Христиане и власть: взгляд через 16 веков
Церковно-государственные отношения с точки зрения св. Амвросия Медиоланского и кардинала Анджело Скола – в центре внимания «Покровских встреч»
Москва, 21 ноября, Благовест-инфо. «Христиане и власть вчера и сегодня» – эта тема стала ведущей для второго дня «Покровских встреч» – международного форума, который проходил 18-20 ноября в Москве в рамках российско-итальянской конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда. Отрицание или новое открытие личности». 19 ноября в Культурном центре «Покровские ворота» два итальянских священника представили богословский анализ церковно-государственных отношений с точки зрения двух миланских епископов, разделенных шестнадцатью веками: святого Амвросия Медиоланского и нынешнего кардинала Милана Анджело Скола. Как неоднократно упоминалось на встрече, проблемы в этой сфере в IV в. и XXI в., конечно, решались в разном контексте, но, несмотря на истекшее время, имеют много общего.
Священник Франческо Браски, доктор патрологии, директор отдела славистики Амвросианской академии, подробно рассказал о ключевой роли, которую играл святитель Амвросий Медиоланский в рождении новых отношений Церкви и императорской власти. Через несколько десятилетий после принятия Миланского эдикта, узаконившего христианство в Римской империи, на христиан обрушились новые гонения, только теперь они исходили от крещеного императора – Констанция (сын Константина Великого), который «в своих целях не стеснялся использовать ни насилие, ни самые коварные средства развращения и коррупции». По словам докладчика, это означало крушение идеала «симфонии» властей, провозглашенного незадолго до этого, и необходимость «полной переформулировки понимания политики со стороны верующих». Этим и вынужден был заняться миланский епископ – но не в теоретической тиши своих покоев, а в постоянных драматических контактах с императорским двором. Императоры, получившие крещение, оставались глубоко языческими по своему мировоззрению: считая себя «высшими понтификами», они претендовали на полное управление религиозной жизнью. Амвросий боролся против этой концепции «абсолютной власти над людьми и вещами, вплоть до утверждения императорского права свободно распоряжаться самими церквями». В качестве яркого примера о. Франческо привел «вопрос о базиликах»: когда церковный народ во главе с миланским епископом отстоял здания церквей, которые император Валентиниан хотел передать арианам.
Власть всячески противилась предложенной Амвросием парадигме императора как «простого» человека, хотя на него и возлагается роль правителя и властителя». Причем святитель не требовал для Церкви никакой привилегии, но лишь «права, основанного на том, что государство не предшествует и не основывает религию; наоборот, само государство должно признать Бога и религиозное чувство человека и защищать их». Амвросий идет еще дальше, утверждая, что крещёный император является «сыном Церкви и не стоит выше Церкви». О том, как реализовывалась эта концепция, свидетельствует история сложных взаимоотношений Амвросия с императором Феодосием: начавшись с жестких конфликтов, они переросли в отношения духовного отца и его духовного чада, в искреннюю дружбу. Но сначала воинственному Феодосию пришлось пройти через публичное покаяние: он совершал много такого, что заставляло содрогнуться миланского епископа, но многотысячная резня, санкционированная императором в Фессалониках, переполнила чашу. Амвросий отлучил императора от причастия и наложил на него епитимию. И тут произошло неслыханное: впервые римский император явился перед епископом без регалий, в одеждах кающегося. Благодаря мудрости Амвросия это было воспринято не как унижение политической власти перед Церковью, но как свидетельство о том, что император отказался от любой претензии на «привилегированный путь» в отношениях с Богом, согласился быть «просто верующим».
По мысли докладчика, церковно-государственная концепция, выношенная Амвросием, отличается особым «равновесием»: она «избегает как безапелляционного осуждения тех, кто видит в политике безнадёжное зло, так и риска некритического принятия власти, «канонизированной» в силу её готовности объявить свою зависимость от церковной сферы». Это «равновесие мысли» зиждется на том, что в «центре вселенной» святитель ставит Христа и Его дело искупления человека. «В таком равновесии, в таком отце и учителе веры мы нуждаемся и сегодня», -- заключил о. Франческо.
Прошло более 16 веков, и миланский кардинал Анджело Скола в новой книге размышляет о том же: какой должна быть модель взаимоотношений государства, Церкви и общества, только теперь постмодернизм определяет исторический контекст. Священник Стефано Альберто, доктор теологии, доцент Католического университета (Милан) в своем докладе «Христианство перед новыми вызовами секулярности (Заметки на полях книги Анджело Скола «Новое понимание светскости») проанализировал основные тезисы епископа, поставленного на кафедру святого Амвросия в Милане.
«Эпоха постмодернизма – время скорее мучительное, чем кризисное. Родовые схватки часты и очень болезненны, но впереди – радостная перспектива нового рождения», -- от этого наблюдения кардинала Скола оттолкнулся докладчик. «Мучительность» постмодернизма – в том, что человек, оторванный от менталитета и культуры прошлого, погруженный в принципиальный индивидуализм, оказывается разрываемым противоречиями между частным и общим, между субъективными интересами и объективными нравственными требованиями, между личной свободой и свободой гражданской и правовой. Приоритет научного универсализма и «андрогинности культуры» в постмодернизме, постепенное удаление религии из общественной сферы лишают личность опор, прогрессирует «опустынивание» человечности и веры».
Однако, по словам о. Стефано, кардинал Скола далек от «морализаторского пессимизма» и идеализации прошлого. В чем он видит основу для надежды? Перспектива – в «парадоксальном совпадении»: стремление и свобода – константы любого человека, во все времена, но и Евангелие понимает «желание и свободу» как ценность. Таким образом, «христианская весть не имеет ничего неактуального и находится в той же плоскости, что и чаяния человека эпохи постмодернизма», делает автор книги вывод, на который обратил внимание о. Стефано.
Какое же толкование светскости предлагает современному государству миланский кардинал? По мысли Скола, светское демократическое государство, в идеале, отличается своим «неотождествлением» с тем или иным мировоззрением, но оно не должно быть нейтрально по отношению к главным ценностям, к «преобладающей национальной традиции, с которой исторически связано». И в этом контексте отношение к религии – «испытание истинной светскости государства»: не просто пассивная терпимость, но, как ее определяет Скола, «активная открытость». Для христианина это открывает возможность свидетельства: «Если я свидетельствую об истине, я не нарушаю ничьи права; напротив, я их развиваю. Например, если я признаю здоровым общество, основанное на семье как постоянном союзе мужчины и женщины, …то я могу предложить такое видение общества, честно соглашаясь сопоставить его с другими, при уважении прав всех людей и при использовании всех конституционно предусмотренных процедур. А если я уклоняюсь от конструктивного свидетельства как своего долга, то это означает, что я не вношу свой вклад в диалог гражданского общества».
В заключение докладчик отметил, что перспектива светскости, как видит ее кардинал Скола, не ограничивается реалиями Италии и Запада, но может оказаться важной и для христиан Востока и, в частности, России.
Встреча завершилась презентацией важного результата православно-католического научного сотрудничества. Ученых Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) и Амвросианской библиотеки (Милан) соединил в общей работе святитель Амвросий Медиоланский. Специалисты взялись за русскоязычное издание Полного собрания сочинений святого в 15 томах. На вечере Франческо Браски и Георгий Захаров представили вышедшие из печати первые два тома издания. «Наследие святого Амвросия – это самое дорогое наше сокровище, которое мы не можем держать только для себя, но должны поделиться со всей Церковью», -- сказал представитель Амвросианской академии. А Г. Захаров подчеркнул, что перевод и публикация Отцов неразделенной Церкви, помимо вневременной значимости, имеют отношение и к современному контексту: «Ситуация IV в. близка к современной: государство не до конца христианизировано, но значительная часть общества – христианская».
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии