Христология преподобного Марка Подвижника и монофизитство
Преподобный Марк Подвижник, известный своими аскетическими творениями, также написал два полемических сочинения: «О Мелхиседеке» и «Против несториан». В них присутствуют мысли, на основе которых некоторые исследователи XX века выдвигали предположения о том, что учение преподобного близко к монофизитству. В данной статье Андрей Александрович Ашмарин исследует вопрос, насколько уместно сближать христологию Марка Подвижника и монофизитство.
Преподобный Марк Подвижник, известный своими аскетическими творениями, также написал два полемических сочинения: «О Мелхиседеке» и «Против несториан». Первое сочинение он написал против тех, кто считал Мелхиседека Сыном Божиим. В нем преподобный затрагивает и вопросы христологии. Второе сочинение целиком посвящено христологии в аспекте полемики с несторианством. Эти сочинения были написаны, вероятно, в самом начале несторианского спора, до времени III Вселенского собора (431 г.)[1].
Свт. Фотий Константинопольский в IX веке по поводу сочинения преп. Марка «О Мелхиседеке» написал, что оно причастно появлению ереси, под которой подразумевал, очевидно, монофизитство[2]. Некоторые исследователи XX века также выдвигали предположения о том, что учение преподобного сближается с монофизитством, как, например, А. Гриллмайер[3]. Г. Чедвиг даже предположил, что преп. Марк жил в V–VI веках и был монофизитом[4]. Поэтому важным представляется исследование вопроса, насколько уместно сближать христологию преподобного и монофизитство.
Наибольшее сомнение на предмет соответствия православному учению может вызывать следующий отрывок из сочинения преп. Марка «О Мелхиседеке», который, скорее всего, и имел в виду свт. Фотий: мельхиседекианин, считающий, что Мелхиседек — это Сын Божий, задает преподобному вопрос о том, имеет ли единение Божества и человечества во Христе начало во времени? На это преп. Марк отвечает:
Καὶἔχει καὶοὐκ ἔχει, διότι αὐτὸς ὁἄναρχος τῆς ἑνώσεως γέγονεν ἀρχή, καὶδιὰτοῦτο εἶπον· καὶἔχει καὶοὐκ ἔχει. Εὐσεβέστερον δέ ἐστιν εἰπεῖν ὅτι οὐκ ἔχει· ὅσα γὰρ ὑποστατικῶς ἥνωται, κἂν ἐκ δύο νοοῖτο, ὅμως τῇτοῦδυνατωτέρου φύσει συνενωθὲν ἐκεῖνο καὶνοεῖται καὶὀνομάζεται. Καθάπερ ποταμὸς ἀπὸβροχῆς συσταθεὶς καὶτῇθαλάσσῃσυμμιγεὶς οὐκ ἔτι λέγεται ποταμός, ἀλλὰθάλασσα, ἐκεῖθεν ἀρχὴν λαβὼν κἀκεῖκαταλήξας |
И имеет, и не имеет, так как Сам Безначальный соделался началом единения. И поэтому я сказал: и имеет, и не имеет. Благочестивее же сказать, что не имеет, поскольку то, что соединено существенно, хотя и познается из двух, все же, поскольку соединяется с природой сильнейшего, познается и называется как сильнейшее. Так и река, которая наполняется от дождя и впадает в море, больше не называется рекой, но морем, в котором она получает начало [соединения] и здесь оканчиваясь[5]. |
Для анализа этого текста необходимо рассмотреть контекст. Преп. Марк приводит эти слова для разъяснения текста Священного Писания о Мелхиседеке: «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7. 3). Он показывает, как эти слова Послания к Евреям относятся к Мелхиседеку, который только уподобляется Христу, служит Его Прообразом. Мелхиседекиане на это задают вопрос о том, каким образом Христос не имеет ни начала дней, ни конца жизни? Преп. Марк отвечает, что Сын Божий «имел начало домостроительного рождения, не имел же начала природного, из-за единства от чрева матери»[6]. Далее оппоненты возражают преп. Марку, что если у Христа нет начала из-за единства [Божества и человечества], то ведь само единство имеет начало? На это преп. Марк и отвечает в вышеприведенном отрывке.
Преподобный утверждает, что хотя и можно говорить о начале единства Божества и человечества во времени, но можно говорить и о том, что это соединение начала не имеет, так как Божество во Христе значительнее человечества. Обосновывает он это тем, что при соединении большего с меньшим соединенное называется по имени большего, а не меньшего, поэтому, как большее, соединенное не имеет начала.
Преподобный приводит пример реки, которая, при впадении в море, перестает называться рекой, так как соединяется с морем и в нем оканчивается. Пример этот неудачен тем, что в применении ко Христу возникает мысль о поглощении природы человеческой природой Божественной. Однако преп. Марк и не применяет этот пример непосредственно ко Христу, с его помощью он лишь иллюстрирует мысль о том, что при соединении чего бы то ни было соединенное называется по имени большего. Причем пишет он это в полемике с мелхиседекианами, которым доказывает безначальность Христа.
Преподобный не игнорировал того, что Христос называл Себя Сыном Человеческим[7]. В сочинении «Против несториан», написанном в то же время, что и сочинение «О Мелхиседеке», преп. Марк вопреки своему утверждению, что соединенное называется по имени большего, называет Христа и Человеком[8]. Поэтому данный текст преп. Марка нужно рассматривать исключительно как направленный на толкование спорного места Послания к Евреям. Он стремится показать вечность Христа для того, чтобы растолковать, каким образом Мелхиседек является Его прообразом.
В христологии прп. Марка существует и другое проблемное место. В полемике с несторианами он отказывается разделять во Христе природы в соотвествии с их действиями. Слова несториан: «Мы говорим о Христе как об Одном, в делах же [Его] соответственно [случаю] разделяем природы», — преп. Марк называет богоборчеством и кощунством[9]. Однако эти слова преп. Марка необходимо понимать именно в контексте полемики с несторианами, у которых он видел то, что одни действия Спасителя приписываются простой (ψιλή) плоти, т.е. человеку, не соединенному по ипостаси с Богом, а другие чистому (γυμνή) Божеству, т.е. Богу, не соединенному с человеком[10]. Преп. Марк признавал во Христе два действия (πράγματα): «все Божественное Писание являет одного и того же Сына Божия в обоих Его действиях — Божественном и человеческом»[11]. Он подчеркивает, что Христос, по Своему человеколюбию и снисхождению, воспринял вместе с плотию все природные её действия, «чтобы мы знали, что ничто природное ко греху не принуждает»[12]. Христос алчет, жаждет, утруждается, молится. В разряд человеческих немощей Спасителя преп. Марк ставит также неведение дня кончины мира[13].
Преп. Марк термин «природа» (φύσις) применяет только к Божеству Христа[14]. Но сам по себе этот факт в период, когда христологическая терминология только искала язык своего выражения, не может служить свидетельством неправославности христологии. Также слово «природа» использует и свт. Кирилл Александрийский[15], который, как замечает А. Грильмайер, не отвергает выражение «человеческая природа» как таковое[16], но только как способное внести разделение во Христа[17]. Для того чтобы наилучшим образом, по мнению свт. Кирилла, сказать о человечестве Христа, достаточно сказать о Воплощении[18].
Преп. Марк настаивает на том, что образ соединения по ипостаси, по которому«Слово стало плотию» (Ин. 1. 14), недоступен для ума[19]. Ведь если невозможно сказать, как Бог из ничего создал наш видимый мир, то тем более невозможно найти ответ о более удивительном: вочеловечении Господа и его бесстрастном страдании[20]. Бог Всемогущ — и для Него нет ничего невозможного. Тот, кто ищет ответа на вопрос, как произошло соединение во Иисусе Христе, и при этом разделяет Христа, показывает тем самым свое неверие во всемогущество Божие[21].
Специально преп. Марк рассматривает вопрос, каким образом Иисус Христос, единый из Божества и человечества, мог претерпевать страдания. Он пишет не только о том, что Христос плотию претерпевал страдания[22], но и то, что страдание Христос претерпевает бесстрастно по Божеству[23]. Говоря о непостижимости бесстрастного усвоения страдания, преп. Марк все же приводит аналогию соединения огня с раскаленным золотом: огонь, сам по себе неудержимый и неповреждаемый, соединившись по ипостаси с удержимым золотом, может безучастно (ἀπαθῶς) претерпевать все то, что происходит с ним[24].
При этом Христос действует по человечеству свободно, претерпевая все по Своей милости к людям, а «не по природной необходимости» (οὐφύσεως ἀνάγκῃ). Христос всегда мог действовать по Божеству, являясь не только Человеком, но и Богом. Например, если Христос, претерпев смерть, воскрес, то тем более мог и вовсе не умирать. Если Он прошел по морю, то мог и по земле ходить, не уставая, а если входил при затворенных дверях, то мог скрыться и от пришедших схватить Его[25].
Цель пришествия Христова — сделать за людей то, что они должны были сделать, но не могли. Делая это, Он показывает меру человеческой природы: так, например, постившись сорок дней, он взалкал, показывая, что, постясь, не следует унывать и слушать дьявола, советующего превратить камни в хлебы[26].
Подводя итог, следует заключить, что нет оснований усматривать у преподобного Марка монофизитские идеи. Он являлся диофизитом, не допускающим слияния природ во Христе. За каждой из природ преподобный признавал присущие ей свойства и действия.
[1]Durand G.-M. Introduction // Marc le Moine. Traités. SC. 445. P. 31–32.
[2]Photius Constantinopolitanus. Bibliotheca. Cod. 200. PG. 103. Col. 669.
[3]Grillmeier A. Ο κυριακός ἄνθρωπος. Eine Studie zu einer christologischen Bezeichungen der Väterzeit // Traditio. Studies in Ancient and Medieval History, Thought and Religion. Vol. 33. S. 25–32. Прив. по: Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. М. 2011. С. 224-225.
[4]Chadwick H. The identity and Date of Mark the Monk // Eastern Church Review. 1972. 4. P. 125–130.
[5]Melch. 5. Марк Подвижник, преп. О Мелхиседеке (в дальнейшем Melch.). 5. Греческий текст сочинения «О Мелхиседеке» в статье приводится по изданию: Marc le Moine. Traités / Intr., texte critique, trad., notes et index par Durand G.-M. T. 2. // SC. 455. P. 182 – 223. Перевод на русский язык приводится наш.
[6]Melch. 4.
[7]Например: Мф. 8. 20; Мк. 2. 10; Лк. 5. 24; Ин. 3. 13.
[8]Марк Подвижник, преп. Против несториан (в дальнейшем Adv. nest.) 28. Греческий текст сочинения «Против несториан» в статье приводится по изданию: Marc le Moine. Traités / Intr., texte critique, trad., notes et index par Durand G.-M. T. 2. // SC. 455. P. 252–315. Русский перевод в нашей редакции приводится по: Марк Подвижник, преп. Против несториан / Пер с греч. Б. Барчунова // Богословский сборник. ПСТБИ. 1999. 4. С. 129–152. [Парал. греч. текст и рус пер., гл. 1 –26]; 2000. 5. С. 118–182. [Гл. 27 сл.].
[9]Adv. nest. 29.
[10]Adv. nest. 49.
[11]Adv. nest. 46.
[12]Adv. nest. 49.
[13]Adv. nest. 49. О том, что Христос по Своему человечеству не знал времени кончины мира, писали, в частности, свт. Ириней Лионский, свт. Афанасий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский. Свт. Иоанн Златоуст в ответе Христа о времени кончины видит нравственно-педагогический смысл, направленный на то, чтобы ученики бодрствовали и всегда были готовы, но и это не противоречит мысли других отцов, поскольку и у них подспудно подразумевается всеведение Сына по Божеству. Свт. Кирилл Александрийский суммировал по этому вопросу сказанное его православными предшественниками (Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. М. 2011. С. 304–316).
[14]По учению Севира Антиохийского, оказавшему в этом влияние на все современные монофизитские церкви, во Христе не одна природа — Божественная, которая воплотилась, как учил свт. Кирилл, а вслед за ним и преп. Марк, а единая природа, включающая в себя и Божество, и человечество.
[15]Об употреблении термина «природа» свт. Кириллом Александрийским см.: Lebon J. Le monophysisme sévérien. P. 311; Grillmeier A. Christ in cristian tradition. From the Apostolic Age to Chalcedon (451). London. 1965. P. 406.
[16]Cyrillus Alexandrinus. Epistola 46. 5. ACO T. 1. Vol. 1 (6). P. 162. Хотя свт. Кирилл и употребляет выражение «человеческая природа» по отношению ко Христу, но под природой Христа он всегда подразумевает природу Божественную.
[17]Grillmeier A. Christ in cristian tradition. From the Apostolic Age to Chalcedon (451). London. 1965. P. 407.
[18]Cyrillus Alexandrinus. Epistola 46 (ad Succensum II). 3. ACO T. 1. Vol. 1 (6). P. 160.
[19]Adv. nest. 34.
[20]Adv. nest. 36.
[21]Adv. nest. 35.
[22]Adv. nest. 25.
[23]Adv. nest. 34. Соединение природ во Христе настолько нераздельно, что каждая из природ совершает свои действия только «с участием» другой природы (Иисус Христос: И. Х. по учению Церкви. // ПЭ. 21. С. 698). Ср. с посланием свт. Кирилла Александрийского к Несторию об отлучении: «Сын, рожденный от Бога Отца, и Единородный Бог хотя бесстрастен по собственному естеству, однако же за нас пострадал плотью, по Писаниям, и в распятом Теле бесстрастно усвоил Себе страдания собственной плоти» (ACO T. 1. Vol. 1 (1). P. 37. Цит. по: ДВС. Т. 1. С. 194).
[24]Adv. nest. 26. В соответствии с представлениями античности, огонь являлся одним из первоэлементов материи, так что преп. Марк, говоря об огне, подразумевал его имеющим такую же полноценную природу, как и золото.
[25]Adv. nest. 27. Ср. с преп. Иоанном Дамаскиным: «наши природные страсти были во Христе и сообразно с природой, и сверхъестественно. Сообразно с природой они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти претерпевать то, что ей свойственно; а сверхъестественно потому, что в Господе то, что было природно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все — добровольное. Ибо Он волею алкал, волею жаждал, волею боялся, волею умер» (Expositio fidei. 3. 64. TLG. 2934. 004. Цит. по: Иоанн Дамаскин, преп. Источник знания. М. 2002. С. 277).
[26]Adv. nest. 49.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии