет супружества, детей, семьи забот, голода, холода. Лекарств. Отдыха. Сна. Ничего нет, что есть у обычного человека. Что у нас только общего есть? Только молитва и вера. И служение Богу одинаковое, который у нас и у них – один. Притом, что они Славу Божию видят. А мы, как коты слепые, пока что ничего не видим. Это к счастью, к нашему. Потому что, если бы мы начали много видеть, то мы бы переполнили собою психиатрические клиники. У нас закрыты глаза, так сказать, духовные. И мы так, ощупью, ходим; сердечным чувством, как во тьме слепой, с палкой ходим; – чтобы не наткнуться никуда. Это образ нашей жизни. Если вдруг «пыхнет» свет из того мира в нашу жизнь, то это будет очень опасное явление. Поэтому – слава Богу за все.
Но у нас с ангелами есть нечто общее. И – они, и – мы служим единому Господу. Они не просто верят – их вера уже давно перешла в знание. У ангелов нет сомнения в Боге, потому что они стоят перед Ним. Они насыщаются Его славой. Они питаются Его благодатью. Они служат Ему. Они исполняют Его волю. Они слышат Его повеления. И принимают их не ушами, а умом. Как говорится: «Повеленное в тайне приим в разуме». Архангел принял в уме от Бога Слово: «Иди (туда-то)!», и он с небесных кругов слетает в Назарет. Становится перед этой девочкой. Это совсем ребенок, четырнадцать лет. Мария – во время зачатия, это девица, девушка, девочка… Тут даже слово девушка трудно произнести. Это ребенок – тринадцать, четырнадцать, пятнадцать лет. В этом промежутке возраста.
Он к этой девочке как к Госпоже является. Говорит, что общий Господь будет с Нею. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Опять-таки, для контраста, скажу вам, кого мы знаем великих из истории мира. Например, Ной, спасший человечество в ковчеге; или – Авраам, первый заключивший с Богом завет; или – Моисей, с которым, как говорится в Писании, как с другом Господь разговаривал. С Моисеем. Если говорит Господь: «Я являюсь пророкам некоторым во сне и в видениях, то с Моисеем лицом к лицу, устами к устам, как с другом говорил» (см.Чис.12:6-8). И Моисей, действительно, был друг Божий. Или – Давид. О Давиде сказано, «Нашел я себе человека по сердцу!» — сказал Господь (1Цар.13:14). Настолько милый был Давид в лице Божием.
И другие…
Но не о ком из них так не сказано. Не сказано: «Здравствуй, благодатный Моисей!» Или: «Здравствуй, благодатный Давид!» Слово – благодатный – вообще отсутствует в Писании в приложении к кому бы то ни было. Это единственное повторяющееся слово, Архангелом сказанное, обращенное к Пресвятой Богородице. «Радуйся!» Здравствуй, Благодатная! С Тобой Господь. То есть — твой Господь и мой Господь. Один Господь.
Мария, ведет себя на удивление спокойно. Она смутилась, но не испугалась. Если о Захарии пишется, что: «Трепет напал на него», про других пишется: «Ужас напал на него», про третьих пишется, что: «Сила исчезла в нем», про четвертых пишется, что: «Он был как мертвый!» Так пишется о людях, которым являлись Архангелы. О Марии пишется, что: «Она смутилась от этого слова», но не пишется, что – испугалась. И она размышляла. Она молчит. Архангел говорит, а она – молчит. Она ведет себя совершенно правильно. Так должна была вести себя Ева, когда с ней Змей разговаривал. Она должна была молчать. Молчать и думать. А она сразу полезла в разговор. Почему мы говорим, что Дева Мария исправила Евино согрешение? Ева полезла в диалог. С неведомым каким-то существом разговаривать. А нужно молчать и думать. Это называется на языке аскетов – рассуждение. Не отвергай то, что тебе говорят, но и не – принимай. Подержи на расстоянии и подумай: «Что это такое? Это – откуда? И что в тебе родилось? Ужас, трепет, страх, волнение, кровяное возбуждение? Что это такое?» Посмотришь. Потом будет видно – это от Господа или не от Господа. Некоторые так и молятся: «Боже Святый, если это от Тебя – пусть будет. А, если не от Тебя – забери от меня это!» Так они правильно поступают. Она (Мария) так правильно поступала. Слушает. Гавриил с ней говорит. Она – слушает. И – думает: «Что бы это значило?» Но диалог продолжается. (С его только стороны, Мария – слушает). Гавриил говорит: «Не бойся, Мария. Ты нашла благодать у Бога. Родишь Сына. И наречешь его Иисус. Он будет Великий пред Господом. И даст Ему Господь Престол Давидов» (см. Лк.1:26-38). (Там много слов). Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. Воцарится в Дому Иаковлеву вовеки, и Царству Его не будет конца». Вот сказал сколько Архангел. Это все цитаты из Священного Писания, которое Мария должна знать (и знает) хорошо; Она – еврейка, Она все это изучает с детства каждый день.
И только потом, когда Архангел говорит ей, что Она родит сына и прочее…Что Он будет великий, Сын Божий наречется; Она спрашивает: «Как это будет? У меня мужа нет». То есть еще никому не ясно, что Мессия будет Господь и родится без семени. И ей тоже это не ясно. Она спрашивает. «Как это будет? У меня мужа нет». Это первое, что она спрашивает у Архангела. Он говорит: «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, и рождаемое Дите Святое наречется – Сын Божий» (Лк.1, 35) И в доказательство говорит: «Вот и родственница твоя Елизавета, называемая бесплодной, и она уже беременная шесть месяцев». Все говорили, что она – бесплодная и она уже старенькая, но она тоже имеет ребенка. Потому что – у Бога не будет бессильным всякое слово.
После этого Мария говорит самые главные слова: «Я – раба Господня. Пусть будет мне по глаголу Твоему» (Лк.1, 38). То есть – как ты сказал, пусть так – будет. Этими словами были открыты двери для того, чтобы в нашу жизнь зашел Христос. Христос не вломился в историю мира, не вошел в нее насильно, как хозяин, как имеющий власть… Как полиция при обыске врывается в дома преступников… Как кто-то еще…
То есть, Он не заходит, открывая дверь, когда захотел, – Он ждет разрешения. Разрешение Ему должна дать Та, которая должна Его родить. И от Нее все зависит. И она повела себя так, что мы теперь имеем Господа. Потому что, если бы Она сказала: «Я ничего не понимаю. Уходи отсюда!», он бы ушел; и история бы продолжилась. Христос бы не воплотился. Еще должно было бы что-то произойти. Там все на волоске висело. Все от Нее зависело. И вот это: «Я раба Господня. Пусть будет Мне по глаголу Твоему!» – это были открытые двери для того, чтобы Христос стал человеком. И Сын Божий воплотился. И после этого ответа, после этого согласия, Пречистая Богородица становится Матерью Божией. В это время и сходит то, что должно быть: «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя».
То есть – в это время происходит зачатие Божьего Сына. И Она, как забеременевшая от Духа Святого, бежит куда? Бежит туда, куда ей сказали. Архангел Ей сказал: «Вот Елизавета, родственница Твоя, и она уже ждет ребенка. Уже шесть месяцев носит его под сердцем». И она бежит к Елизавете, о которой Ей сказал Архангел.
После этого происходит диалог с Елизаветой. Только что зачавшая Божьего Сына Дева Мария бежит в Селение Горнее (там сейчас монастырь женский Русской Православной Церкви под Иерусалимом, так он и называется «Горненский Женский Монастырь»). Она бежит туда к Елизавете. Прибегает туда и Елизавета, …слышите?? что говорит?!… «Откуда мне это? Пришла ко мне (слышите!!) Матерь Господа Моего» (Лк.1,43). Только произошло зачатие… Елизавета сама носит Ионна Предтечу… И приходит к ней эта девочка, будущая Мама Иисуса Христа. Девочка к старушке пришла. У старушки дите – Иоанн Предтеча, и у Марии дите – Иисус Христос. Две беременные женщины встретились. Эта старушка, у нее ребенок колотится в животе, радостью колотится (не тревожно, а – радостно); и сама она – в радости; она говорит: «И откуда мне это? Мне-то откуда?».
«Откуда мне такая радость, что пришла ко мне Матерь Господа моего?» Тоже никогда таких слов никто, нигде не говорил. «Матерь (!) Господа(!!)» Какие слова! Таких слов нет нигде в Писании. Хоть перелопать все. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (а через Тебя – с нами). И – «Матерь Господа». Кто такая Мария? – Матерь Господа!
Вот это все подробно описывается в Евангелие от Луки в первых главах. Первая и вторая глава. И вы, пожалуйста, это все прочитайте внимательно.
Не просто, пробегая по листу, по странице. Мы привыкли поглощать большое количество текста. Когда нашим детям задают уроки; им дают, например, три страницы математики, шесть страниц географии, двадцать пять страниц литературы. И они глотают тексты большими страницами. От этого у них нет такого навыка читать внимательно. Они не вникают в каждое слово. А Священное Писание нужно читать именно так: буквами, …буквами, …буквами. Словечко, …словечко, …словечко. И потом эти словечки вдруг начинают сиять, раскрываться, загораться. Открывать свои тайны. И Писание начинает жить перед твоими глазами. Начинает жить! А, когда вот глотаешь кусками, то это бездумное чтение в отношении Библии.
Прочитайте еще раз вот это все. И остановитесь на «Радуйся!.. Благодатная!.. Господь!.. С Тобою!.. Родишь!.. Сына!..» И – прочее, прочее…Это все живое. Оно все совершилось. Через Деву Марию мы Христа имеем. Через Христа имеем отпущение грехов. Открытую дверь в вечную жизнь. надежду на помилование. И на вечный рай Божий. И спасение от ада и вечных мук, которые без сомнения ждут человека нераскаянного. Похожего на беса. Хитростью, лукавством и нежеланием исправить свое сердце перед Богом.
Избавление от всякой беды, вход во всякую радость мы имеем через Иисуса, Имя Которого Благословенно. А Иисуса имеем через Марию. Господь с Нею. И через Нее – с нами. Это есть Благовещение. «Спасения нашего главИзна и от века таинства явление Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил Благодать благовествует. Тем же и мы с ним, Богородице, возопиим Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою».
В эти дни можно читать часто. Как душе угодно. «Богородице, Дево, Радуйся!» Это и есть молитва Благовещения. Читайте ее и сегодня по окончании Богослужения. И завтра с утра до Богослужения. Потому что – в этот день она и положена для чтения. Аминь.
6 апреля 2019 г.
http://www.andreytkachev.com/blagoveshhenie-presvyatoj-bogorodicy-propov...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии