Христианская добродетель целомудрия и чистоты. Шиманский Г. И.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты

Предисловие. В чем состоит целомудрие. Нравственная чмстота. Значение чистоты и целомудрия. Степени чистоты и целомудрия. Связь целомудрия с прочими христианскими добродетелями.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Распространение  в наши  дни пороков плотоугодия и "разлив чувственности".
Христианину надлежит  духовно бодрствовать, чтобы сохранить себя в чистоте  и целомудрии.

В Послании к христианам города Ефеса апостол Павел писал: "знайте, что никакой блудник, или нечистый (развратный), или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф. 5, 5). В первые времена христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно относились к делам блудным, не считали, как и теперь не считают, грехом плотскую нечистоту, блуд, корыстолюбие, плотоугодие, а всего-навсего — "удовлетворением законов человеческой природы".

В наши дни эти пороки размножились до крайнего предела. Умножение их приближает наступление последнего Страшного суда, о чем писал апостол Павел в том же Послании: никто (из этих развратных суесловов)да не обольщает вас (христиан)пустыми словами, ибо за это грядет гнев Божий на сынов противления. (Еф 5,6) За это, т.е. по причине умножения указанных пороков, грядет гнев Божий — последний Страшный суд Христов над миром.

"Нравственное состояние людей в последние дни бытия мира Господь сравнивает с состоянием людей, живущих пред всемирным потопом. Тогда был ужасающий разлив чувственности. Все они — плоть, — сказал о них Бог. То же будет и перед концом мира. Плотские дела с лихоимством возьмут верх над всем".

Развратившихся людей Апостол называл сынами противления (Кол. 3, 5), которых невозможно убедить в том, что жить нечисто — пагубно. Им что ни говори — не верят. Не верят и Самому Богу, ни во что святое не верят и противятся, упорные неверы.

Таковы были допотопные люди, жившие во время Ноя и не верившие его проповеди о покаянии.

Таковы будут люди и пред концом света — сыны противления. Тогда потоп взял сынов противления, а в конце существования мира огненный потоп и Страшный суд Божий внезапно постигнут непокорных.

"Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)". Плотоугодие и разврат — это бездна, в которой потонуло и погибло множество человеческих душ.  
                                 
По словам преподобного Макария Великого, "кто что любит и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что всего хуже, то признает богом".                    

Христианина в настоящее время везде окружает  множество соблазнов. В условиях окружающей греховной распущенности нравов и развращения необходима напряженная духовная трезвенность и подвиг, чтобы сохранить себя в чистоте и целомудрии и избежать пороков новоязычников. Не будьте сообщниками их, —  увещевает Апостол, —  остерегайтесь всякой  поблажки грехолюбивой  плоти, избегайте нечистоты, лихоимства, не участвуйте в бесплодных  делах  людей,  живущих  нерадиво   и   в   богозабвении, но поступайте, как чада света (Еф. 5, 7—8), соблюдая себя в чистоте и целомудрии (1 Фес 4, 3—4). Целомудрие — общехристианская добродетель. Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех (свт.Филарет Московский).

 1. В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕЛОМУДРИЕ

Значение слова "целомудрие" по Священному Писанию.
Понятие о целомудрии как о чистоте души и тела от плотских грехов и как о непорочности — всеобъемлющем названии всех добродетелей.

В апостольских писаниях и в писаниях святых Отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души (свят. Иоанн Златоуст). В их писаниях целомудрие обозначается греческим словом (sophrosune). Первоначально значение этого слова было: благоразумие (2 Мак. 4, 37; Деян. 26, 25; 1 Пет. 4, 7), здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове (свят.Феофан Затворник).

Целомудрие — это "полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная" (Федоров Н.Ф.).

"По своему этимологическому составу греческое слово "целомудрие" указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека" (свящ. П.Флоренский).

По определению святого Григория Нисского, "целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил".

Целомудрие — это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого у духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое (св. Ефрем Сирин).

Противоположным целомудрию является состояние развращенности, развороченности  души. Целина личности разворочена, наружу вывернуты низменные потребности и похоти плоти, а душа завалена, подавлена плотским, страстным, греховным. Развращенный человек — как бы вывернутый наизнанку, бесстыдно выставляющий наружу постыднейшее. Вместо стыдливости здесь бесстыдство и цинизм Бесстыдство — указатель испорченности и растленности души. (Слово растление происходит от славянского тло, означающего дно, пол, основание. Говорят: "Его обокрали дотла", то есть дочиста, до основания; "хлеб сгнил дотла", то есть весь, сколько было. Очевидно, что глаголы "тлеть" и "тлить" относятся к процессу гниения, разрушения, происходящему до основания строения, до земли. В таком случае по отношению к человеку растление обозначает или совершенное нетление, т.е. уничтожение души до конца, дотла, или же, что правильнее, как и развращенность, — порчу основания существа человека, его души, развращение до дна, по-следнюю степень испорченности, развинченности, распад личности, расшатанность, разброд, развал духовной жизни, ее раздробленность, состояние мучительной неустойчивости; одним словом, это — "начинающееся еще до геенны разложение личности, ее рассечение грехом" (Мф. 24, 51; Лк. 12,46) (свящ. П.Флоренский). В развращенном человеке остается только личина человека, ибо дух по-степенно умирает, угасает.

Ветхий (греховный) человек истлевает в обольстительных похотях (Еф. 4, 22), т.е. страстях, которыми обычно живет самоугодливый человек. "Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое" (свят. Феофан Затворник). Особенно это касается грехов плотских.

"Прочие грехи, — говорит святой Афанасий Великий, — одной душе причиняют вред, а любодей и тело растлевает и разрушает, истощая душевную и жизненную силу".

По словам преподобного Ефрема Сирина, "греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы". Душа человека растлевается не только плотскими грехами, но и сребролюбием, славолюбием (тщеславием), завистью и ненавистью, гневом, дерзостью и жестокосердием, ложью, лихоимством и богозабвением, и всяким другим злом, ненавистным Богу (преп. Ефрем Сирин).

Христиане, будучи освящены в животворной купели крещения, очищенные от всякой нечистоты древней заразы, суть храмы Божий (1 Кор. 3,16-17), которые никем и ничем не должны быть растлеваемы и оскверняемы. "Мы, — говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, — искуплены дорогою ценою — кровию пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа и призваны повиноваться воле своего Искупителя во всех действиях своего служения Ему, прославляя и нося Господа в чистой душе и неоскверненном теле" (сщмч. Киприан Карфагенский).

Обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни (преп. Симеон Новый Богослов), и тогда называется чистотою целомудрия или чистотою души и тела (преп. Иоанн Лествичник). Однако, под целомудрием подразумевается не одна только нравственная чистота души и тела. "Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких)похотей борьбою" (свят. Иоанн Златоуст).

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях (иеросхим. Мордарий). У апостола Павла это названо чистотою Ι (1 Тим 5,2) — когда "при телесном целомудрии сохраняют и душевное и не причиняют себе никакого нравственного вреда посредством зрения или слуха" (свят. Феофан Затворник). По словам митрополита Филарета Московского, "жить целомудренно., означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце не зараженным нечистыми желаниями, тело не растленное нечистыми делами", а также осязания и проч. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Поэтому, чтобы быть целомудренным, надо заботиться о преуспеянии во всякой добродетели, чтобы Дух Святой, почив на добрых плодах, присоединил нас к Царству Небесному (преп.Ефрем Сирин).

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы "соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах" (преп. Амвросий Оптинский).  Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что собственно целомудрие обнимает все добродетели: "Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей" и есть не что иное, как непорочность (свят. Феофан Затворник). Подобно говорит и святой Иоанн Златоуст: "Целомудрие состоит не только в том, чтобы воз-держиваться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей. Следовательно, и любостяжательный — не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный)к богатству; даже последний невоздержаннее первого". "Целомудрие все страсти укрощает, удер-живает бессловесные (животные, чувственные) стремления души и тела и управляет их к Богу" (преп.Петр Дамаскин). "Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего" (свят. Феофан Затворник).

В связи с приведенными определениями целомудрия (в узком и широком смысле) у святых Отцов находим указания на некоторые внутренние и внешние признаки целомудрия.

Священномученик Киприан Карфагенский пишет: "Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам. Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не зави-довали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе" (сщмч. Киприан Карфагенский).

По словам преподобного Иоанна Кассиана, признак истинной чистоты внутреннего целомудрия состоит в том, чтобы в бодрственном состоянии не допускать греховного услаждения плотскими чувствами, даже и во сне, в сонных мечтаниях пребывать без страстного движения чувств.

Кто стяжал совершенное целомудрие, говорит преподобный Исаак; Сирин, тот не только борьбою уцеломудривает свой помысл, но уже  постоянной чистотой, "истинностью своего сердца уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам", при этом "стыд, как завеса, висит в сокровенном вместилище помыслов и непорочность (души)его, как цело-мудренная дева, соблюдается Христу верою" (преп. Исаак Сирин).

Внешнее целомудрие, по словам святого Киприана Карфагенского, состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху и не возбуждать его в других, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами и не рассеивать их по сторонам, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над страстями или недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем (сщмч. Киприан Карфагенский).

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. "Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)…  Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты" (свят. Амвросий Медиоланский).

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывескою души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы. Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский). "Ноги, идущие бодро (бесчинно), ненадежные свидетели целомудрия и обличают болезнь, ибо и в самой походке бывает нечто наглое", — говорит святой Григорий Богослов.  Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение — живое отображение благочестивого духа, бла-гонравия и скромности христианина. Кротость ваша да будет известна всем человекам, — говорит Апостол (Флп. 4, 5; срав.: 2 Кор. 10,1).

"Целомудрие, — говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, — состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния", в скромном убранстве волос и др.

Целомудрие является и в слове — в чистоте нашего языка. Взор и слух целомудренного христианина отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.). "Много срамного изрыгает язык (людей)похотливых (и развратных),много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих" (свят. Григорий Богослов), повреждая души целомудренных.

Целомудренный христианин смотрит на все чистым оком (Тит. 1,15). "Как неповрежденный глаз все видит чисто, действительно так определяя, как что есть... так и чистая душа все видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое тьмою греха, и хорошего не может видеть хорошим" (преп.Ефрем Сирин), и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках. Преподобный Исаак Сирин говорит, что "когда (христианин) видит всех людей хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем".

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению Создателя. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к верховной святейшей красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом Они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Господу Богу, "создавшему всякую красоту Себе ради" (св. прав. Иоанн Кронштадский).

"Поведал мне некто, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто, увидев обыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорелся любовью к Богу и пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы" (преп. Иоанн Лествичник). Чистое целомудрие является источником внутренней духовной радости и мира. Это не-изменные спутники чистой непомраченной совести; вовне оно проявляется в некоторой скромной веселости (свят. Гриорий Богослов пишет: к признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость). Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях (свят. Григорий Богослов). Целомудрие — особенный дар Божий Человек не может своими только силами и старанием приобрести чистоту: только по милости и благодати Божией подается подвизаюшемуся освобождение "от брани плоти и господства обладающих страстей" (преп.Иоанн Кассиан Римлянин).

Истинное целомудрие возможно только в христианстве. В древности некоторые лучшие из язычников — языческие философы могли приобрести только некоторую частицу целомудрия — воздержание от блудных дел, но "внутреннюю, совершенную и постоянную чистоту духа и тела они не только делом не могли приобрести, но и думать о ней не могли; добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

2. НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА

Чистота целомудрия как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату.
В чем проявляется нравственная чистота тела и души.

Целомудрие, рассматриваемое в узком смысле слова как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату, называется чистотою. Имеется несколько значений этого слова. "Чистота" как добродетель, противоположная разврату: святость, чистота, непорочность, целость, нерастленность души и тела, невинность (Числ. 6, 8; 2 Кор. 6, 6; 1 Тим. 4,12; 5, 2; Тит. 2, 5-6). "Чистота" в широком смысле слова — святость, непорочность, жизнь бесстрастная, разумностепенная, привлекающая общее уважение (1 Тим. 2,2; Тит. 2,7). "Чистота" вообще, как праведная жизнь, — чистота, праведность).

Такое название целомудрия мы встречаем у святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Исидора Пелусиота, Марка Подвижника, Иоанна Кассиана и др.

"Целомудрие, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — есть чистота души и тела от всякой плотской (греховной)скверны".

Отечественный подвижник, епископ Игнатий (Брянчанинов), дает такое определение "Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения".

Иногда оба названия добродетели объединяются в одном термине "чистота целомудрия". Чистота целомудрия — когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий (свят. Феофан Затворник). В святоотеческой литературе встречаются еще два понятия: чистота девства — когда при девственной нерастленности тела сохраняется и непорочность души, и чистота сердца — чистота от всех пороков и страстей.

"Надо знать (каждому христианину), — пишет святитель Димитрий Ростовский, — что чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота, как это изъясняет святой Евфимий Великий, который говорит, что если кто и не творит скверного греха телом, но умом любодействует, имея скверные мысли, удерживая их, подчиняясь им и услаждаясь ими, он блудник и не может быть храмом Святого Духа. Ибо Дух Святой... подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу".

Современник святых апостолов, Климент, епископ Римский, писал в конце I века коринфским христианам: "Пока мы в этом мире, пока живем на земле, должны каяться в том зле, которое сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе еще имеем время покаяния... Итак, братья, мы тогда только получим вечную жизнь, когда исполним волю Отца (Небесного), сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни".

3. ЗНАЧЕНИЕ ЧИСТОТЫ ЦЕЛОМУДРИЯ

Связь чистоты и святости по Апостолу.
Плоды чистоты, награда за нее.
Преподобный Ефрем Сирин о чистоте целомудрия.

"Воля Божия, — говорит Апостол, — есть освящение ваше" (1 Фес 4, 3). И чтобы не оставить для нас сомнительным или неясным, что он хотел назвать освящением — праведность ли, или любовь, или смирение, или терпение, — ибо во всех этих добродетелях приобретается святость, — он разъясняет, что, собственно, он хотел назвать святостью:"Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога" (1 Фес. 4, 3—5). Чистоту целомудрия Апостол называет честью сосуда (т.е. тела нашего) и святостью. Напротив, кто вдается в страсти похотения, тот находится в бесчестии и нечистоте и бывает чужд святости.

Продолжая свою речь о чистоте, Апостол далее говорит ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес 4, 7). И кто отвергает это, сказанное о святости, тот отвергает не человеческую заповедь, а Божию, отвергает Бога, Который назначил сердце наше в жилище Святому Духу Своему (1 фес 4, 8). По толкованию святых Отцов, апостол Павел указывает здесь, что через чистоту целомудрия "Святой Дух будет обитать в нашем сердце, что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). В подтверждение этого в другом Послании он пишет: старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Этим наставлением Апостол также ясно показывает, что без чистоты целомудрия, без святости, которую обыкновенно называют непорочностью духа и чистотою тела, вовсе нельзя увидеть Бога. Чтобы еще более уяснить эту мысль, он добавляет: наблюдайте... чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца... как Исав... (Евр. 12, 16) (преп. Ио-анн Кассиан Римлянин).

Чистота есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием ее (преп. Исаак Сирин).

"В чистоте, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма". Прекрасно сказано древними подвижниками, что"блуд есть ложь (обман), а целомудрие есть истина и истинное удовольствие" (преп. Нил Синайский).

Приятность ("сладость") чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искрен-ним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело (Пс 138, 14).

Целомудренный получает постоянное душевное удовольствие от сознания победы над порывами страстей, от увеселения и спокойствия совести, от уважения к самому себе. В страсти же — волнение, неистовство, умоисступление, телесное расслабление, болезни. Удовольствие в страсти кратковременное, а после — угрызения совести, помрачение разума, скорбь, ревность, ссоры, опасения, постоянные неудовольствия, раздражительность и душевное смятение, а при смерти — великая скорбь и тяжесть души (свят. Иоанн Златоуст).

"Чистота усвояет нас Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными" (преп. Иоанн Лествичник). Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела, бе-сы же, по утверждению некоторых (подвижников), ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело. "Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте" (преп. Ефрем Сирин).

"Плотяные люди никакой (другой)добродетелью так близко не уподобляются духовным Ангелам в образе жизни, как заслугою и благодатию целомудрия, посредством которой, еще пре-бывая на земле, они имеют, по Апостолу, жительство на небесах (Флп. 3, 20), которое (после воскресения из мертвых) по отложении плотского тления, согласно обетованию, будут иметь в будущей жизни святые, которые уже и здесь, в бренной плоти, владеют им" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Преподобный Ефрем Сирин в похвале чистоте целомудрия говорит: "Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд. Чистота — ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства. Чистота — узда для очей, она изводит все тело из тьмы в свет. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота — родоначальница любви и ангельского жития. У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота — дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее ее, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль, Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие. Чистота просвещает праведных, омрачает диавола, течет к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14). Чистота отгоняет уныние, внушает терпение. Чистота — легкое бремя, не тонущее на водах, и вечное богатство, скрытое в душе христолюбивого человека, которое вла-деющего им отыщет и во время нужды. Чистота — прекрасное имение, которого звери не опустошают и огонь не поджигает. Чистота — духовная колесница, которая владеющего ею возводит на высоту.

Чистота упокоевается в душах кротких и смиренных и производит Божиих человеков. Чистота расцветает, как роза, среди души и тела и наполняет весь дом благоуханием. Чистота — предшественница и собирательница Святого Духа. О любящем чистоту радуется Святой Дух и подает ему терпение. Чистота умилостивляет Бога, достигает Его обетовании и у всех людей обретает себе благодать. Ее возлюбили святые, ее возлюбил святой евангелист Иоанн и, возлюбив ее, удостоился возлежать на персях Господа славы (на Тайной вечери). Чистота приобретает почести не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве. Ее возлюбим всем серд-цем и мы, благословенные последователи Христа Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас".


4. СТЕПЕНИ ЧИСТОТЫ ЦЕЛОМУДРИЯ

Начало чистоты — воздержание.
Степени чистоты по святому Иоанну Лествичнику и святому Иоанну Кассиану.
Высшее состояние чистоты — непорочность и святость.

"Всякая добродетель, — говорит святой Григорий Богослов, — возводит праведника на одну степень выше. Кто проводит чистую безбрачную жизнь, тот уподобляется Ангелам, Кто подвизается в воздержании (от плотских страстей), тот старается сравняться с девственниками Кто соблюдает супружескую верность, тот сделайся равен воздержанному. Только все подвизайтесь в целомудрии, чтобы достигнуть высших степеней".

Христианин, живущий в миру, встречает больше пре-пятствий к стяжанию целомудрия, чем живущий в монастыре или в пустыне. Блаженный Каллист, патриарх Константинопольский (XIV век), говорит, что "удерживать плотские страсти и взыграния или с разумом устраняться от них можно живущим в миру... изгладить же и истребить их — в миру невозможно. Только пустынная (уединенная, подвижническая)жизнь может явно искоренять их".

Началом чистоты служит воздержание от плотских страстей. Преподобный Иоанн Кассиан указывает на различие между воздержанием и чистотою. "Иное, — говорит он, — быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью. Эта последняя добродетель присваивается особенно тем одним, которые пребывают девственниками или  по уму, или по плоти (например, в Ветхом Завете пророки Илия, Иеремия, Даниил; в Новом Завете — святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов)… К ним могут быть причислены и те, которые, после опытов развращения, долгим трудом и тщанием достигли подобного состояния чистоты и непорочности души и тела.. Надо заметить, что весьма трудно, а может быть и невозможно, достичь такого состояния среди многолюдства, особенно живя в миру"... Впрочем, нет сомнения и в том, что среди христиан, подвизающихся в миру, есть много воздержанных, которые борются с греховными возбуждениями плоти, укрощают и подавляют их страхом геенны или желанием Царства Небесного. Подвижники из опыта утверждают, что те, которые относятся к воздержанным, терпят борьбу, преодолевают и побеждают своего сопротивника, но иногда и сами бывают от него уязвляемы.

Степеней целомудрия, возводящих к нерушимой чистоте, весьма много, и всех их обозреть и перечислить не в наших силах.  

Преподобный Иоанн Лествичник указывает три сте-пени чистоты целомудрия: начало, середину и конец (высшую степень) чистоты. Начало чистоты бывает, когда душа не сочувствует появляющимся страстным помыслам ("помысл не слагается с блудными прилогами"), середина чистоты — отсутствие нечистых мечтаний в бодрственном состоянии, а также во сне. Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы "пребывать в одинаковом устроении при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных".

Преподобный Иоанн Кассиан лествицу усовершенствования целомудрия разделяет на шесть степеней, которые, впрочем, как он замечает, по высоте не много отстоят друг от друга, а те, которые находятся в промежутке между ними, трудно уловимы для человеческих чувств и ума; поэтому трудно описать словами, с какими успехами мало-помалу ежедневно возрастает совершенство самой чистоты. Сила души, и зрелость чистоты приобретаются не-заметно по подобию наших тел, которые каждый день нечувствительно получают свое приращение и без нашего ведома возрастают до совершенного своего вида.

Совершенная и всецелая чистота целомудрия, по словам преподобного Кассиана, состоит в том, чтобы душа не только в бодрственном состоянии, но даже и во сне отвергала и ненавидела все страстное, греховное, к чему прежде произвольно питала сочувствие. О таковом очищении души свидетельствует отсутствие и во сне нечистых грез, ибо сновидения обычно служат отражением деятельности души в бодрственном состоянии.

"Полная целомудренная чистота", в отличие от обычного (начального) воздержания от страстных плотских движений и помыслов, характеризуется "совершенным успокоением плотских возбуждений и покоем от них. Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость. Это бывает, когда плоть, перестав похотствоватъ на духа, начинает согласоваться с его желаниями и добродетелью и когда они оба соединятся между собою твердым миром и, по изречению Псалмопевца, как братья, станут жить вкупе (Пс. 132, 1). Тогда и Бог с ними бывает, ибо говорится, что в мире место Ею (Пс 75, 3), — т.е. не в шуме брани и борьбы со страстями, а в мире целомудрия и в постоянном покое сердца. Вот почему когда кто чрез погашение плотских и других страстей сподобится стяжать это место мира, то в то же время сделается и жилищем Божиим" (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). Еп. Феофан пишет, что "святость... преимущественно свидетельствуется чистотой от плотских влечений и сочувствий".

По словам преподобного Иоанна Лествичника, "похвала блаженной чистоте столь велика и высока, что некоторые из святых Отцов осмеливались назвать ее бесстрастием".

Сказанное о степенях чистоты целомудрия относится, в первую очередь, к лицам, подвизающимся в безбрачии: монахам и монахиням, живущим в монастырях, девственникам и девственницам, подвизающимся в миру; затем — к христианским юношам и девам, хранящим себя в чистоте добрачного целомудрия, и, наконец, к чисто живущим в христианском супружестве.

Что касается степеней целомудрия, понимаемого в широком смысле слова, как всеобъемлющей добродетели, то описания их святые Отцы не дают: от человеческого взора скрыто постепенное возрастание в добродетелях, ибо знание степеней совершенства не полезно для духовной жизни — такое знание может повредить охранительнице добродетелей — смирению.

5. СВЯЗЬ ЦЕЛОМУДРИЯ С ПРОЧИМИ ХРИСТИАНСКИМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ

Целомудрие связано с самоотвержением, воздержанием и терпением.
Сокрушение сердца и страх Божий. Смирение. Молитва.
Целомудрие и любовь возводят человека к святости и богообщению.

Добродетель целомудрия (в широком смысле слова), как, добродетель всеобъемлющая, отражающая в себе здравие души и чистоту жизни, находится в существенной связи, в органическом единстве со всеми христианскими добродетелями (ср. свят. Феофан Затворник. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла).

Прежде всего, целомудрие и чистота связаны с самоотвержением, с воздержанием, терпением и страхом Божиим. Преподобный Никита Стифат указывает, что матерь целомудрия и чистоты есть "всестороннее воздержание, а отец — страх Божий".

Святой Иоанн Златоуст называет пост и воздержание опорой целомудрия. "Воздержание особенно необходимо для стяжания чистоты от плотских страстей" (преп. Иоанн Лествичник). "Кто желает представить Господу тело целомудренным и сердце чистым, тот должен сохранять безгневие и воздержание, потому что без этих двух добродетелей весь труд наш будет бесполезен" (преп. Иоанн Лествичник).

Охранители целомудрия — сокрушение сердца и пребывание в покаянных чувствах. Сокрушение сердца есть враг лукавых и студных помыслов. Споспешник целомудрия — безмолвие в послушании.

Целомудрие зиждется на смирении. "Нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения". За смиренномудрием следует воздержанность во всем, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием (преп.Иоанн Кассиан Римлянин).

"Смиренного по страху Божию сопровождает во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце". Эти две добродетели — смирение и целомудрие — уготовляют душу к принятию благодатных даров Святого Духа — "для Святой Троицы обручательный залог" (преп. Исаак Сирин).  

Добродетелям целомудрия и чистоты постоянно сопутствует молитва "Возлюбил ли кто девство, или ревностно чтит брачное целомудрие, положил ли кто иметь своей спутницей кротость и безгневие или подобную добродетель — легко и удобно может совершить путь благочестивой добродетельной жизни, если примет в руководительницы молитву", — говорит святой Златоуст.

Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Так, юродивые девы были, по Евангельской притче, осуждены не за какой-либо смертный грех, а за недостаток елея, т.е. милосердия (свят. Иоанн Златоуст). Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. "В правде с любовью... (заключается)одухотворение души, а одухотворение тела — в целомудрии, обнимающем и всякую отре-шенность от всего чувственного (греховного)и полную чистоту от страстей" (преп. Феофан Затворник).

Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению — "сочетавают с Богом" (преп. Никита Стифат).

"Воля Божия, — говорит апостол Павел, — есть освящение ваше(1 Фес 4, 3), чтобы каждый христианин соблюдал свое тело в святости и чести. Апостол особыми похвалами превозносит целомудрие (1 Фес 4, 3—8), приписывая собственно этой добродетели святость и указывая, что чрез нее в особенности Святой Дух обитает в нашем сердце, — что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства". Без непорочности и святости души никто не узрит Бога (Евр. 12,14-16) (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

"Святость, — пишет епископ Феофан Затворник, — есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий".

Целомудрие входит необходимой составляющей в святую жизнь вместе с праведностью и благочестием. Праведно жить — значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво — значит все творить со страхом и благоговением перед вездесущим и всевидящим Господом Богом Вседержителем, все Тому посвящая и всячески ревнуя о славе пресвятого Его имени. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего — молитву и творение всего во славу Его.

Таким образом, "целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию" о нашем спасении (свят. Феофан Затворник).


Источник: Образовательный портал СЛОВО