Храм Николая Чудотворца в Столпах
Церковь Николы на Столпах, 1820 г.
На углу двух старинных московских переулков – Малого Златоустинского и Армянского – стоял дивный храм Николая Чудотворца в Столпах, который упоминался во всех путеводителях Москвы и учебниках по истории архитектуры. В 1938 году он исчез с карты столицы и стал еще одним горьким воспоминанием о ее утраченной красоте.
Храм Симеона и Анны
Первое упоминание о храме, вошедшем в современную историю с посвящением Николаю Чудотворцу, встречается в 1547 году в Никоновской летописи. Причина упоминания вполне привычна для средневековой Москвы – Большой московский пожар. Это был цикл пожаров, бушевавших с середины апреля по конец июня и уничтоживших треть городских построек.
В те времена это был храм, освященный в честь праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Вместо сгоревшего храма выстроили новый. В 1625 году он упоминается как ружный, то есть находящийся на содержании государства, а не прихожан. В 1629 году храм уже каменный и приходской.
Артамонов переулок. Великий боярин
Это название переулка обязательно стоит вспомнить. В переулке находились палаты Артамона Сергеевича Матвеева, которому в 1822 году Пушкин посвятил такие строки: «Друг истины и друг добра, горя к Отечеству любовью…».
Артамон Сергеевич был сыном дьяка из рода Матвеевых. Стал видным государственным деятелем и был близок к государю. Это в его доме произойдет встреча царя Алексея Михайловича со своей второй женой Натальей Нарышкиной, будущей матерью Петра I, которая являлась воспитанницей жены Артамона Сергеевича. Матвеев участвовал в войнах, был послом в Османскую империю, занимался приказами, одним словом, служил Отечеству и был вовлечен во многие сферы жизни Российского государства.
Он слыл человеком образованным, имел большую библиотеку и даже стал автором литературных трудов исторического содержания. Артамон Матвеев не только охотно общался с иностранцами, но и был женат на дочери шотландского купца Мэри Гамильтон, а потому с удовольствием вводил в русскую жизнь новшества. Так Матвеев стал основателем первой в Москве аптеки, интересовался театром и был инициатором создания актерской труппы, чтобы на радость царю показывать представления. Дом его был наполнен диковинными вещами: к примеру, он первым повесил на стены зеркала. Такова легенда. Любопытен и тот факт, что Артамон Сергеевич, уделявший большое внимание вопросам внешней политики, заключил очень выгодный договор о торговле персидским шелком... с армянскими купцами. Через века именно с армянами будет связано последнее переименование Артамоновского переулка. Впрочем, армяне здесь начали селиться еще во времена Ивана Грозного.
Портрет боярина Артамона Матвеева. Надписи на стене мавзолея. Эскиз склепа-памятника
После смерти царя Алексея Михайловича в жизни Матвеева началась полоса трагических событий. Он оказался в опале. Был выслан со своей семьей в Пустозерск на реке Печоре, потом переведен в город Мезень в Архангельской губернии. А затем, благодаря заступничеству невесты царя Федора Алексеевича Марфы Апраксиной, которая была крестницей Матвеева, поселился в городке Лух (ныне Ивановская область). В 1682 году, после вступления на престол царя Петра I, Матвеев вернулся в Москву. Но вскоре погиб во время Стрелецкого бунта. Его похоронили при храме Николая Чудотворца в Столпах. В 1821 году над могилой Артамона Матвеева его потомок граф Николай Румянцев поставил мавзолей, напоминающий греческий храм, по проекту архитектора А. Ф. Элькинского.
1669 год – новый храм Николая Чудотворца. Зодчий Иван Кузнечик
В том далеком от нас году каменный Никольский храм перестроили по приказу царя Алексея Михайловича и при его финансовом участии. В 1672 году государь пригласил иконописцев для написания икон для церкви. В это время в Артамоновом переулке еще жил боярин Матвеев, прихожанин Никольского храма, к которому в гости часто наведывался царь Алексей Михайлович. Нет сомнения, что он и другие прихожане были щедрыми ктиторами Никольской церкви. Однако есть версия, что царское веление поставить новый храм – щедрый подарок Алексея Михайловича своему другу Матвееву, который в беседе как-то упомянул, что любимая церковь заметно обветшала.
Хорошо известно имя архитектора, возводившего Никольскую церковь. Это царский зодчий, подмастерье каменных дел Иван Кузьмин Кузнечик (Иван Космин), до этого бывший стрелец «Московский Головы Артамона Матвеева стрелецкого приказа», существовавшего с 1648 по 1670 год. Находился приказ (полк) в Белом городе у Петровских ворот на Трубе. Матвеев командовал им в течение 20 лет.
Иван Кузнечик стал автором не только этого храма, но и других архитектурных шедевров. Это Покровский собор, Мостовая башня и царская усадьба в Измайлове; церковь Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке; Екатерининский мужской монастырь в г. Видное; церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Рыжково Калужской области. Покровский собор и Никольская церковь будут признаны шедеврами и войдут в учебники по архитектуре как одни из лучших образцов московского зодчества третьей четверти XVII века. В своей работе зодчий Иван Кузнечик отдавал предпочтение старым канонам, сформировавшимся в первой половине XVI века, но все-таки не мог не учитывать новые веяния в архитектуре.
Творение Ивана Кузнечика – Никольский храм – впечатлял красотой и величием. В небо взлетали пять изящных луковичных глав, довольно плотно сгруппированных. Под ними была пирамида кокошников. Само здание было высоким, в несколько ярусов, с широким крытым гульбищем (вид галереи). Впечатляла и обходная галерея с 12 пузатыми каменными столбами. Своей округлостью внизу, суженностью наверху и тонким обрамлением горла они напоминали привычные в русском быту кувшины. Завершала архитектурный ансамбль удивительная шатровая колокольня, которая славилась своим мелодичным звоном, что лился в небо и улетал далеко-далеко благодаря 48 отверстиям (слухам) в шатре.
Изразцовых дел мастер Степан Полубес
Никольская церковь была украшена прекрасными поливными изразцами, что делало ее по-особенному нарядной, также как и собор в Измайлово и храм на Полянке. На пояске под кокошниками храма Николая Чудотворца в Столпах находились изразцы с изображением в том числе и двуглавых орлов – символа царской власти. Размер их был близок к печным – 16–20 сантиметров. Яркие изразцы хорошо просматривалась на внушительных объемах церкви.
Изразцы из декора церкви
В то время модными считались изразцы ценинные (многоцветные) и муравленые (изумрудные). В одни добавляли олово, чтобы получилась оловянная глазурь, в другие – свинец. Ценинные изразцы были более дорогими, чем муравленые. Сначала поливные изразцы изготавливались керамистами-иностранцами. Хотя изразцы делались на Руси с давних времен, они не были многоцветными. В XV–XVII веках такие изразцы уже делались русскими мастерами, например, в мастерской архитектора Осипа Старцева и его сына Ивана, ремесленниками Перовской слободы, монахами Иверского монастыря. Работы по изготовлению изразцов находились в ведомстве Каменного приказа.
Было и еще одно славное имя – белорусского мастера Степана Иванова по прозвищу Полубес, который в 1654 году переселился в Москву. Сначала Степан Полубес трудился в Иерусалимском монастыре, после опалы патриарха Никона – в Оружейной палате Кремля. Кроме того, имел свою мастерскую и учеников.
Ученые установили, что изразцы для Покровского собора («павлинье око») и храма Григория Неокесарийского на Полянке (9 тысяч изразцов!) вышли из мастерской Степана Иванова Полубеса и Игната Максимова, что находилась в Гончарной слободе. Возможно, здесь же были созданы изразцы и для храма святителя Николая Чудотворца в Столпах.
В 1667 году на Святой неделе Полубес сделал печные плитки, кафли, и подарил их царю Алексею Михайловичу, который, удивившись их красоте, поручил ему важное дело – украшать московские храмы. На ценинных фризах и панно Степана Полубеса появились павлиний глаз, цветы, растения, фрукты, знаменитая виноградная лоза, изображения евангелистов, святителей и, конечно же, двуглавые орлы.
Никольский переулок
Новая церковь, отстроенная Иваном Кузнечиком и украшенная Степаном Полубесом, имела два престола. В нижней части находился храм в честь Николая Чудотворца с приделами: в южной части – святых Афанасия и Кирилла, в 1792 году освященный во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и в северной – преподобного Сергия Радонежского. Верхний храм был освящен в честь Рождества Богородицы с приделом Рождества Иоанна Предтечи. Главным считался Никольский храм.
В XVIII веке Артамоновский переулок стал Никольским, но как-то незаметно превратился в Столповский. Переименование переулка связывают с одной городской проблемой: в Москве насчитывалось шесть Никольских переулков, что создавало путаницу. Все они были названы так по храмам в честь святого Николая и также поменяли свое название. Наименование переулка Столповским остается до конца не разгаданным. Благодаря архитектурным деталям церкви – галерее с фигурными столпами в виде кувшинов? В таком случае употребление в названии храма слова «столп» во множественном числе кажется логичным, но написание «в Столпах» с заглавной буквы относит его к топонимике. Но, как бы то ни было, храм навсегда получил свое имя – Николая Чудотворца, что в Столпах.
Столповской переулок и Церковь Николы в Столпах на карте Москвы 1842 г.
Также можно предположить, что в давние времена здесь стоял обычный сторожевой столп, на каких по традиции размещалась икона Николая Чудотворца. Затем вместо него поставили часовню или церковь.
Самая простая легенда гласит, что буквально у дома Артамона Матвеева стоял столп с образом Николая Чудотворца. На столпе висел ящик, в который опускались челобитные. Артамон Сергеевич лично просматривал их, обдумывал и отвозил царю наиболее существенные просьбы и жалобы горожан, в том числе и анонимные. Возможно, действительно вспомнили о славном сыне Отечества и этом столпе – своего рода символе демократии. Не зря в архитектурных карточках храма его название пишется таким образом: «что у Столпа».
Можно выдвинуть и другую версию. На Никольской улице жили две знатные семьи Артамоновых и Милославских, которые нельзя было назвать добрыми соседями. Это были враждующие стороны, делившие улицу надвое – незримо и зримо, так как устанавливали поперек переулка решетки и караулы. Может быть, стояли и сторожевые столпы? Удивительно, но факт: заклятые враги упокоились на погосте храма Николая Чудотворца, что в Столпах.
Или все дело в знаменитой резной иконе святителя Николая, которую в 1582 году царь Иван Грозный оставил в небольшом монастыре с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Бытует предание, что царь произнес такие слова: «Будь же ты, Никола, столп». В этих словах так много высоких смыслов! Хотя события, связанные с государем, считаются просто легендой. Но стоит разобраться в некоторых нюансах.
Обитель была основана в 1540-х годах в десяти верстах от Вышнего Волочка, у деревень Столбище и Ноздня, на Никольском погосте «у Столпа». В 1581 году в описи монастыря значилась такая запись: «Погост на реке Тверце на Вышнем Волочке Никола Чюдотворец у Столпа. А на погосте церковь Покров св. Богород. теплая, древяная в верх». Было и описание богатого оклада иконы Николая Чудотворца. Это доказывает, что в этой местности стоял столп с иконой святого Николая. От него пошло название деревни. Ведь свой дар монастырю Иван Грозный преподнес позднее. А храм в честь святого Николая был построен в монастыре только в 1878 году.
По легенде икона Николая Чудотворца, привезенная в Москву новгородцами, какое-то время находилась в деревянном храме Симеона и Анны, а затем была перенесена в каменную Никольскую церковь.
Есть право на существование и у такой версии: жизнь переулка была связана с деятельностью Конюшенного приказа, (Конюшенной конторы, Конюшенной канцелярии), здание которого располагалось в Казенном дворе Кремля. Личный состав приказа, среди которого были и столповые приказчики (казначеи), мог селиться в Никольском переулке. Как знать, может быть, в переулке стояли высокие столбы с кольцами, к которым привязывали лошадей? То, что в переулке были конюшни, – факт очевидный даже сегодня. Или это были просто указательные столбы, что стояли рядом с храмом?
Знаменитые прихожане Никольской церкви
Какие имена вспоминаются при упоминании Армянского переулка? Каждый век жизни этого уникального места хранит память о своих жителях. Конечно же, это Матвеевы и Милославские. А потом Румянцев-Задунайский (внук Матвеева), Волконские, Гагарины, Дмитриевы-Мамоновы, Тютчевы, Завалишины, Якушкины... Издатель Погодин, поэт Тютчев, отец декабриста Пестеля, знаменитые редакторы «Московских ведомостей» и «Русского вестника» Катков и Леонтьев, философ Бердяев, архитектор Бони – это прихожане храма святого Николая в Столпах. Или те, кто заходил в него, чтобы побывать на службе, помолиться и в который раз восхититься его красотой.
Все усадьбы и доходные дома строились по проектам лучших архитекторов. Над ними возвышался прекрасный Никольский храм. Жизнь текла размеренно. Не обходилось и без бед, какой стал пожар 1902 года. От огня пострадал иконостас 1700 года, но был восстановлен в прежнем виде. О храме заботились, его любили. Но вскоре пришли иные времена.
После трагедии 1917 года
В июле 1917 году Временное правительство издало постановление «О свободе совести». Осенью того же года свершился Октябрьский переворот. 5 февраля 1918 года в «Газете рабочего и крестьянского правительства» был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В учебных заведениях запрещалось преподавать Закон Божий, собирать средства в пользу храмов, которые вообще лишались права собственности и не имели юридических прав. Церковное имущество объявлялось народным. Эти события положили начало открытому разграблению храмов и монастырей, их закрытию и разрушению, гонениям на священнослужителей.
Храм Николая Чудотворца в Столпах какое-то время не закрывали. К 1923 году он выглядел довольно плачевно. Намного хуже выглядел мавзолей Артамона Матвеева. Об этом из докладов знал и нарком просвещения А. В. Луначарский. Прихожане Никольской церкви просили разрешения на проведение торжественных мероприятий, в ходе которых был бы организован сбор средств на ремонт памятника архитектуры. Но, очевидно, за дело взялся Моссовет. И мавзолей отремонтировали, правда, в своих целях. Нужны были метры жилой площади для приехавшего в столицу по приглашению Главнауки инженера М. И. Шелухина. Сегодня его имя вспоминается в связи с выпущенной в 1932 году книгой «Маломощные судовые нефтяные двигатели заводов СССР, их установка на деревянных судах».
На новой работе начальство предложило перспективному специалисту самому подыскать что-то подходящее и обещало помочь с ремонтом. Выбор молодого инженера пал на склеп у храма Николая Чудотворца в Столпах. Площадь 27 квадратных метров была совсем небольшой, но зато центр города. Чертеж и рисунок внутреннего зала мавзолея печатался в российском ежемесячном православном журнале о церковном искусстве «Светильник», выходившем в 1913–1915 годах.
Из мавзолея вынесли надгробные плиты. По воспоминаниям падчерицы Шелухина, в здании провели перепланировку: углубились в землю, сделали второй этаж, а затем и заняли пространство между колоннами. Величественное здание в неоклассическом стиле, напоминавшее греческие храмы, стало неузнаваемым. Рядом с домом-склепом, то есть на погосте, появились хозяйственные постройки и гараж.
Церковь и жилой склеп (на переднем плане), 1930 г.
А ведь кладбище при Никольском храме было немаленьким. В 1657 году после чумы к нему прирезали землю дворов дьячка и пономаря, а также пустырь Микиты Заболоцкого и участок, соединяющий Малый Златоустинский переулок с Маросейкой (в прошлом Покровкой).
1938 год – прощание
Храм разрушили в 1938 году, при этом он входил в список памятников, которые необходимо было беречь. Но в стране шла «Школьная кампания», начавшаяся еще в 1920-х годах. Возводились новые школы, жилые дома и метро. Красной Москве надо было выбирать, что важнее, поэтому на месте уникального здания церкви Николая Чудотворца в Столпах появилось типовое – школа, которая возводилась по проекту известного специалиста по школьному строительства К. И. Джус-Данченко. К тому же храм выступал за «красную линию» и мешал движению. Там, где стоял мавзолей Матвеевых, проложили проезд к школе. Так Москва простилась с древним храмом.
Наследие
После разрушения церкви удалось сохранить немногое. В Армянском переулке стоит дом под номером 4 – это дом причта храма святителя Николая в Столпах, в котором находилась церковная лавка. В разное время здание принадлежало и церкви, и купцам Фроловым, известным в городе ювелирам.
Благодаря сотрудникам Музея истории русской архитектуры, созданного в 1934 году, два резных наличника с изразцами, портал, несколько закладных надгробий были переданы в Донской монастырь, где находился филиал музея. Их можно увидеть вмурованными в северную часть монастырской стены. Еще два надгробия перевезли в древний храм Всех Святых на Кулишках.
К сожалению, нет никакой информации о том, куда делось убранство храма, в том числе иконы. Но с храмом связана история одного образа. В музее-заповеднике «Коломенское» хранится икона «Спас Эммануил», датируемая 1675–1676 годами. Очевидно, что это работа царского живописца, имя которого неизвестно. На ней изображен Христос в отроческом возрасте. У ног Иисуса две склоненные фигуры, мужчины и женщины в богатых одеждах. Над их головами подписи – Артемон и Евдокия. Предполагается, что это супружеская чета Матвеевых. Может быть, это икона из Никольского храма?
Однако история умеет преподносить сюрпризы. В 2018 году при работах по благоустройству Малого Златоустинского переулка были обнаружены фрагменты каменной кладки галереи Никольской церкви. Был сделан вывод, что под тротуаром этого переулка все еще сохраняется великий памятник русской архитектуры. Открытия были сделаны и в Армянском переулке: под его тротуаром находятся кирпичная лента фундамента с белокаменной облицовкой, а также плиты песчаника с примыкающей к ним мощеной мостовой. В дальнейшем была проведена музеефикация наиболее сохранившегося участка основания некогда стоявшего здесь храма.
Ольга Сокиркина
18 декабря 2023
Источник: Московский Сретенский монастырь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии