Храм Воздвижения на Воздвиженке
Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря, 1882 год
История храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Воздвиженке в бывшем Крестовоздвиженском монастыре
Улица Воздвиженка. Центр Москвы, намоленный и любимый. 1934 год… Прощание с древним храмом Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Прошло 90 лет. На его месте – подземный переход, подсобные помещения метро и площадка, пустая и неприкаянная, как жизнь грешника.
Между улицами Моховой и Манежной, у Кутафьей башни Кремля есть площадь Сапожковая, названная так по церкви Николая Чудотворца в Сапожке. Он стоял у Троицких ворот до своего упразднения в 1838 году. Площадь меняла названия, но не теряла значимости. Здесь от Кремля шла старая Смоленская дорога, ставшая улицей Арбат, а с XVII века – Смоленской. В XVIII столетии одна из ее частей до Арбатских ворот уже будет аристократичной и богатой Воздвиженкой по храму Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и монастырю.
В феврале 1540 года митрополит Московский и всея Руси Иоасаф, духовенство, 10-летний великий князь всея Руси Иван Васильевич, его брат князь Юрий, бояре и народ торжественно встречали две чудотворные святыни, которые привезли из Ржева. Это был образ Ржевской иконы Богородицы и Воздвижения Креста. Образы полгода находились в столице, а затем вернулись в места их обретения. Однако в память о пребывании святынь в Москве появился храм Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот. Согласно московским легендам, построили еще одну церковь – Честного Животворящего Креста Господня на Воздвиженке.
История Крестовоздвиженской церкви на Арбатской улице (Воздвиженке) связана со старыми московскими легендами. Но действительно ли храм появился там, где встречали святыню? Из чего же его построили: из дерева или кирпича?
Согласно одной легенде, простой и вроде бы логичной, деревянную церковь возвели в память о пребывании в 1540 году иконы Крест Честной в Москве на месте ее встречи. Однако встречали ржевские образы у стен Нового владычного монастыря (Новинский Введенский Богородицкий монастырь). Это подтверждает миниатюра в таком документе, как «Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Царственная книга» (1565–76), поэтому более реальной можно считать вторую версию: храм построили на земле боярина Владимира Григорьевича Ховрина. Но тогда это произошло раньше на сто или более лет.
Стефан Васильевич Ховрин прибыл в Москву из Крыма в 1399 году и добился больших успехов, которые укрепили потомки, представители славных фамилий Ховриных-Головиных-Третьяковых. Так, его внук, княжеский казначей Владимир Григорьевич Ховрин, будучи иноком Варфоломеем в Симоновском монастыре, в 1439 году вместе с боярином Юрием Патрикеевым участвовал в победном сражении с крымским ханом Уллу-Мухамедом во время десятидневной осады Москвы.
А. Васнецов. «Московский Кремль при Дмитрии Донском», 1922 г.
Высокий статус этой семьи доказывает и факт получения подворья в Кремле, где в 1486 году влиятельные потомки Стефана Ховрина построили каменные палаты. Со временем владения этого рода стали огромны и простирались от Старого Ваганькова до улицы Поварской и Арбата, спускаясь к Москве-реке. Имелись земли и на реке Лихоборке. Но это будет позднее.
Для своей многочисленной семьи Владимир Ховрин построил палаты в предместье Кремля, в Занеглименье, на Арбате (Воздвиженке). С XIV века земли в Занеглименье, при Смоленской дороге, начинали застраиваться и укреплялись валом и рвом, как бы образуя город. Кстати, здесь же находился двор главного воеводы – боярина И. Ю. Патрикеева, по прозванию Гвоздь, женатого на дочери Владимира Ховрина Евдокии.
При ховринском доме была «Володимирова церковь Ховрина», освященная предположительно в 1440 году. Через 5 лет она сгорела. А в 1450 году в «Ермолинской летописи» появилась запись: «... поставил пред своим двором церковь кирпичну Воздвижение Честного Креста», внутренние стены облицовав белым камнем. В 1457 году она опять горела и вновь была отстроена.
Вокруг Крестовоздвиженского храма Владимир Григорьевич Ховрин-Строитель основал обитель. Такова еще одна московская легенда. Некоторые историки считали, что он был схимником не Симонова монастыря, а Крестовоздвиженского, где и упокоился после 1480 года. В названии обители имелось уточнение – «на Острове». В те далекие время здесь рос бор, окруженный полями, что производило впечатление зеленого острова.
Первые же сведения о монастыре встречаются только в связи с великим московским пожаром 1547 года. Пожар, со слезами предсказанный московским юродивым Василием Блаженным перед Воздвиженским храмом, случился от горящей свечи именно в храме Воздвижения Честного Животворящего Креста «за Неглинною, на Арбацкой улице». В большой костер превратились Смоленская улица, Арбат, Китай-Город, Большой посад... Ураганный ветер уносил огонь в другие части Москвы, перекинулся на Кремль. Плавилось железо, в пыль превращался камень.
П. Плешанов. «Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года», 1856 г.
В 1681 году монастырь обнесли новой каменной оградой. У той ее части, что отделяла двор от Крестовоздвиженского переулка, построили небольшую Казанскую церковь. В это время остро встал вопрос о перестройке обветшалого соборного Крестовоздвиженского храма. В 1709 году начались работы, затянувшиеся на 20 лет. Виной тому стал Каменный указ Петра I от 1714 года.
В 1711 году был построен нижний престол Успения Пресвятой Богородицы с приделами. Начальное их посвящение было в честь священномученика Симеона Персидского и святителя Григория Богослова. В 1726 году возвели верхний престол Воздвижения Креста Господня с приделами священномученика Василия Парийского и преподобного Александра Свирского. В трапезной устроили придел священномученика Феодота. В будущем эти приделы будут упраздняться и освящаться вновь.
Наконец, в 1728 году храм предстает в полном величии и красоте: центрический, лепестковый в своем плане – строение в виде четверика, к сторонам которого пристраивались полукруглые выступы. Кроме того, он был двухъярусный; «иже под колоколы», и являл собой яркий образец нарышкинского барокко. Для строительства использовался широкий плоский обожженный кирпич – плинфа. В стены храма были вмурованы древние надгробные плиты.
Главный иконостас возвели в середине XVIII века. Вернее, это был перестроенный иконостас из Кремлевской церкви 12 апостолов, переданный по причине ее перестройки в 1723 году. Но сохранились в нем только некоторые иконы. Особо почитался образ Божией Матери «Моление игумена Филиппа» первой четверти XVI века.
В 1785 году освятили придел святой равноапостольной Марии Магдалины в нижнем ярусе Крестовоздвиженского храма – Успенской церкви, которую богато украсили кессонами со стукковыми розетками. Через два года вызолотили кресты, а крышу покрыли железом. В конце XVIII века прошли работы по росписи верхнего храма.
Церковь Воздвижения Креста Господня. Интерьер нижней Успенской церкви в процессе разборки, 1934 г. vladimirdar.livejournal.com
Храм, впечатлявший декоративной ступенчатостью форм, стоял посреди просторного монастырского двора. По линии улицы шел ряд келий, между которыми находилась колокольня. Был в монастыре и каменный погреб, и кузница (Воздвиженка, 7), и сараи. Но был ли Крестовоздвиженский храм единственным в монастыре? Безусловно, нет. Были еще три церкви: Казанская; Никитская в колокольне над Святыми воротами, выходящими на Воздвиженку; Успенская, а также часовня у ворот. К сожалению, они исчезли в разное время, каждая по своей причине.
Заканчивался XVIII век. Приближалась эпоха больших горестей и бед, которые погубили монастырь и Крестовоздвиженский храм.
В 1812 году к обители подошли французские солдаты. Несмотря на то, что монастырские ворота были засыпаны землей, их открыли. Начали искать ценности, избивая насельников и казначея. Нижнюю церковь превратили в конюшню. В алтаре поставили кровати, которые часто делали из ростовых икон. Святые образа использовали как дрова. Во время пожара монастырь пострадал, однако описаний его состояния не имеется. При этом соборный Крестовоздвиженский храм и многие монастырские постройки сохранились, о чем доложила созданная для устранения последствий пожара «Комиссия для строений Москвы». Осталась в целостности и ризница, вывезенная в Вологду. Но все-таки была необходимость восстанавливать монастырь.
Делать это было слишком дорого, а потому еще в 1813 году приняли решение об упразднении мужского третьеклассного Крестовоздвиженского монастыря. К тому же искали место для размещения священников и церковнослужителей кремлевского Успенского собора. Через год монастырь упразднили. В результате перестройки от него остались только храм, кузница и погреба. В 1820 году в новые здания въехали семьи «соборян Успенского собора». Соборная Крестовоздвиженская церковь стала приходской, при ней оставили колокольню с Никитским храмом. Вид улицы изменился, но Крестовоздвиженская церковь продолжала оставаться ее архитектурной доминантой.
Жизнь храма продолжалась. В 1836 году в нижней Успенской церкви установили новый иконостас. В 1848 году был приглашен архитектор Петр Буренин для возведения новой колокольни вместо обветшалой. В том же году освятили придел нижнего Успенского храма – Николая Чудотворца. Именно сюда после закрытия в 1838 году Никольской церкви в Сапожке перенесли ее утварь и некоторые иконы. В 1849 году у западной стены храма появилась новая величественная шестиярусная колокольня Воздвижения Честного Креста Господня. В 1858 году освятили придел главного храма – преподобного Сергия и великомученицы Параскевы.
Улица Воздвиженка, кельи Крестовоздвиженского монастыря (дореволюционное фото). vladimirdar.livejournal.com
В начале XX века вопрос о том, кто же основал Крестовоздвиженский храм на Воздвиженке, вновь горячо обсуждался. В 1903 году диакон этой церкви Николай Кедров опубликовал очерк о монастыре. На 130 страницах он описывает храм и обитель. По его мнению, построенная Ховриным церковь до самого XIX века находилась при его доме в городе, то есть в Кремле, рядом с Воскресенским монастырем, и никогда никуда не перемещалась. В то время это был двор Ховрина-Головина. Однако кремлевские палаты Ивана Ховрина Головы появились там только в конце XV века и, безусловно, имели домовый храм. Он якобы стоял у Вознесенского монастыря, находившегося у Спасской башни. Но разве семья не могла построить рядом с кремлевскими палатами храм с таким же посвящением, как и на Арбатской улице? Стоит вспомнить и о том, что богатство боярских теремов раздражало великих князей, и к середине XVI века их владельцев вытесняют из Кремля. Так где жили Ховрины?
Кроме того, диакон Николай Кедров замечает, что имени Владимира Григорьевича Ховрина нет в древнем синодике Крестовоздвиженского монастыря XVII века. При этом «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», издаваемый в Российской империи, указывает, что «в XV столетии на месте монастыря находился дом одного из потомков именитой фамилии кн. Ховриных, Вл.Гр. Ховрина, любимца вел. князя Василия Темного».
Так что загадок больше, чем ответов. К тому же в Кремле были и есть храмы с таким посвящением. Сохранилась до наших дней церковь Воздвижения Креста Господня в Кремле (Распятская церковь), построенная в 1681 году царем Федором Алексеевичем над северным приделом Верхоспасского собора. Это церковь теремного дворца Московского Кремля, которая, возможно, была сделана из молельни царя Алексея Михайловича Романова.
Однако вскоре прения по истории храма будут неактуальны и попадут под запрет.
После переворота 1917 года службы в Крестовоздвиженской церкви не прекращались. После захвата в 1922 году обновленцами храма Христа Спасителя она стала Патриаршим и Московским кафедральным собором. Но ее нахождение в непосредственной близости к Кремлю явно нарушало движение молодой советской страны к светлому будущему. В 1929 году храм закрыли. Его последнего настоятеля отца Александра Сидорова и четырех членов Церковного Совета арестовали по обвинению в «антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о гонении на Церковь, молитвы за находящихся в заключении священниках» и помещены в Бутырскую тюрьму. В протоколах о молитвах отца Александра писалось так: «с коленопреклонением». Его приговорили к трем годам концлагеря в Кеми (Карелия), из которых священник не вернулся, остальных – к высылке в Казахстан и Сибирь на такой же срок.
Воздвиженка ненадолго стала улицей Коминтерна, затем превратилась в проспект Калинина по имени «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, приемная которого находилась на Моховой.
Карта Москвы (центральная часть). Красным контуром выделена Воздвиженская церковь, зеленым - Архив Министерства иностранных дел в здании усадьбы Нарышкиных, 1917 г. vladimirdar.livejournal.com
В 1934 году Крестовоздвиженский храм снесли. Причиной стало строительство метро. Здесь начали рыть шахту. Сегодня на месте церкви – подземный переход, подсобные помещения метрополитена и пустая площадка, которую часто закрывали рекламными растяжками. Интересно, что до зимы 1979 года она не пустовала: в этой части Калининского проспекта все еще стояли монастырские ворота, на месте которых находилась древняя Крестовоздвиженская церковь. Но и эту реликвию уничтожили перед Олимпиадой-80 при строительстве перехода напротив здания Военторга. Грузовики спешили увезти за пределы города не простой мусор: остатки раскопанных фундаментов монастырских строений и человеческие останки с погоста.
Сегодня земля на Воздвиженке хранит фундамент Воздвиженского храма, так как метро строили закрытым методом. Но вскоре она может стать строительной площадкой нового корпуса библиотеки. Сохранились монастырские здания на углу Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка. Существуют и планы местности разных лет, полный комплект обмеров 1933 года, чертежи, фотографии интерьеров и общего вида храма, в том числе запечатленные в период его разборки. Но будет ли завтрашний день милосерден к наследию?
Ольга Сокиркина
3 октября 2024 г.
Источник: Московский Сретенский монастырь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии