Храм мучеников Адриана и Наталии в Мещанской слободе
Церковь Трифона в Напрудном до постройки новой колокольни в 1880-х гг.
«На каком московском храме изображалась Мещанская слобода?» На этот вопрос ответить не так просто. Стоявшая на 1-й Мещанской церковь святых мучеников Адриана и Наталии была утрачена в 1936 году…
Московские слободы: Троицкая, Напрудная, Мещанская
В XVII веке за Земляным городом, на Троицкой дороге, что вела из Москвы в Сергиев Посад, находилась одноименная крупная слобода, принадлежавшая Троице-Сергиевой лавре. Рядом лежало великокняжеское село Напрудное, также ставшее слободой, в которой был свой храм святого мученика Трифона.
В 1671 году по указу царя Алексея Михайловича на их месте по образцу иностранных слобод в России создается особое образование – Мещанская слобода в ведомстве Посольского приказа. Ее жителями становятся посадские люди, мещане из западнорусских городов. В большинстве это были ремесленники и торговцы. Через 10–15 лет состав слободского населения изменился: здесь начали селиться выходцы из исконно русских городов. Появление на карте Москвы и ее окрестностей новой слободы совпало с другими событиями государственной важности.
Царь Алексей Михайлович Романов овдовел в 40 лет. Так встал вопрос о новом браке. Однажды на смотрины невест пригласили 19-летнюю Наталью Нарышкину, родственницу и воспитанницу друга царя Артамона Матвеева, в доме которого Алексей Михайлович случайно ее увидел. Девушка понравилась царю, и 1 февраля 1671 года состоялось венчание. 9 июня 1672 года царица Наталья Кирилловна подарила мужу первенца – будущего императора России Петра Великого.
В тот же год в Мещанской слободе был построен приходской храм, освященный в память покровителей супружества – мучеников Адриана и Наталии. Новая церковь стала очередным и очень значимым подарком на именины Натальи Кирилловны, любимой жены, от царя Алексея Михайловича, а также выражением желания жителей слободы почтить молодую царицу. Средства на храм пожертвовали жители слободы, а 102 рубля поступило из Посольского приказа.
Храм святых мучеников Адриана и Наталии: из дерева и камня
Новый храм в Мещанской слободе был выстроен из дерева, с одним престолом. Как многие деревянные сооружения России тех времен, он сгорел. Пожар случился в начале 1680-х годов. Тогда прихожане решили возвести здание церкви из камня, что требовало немалых средств. Деньги собирали среди жителей слободы, а часть поступила из государственной казны.
Фото: pastvu.com
Не остались равнодушными к судьбе храма и члены царской семьи. Царь Алексей Михайлович умер в 1676 году. В 1674 году он объявил наследником престола царевича Федора III, сына от первого брака с Марией Милославской. Соправителями стали царевичи Петр и Иоанн, сыновья Нарышкиной и Милославской. Именно они и царевна Софья Алексеевна велели предоставить для возобновления церкви Адриана и Наталии железо, необходимое для изготовления затворов, решеток на окна, обивки дверей. Интересен тот факт, что это было кровельное железо со здания Посольского приказа в Кремле.
Безусловно, для царевича Петра Алексеевича храм имел особое значение, как построенный в честь небесных покровителей его матери Натальи Кирилловны и младшей сестры Натальи Алексеевны.
Возможно, благодаря вниманию царских особ и Посольского приказа строительство шло довольно быстро: с 1686 по 1688 год. Кроме того, оно подчеркивало статус слободы и ее храма.
Икона святых мучеников Адриана и Наталии
Каменный храм стал пятиглавым. Привлекал своей красотой новый золоченый барочный иконостас перед главным алтарем: пятиярусный, с колоннами, по которым вилась резная виноградная лоза с застывшими листьями и ягодами, с медальонами, датами основания храма и распятием. Люди смотрели на церковь и любовались изразцовыми фризами и наличниками. Вместо закомар (завершение наружного участка стены) шли изразцовые пояса. На одном из них имелась надпись о том, что это храмовое здание появилось благодаря повелению Иоанна, Петра и Софьи. Упоминание Софьи Алексеевны неудивительно, ведь в то время она являлась правительницей-регентом Российского государства, а Посольским приказом управлял ее фаворит Василий Голицын.
Изразцы на стенах храма и колокольни были данью моде того времени. Вторую половину XVII столетия называют началом «золотого века русского изразца», которые в Москве делались ремесленниками из Белоруссии, жившими в Мещанской и Гончарной слободах. Их творения восхищали невиданными ранее эмалями, блеском, сюжетами. Рисунки на изразцовом декоре церкви мучеников Адриана и Наталии были разными, в них явно улавливались европейские мотивы и заимствования. Фриз состоял из двух рядов: верхний формировали красочные изразцы с изображением цветов и вазонов, нижний – обрамленные валиками изразцы с нарисованными розетками. На некоторых рельефных полихромных изразцах в узорном обрамлении изображались птицы, которые тянулись к ягоде или держали ее в клюве.
На колокольне находилась храмозданная изразцовая надпись: «Лета 7194 году иуния 2 ден с повеления великих государей царей и великих князей Иоана Алексиевича Петра Алексиевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексиевны всея великия и малыя и белыя России самодержцевъ. Благословениемъ же в духовномъ чине отца ихъ и богомолца великаго господина святейшаго Кир Иоакима Московского и всея России и всех Северных стран патриарха зачата бысть строити сия церковь святых славных и всехвалных верховных апостолъ Петра и Павла, а совершена в лето 7196 году иуния 24 ден».
Новый храм в честь апостолов Петра и Павла
В 1688 году закончилось возведение каменной церкви. В 1689 году ее освятили во имя святых апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Петра Алексеевича Романова. Это ни у кого не вызвало удивления, ведь с того года 17-летний и уже женатый Петр стал править самостоятельно. При этом формальным соправителем все еще оставался слабый здоровьем старший брат Иоанн. Прежнее посвящение храма мученикам Адриану и Наталии не было забыто. В 1704 году к церкви пристроили трапезную. Там устроили придел, где хранилась икона святых мучеников. Несмотря на новое посвящение храма, на протяжении всей истории существования его так и продолжали называть Адриановским, Натальинским, а не Петропавловским. На том месте, где стоял старый деревянный храм, установили памятник в виде столпа.
В 1782–1786 годах храм, большой церковный двор и кладбище обнесли новой оградой вместо старой, появившейся в 1710 году. Новая ограда была из железа, с частыми каменными столбами, воротами и калиткой. Она напоминала ограждение церкви священномученика Климента, папы Римского, на Пятницкой и Никиты мученика в Старой Басманной слободе.
В сентябре 1812 года из Москвы на северо-восток потянулись обозы, в том числе по Никольской, Большой Лубянке, Сретенке и 1-й Мещанской улице. Они двигались к Крестовской заставе, выводящей на Троицкую дорогу. Вывозились церковные святыни и ценности. Покидали город и москвичи. Отступала армия. В опустевшей столице начались пожары. 16 сентября огонь бушевал на Мещанской улице, выгоревшей до Капельского переулка. Пострадала и церковь Адриана и Наталии (Петра и Павла). Полностью сгорела ее богадельня, выходившая фасадом на 1-ю Мещанскую улицу.
В. Мазуровский. «Пожар Москвы», 1812 г.
Французы заходили в храм и сняли драгоценные ризы с икон. Так Казанский образ Божией Матери был найден без оклада на горе мусора. А по большой храмовой иконе Божией Матери Абалакской «Знамение» заводились в церковь лошади. Солдаты даже поднимались на колокольню, чтобы повеселиться, звоня в колокола. Это привлекло внимание остававшихся в Москве жителей, ведь совершение служб и колокольный звон при французах были запрещены.
После Отечественной войны 1812 года церковь восстановили на средства прихожан.
Придел Николая Чудотворца, библиотека, ризница
В XIX веке 1-я Мещанская улица считается торговой. Здесь селятся дворяне и купцы. Они будут прихожанами храма мучеников Адриана и Наталии и щедрыми благотворителями, благодаря которым в 1825 году отстроится новое здание богадельни.
В 1835 году в церкви появился второй, пристроенный к северной части трапезной, придел святителя Николая. Главной его святыней стала небольшая икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца XV века, итало-греческого письма.
С этого времени в церкви периодически будут проводиться перестройки и обновления. В то время старостой и ктитором храма был купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин С. В. Перлов. Когда кладка стен и сводов в приделе мучеников Адриана и Наталии стала опасной, его в 1848 году разобрали, затем отстроили и освятили в декабре 1850 года. Теперь вход в придел шел из трапезной и был сделан на месте окна. Здесь находился храмовый образ мучеников Адриана и Наталии, датированный 1672 годом.
В 1881–1882 годах появляется ризница и библиотека, для которых сделали пристройки с двух сторон колокольни. К сожалению, при перестройке трапезной снимается часть изразцовой надписи о создании храма, которая была на восточной стороне колокольни. Изразцы вернут на свое место, но без прежнего порядка, поэтому текст расшифруют только в 1937 году.
Над росписями главного храма работал известный художник, иконописец, писатель, академик Виктор Фартусов. Один из сюжетов стенописи был посвящен исцелению хромого апостолом Петром, другой – проповеди апостола Павла в Афинах. В приделе Адриана и Наталии Фартусов выполнил живописное изображение мученика Адриана. В Никольском приделе, на западной стене, он изобразил спасение Николая Чудотворца на море.
На особом столике в приделе лежал портрет царицы Наталии Кирилловны.
В октябре 1899 года вновь был торжественно освящен придел мучеников Адриана и Наталии. Освящение совершил протоиерей Павел Рубин. Пел хор певчих Чудова монастыря, один из лучших в Москве. Прихожане с радостью смотрели на золоченый иконостас, росписи стен, сияющую церковную утварь, Голгофу у северной стены. На внешней восточной стороне алтаря этого придела находился рисунок Мещанской слободы.
Первое десятилетие после октябрьского переворота
Первый год после октябрьского переворота 1917 года прошел спокойно. В храме шли службы. В 1918 году даже обновили росписи трапезной и приделов, выполнив их в нестеровском стиле. Но в 1922 году с колокольни сняли колокола, что по подсчетам представителей советской власти принесло 16 тонн металла. Вынесли и церковную утварь, то есть 19 пудов серебра.
Фото: pastvu.сom
Однако храм не был закрыт. В 1921 году его осмотрела комиссия, сделав подробное описание. В 1926 году церковь Адриана и Наталии привлекла внимание всей страны: в июле здесь отпевали Виктора Васнецова. Великий русский художник жил в 3-м Троицком переулке (ныне переулок Васнецова) и был прихожанином Троицкого храма, пока его не захватили обновленцы.
С церковью мучеников Адриана и Наталии связано и одно из последних творений Виктора Михайловича Васнецова: крест. В конце мая 1926 года в письме к сыну Михаилу, который позже станет священником, он писал: «...фигура Христа величиной несколько более 11/2 арш. Прихожане и все видевшие одобряют. Крест с фигурой вырезаны как обычно, силуэтом».
Дальнейшая судьба этого креста неизвестна, как и иконы «Коронование Божией Матери», что по преданию находилась в покоях царицы Натальи Кирилловны или боярина Матвеева, а также других образов.
Улица-витрина
В 1936 году Моссовет принял решение о полной реконструкции 1-й Мещанской улицы. Согласно этому документу, дома в 3–4 этажа необходимо было надстроить, мелкие домишки снести, а вместо них возвести новые здания. Впрочем, реконструкция уже давно шла. В 1931 году снесли Троицкую церковь что на Капельках. В 1934 году Москва утратила Сухареву башню. Теперь взялись за усадьбы, доходные дома и особняки с лавками. До этого в 1931 году в рамках расширения улицы дома лишили палисадников и оград. В 1935 году 1-я Мещанская пережила демонтаж трамвайных линий. Улица была покрыта асфальтом, уложенным на месте булыжной мостовой американской фирмой «Сибрук» и рассыпавшимся через два года. И, наконец, в 1936 году был закрыт, а затем разобран храм Адриана и Наталии (Петра и Павла). На его месте возник многоэтажный жилой дом и скверик.
Новая застройка 1-ой Мещанской, 1930-е годы
Исторический портрет старинной улицы искажался, что не вызывало у власти никаких сожалений. Впереди было открытие ВСХВ (ВДНХ). 1-я Мещанская становилась дорогой из центра Москвы к выставке и превращалась в улицу-витрину.
Память
Сегодня мы по крупицам собираем то, что сохранилось от утраченных церквей. Если войти в арку дома, находящегося на месте храма святых мучеников Адриана и Наталии (Проспект Мира, 11), то мы увидим несколько старинных домиков, что были частью Адриановского переулка, названного по церкви. Она стояла вдоль этого переулка между 1-й и 2-й Мещанской (ныне ул. Гиляровского) улицами.
Храмовой иконе святых Адриана и Наталии сегодня можно поклониться в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе.
Сохранились и прекрасные изразцы. После того как храм был разобран, часть изразцов попала в Музей Всесоюзной академии архитектуры, под экспозиции которого были предоставлены помещения Донского монастыря. В феврале 1937 года при организации выставки по истории строительной керамики Музей «Коломенское» запросил изразцы, в частности 86 фрагментов изразцовой надписи, что была на колокольне храма святых мучеников Адриана и Наталии. Вопрос решился через два года. Музею разрешили приобрести 300 изразцов. Стоимость одного составляла 2 рубля 50 копеек.
Есть и еще один раритет: небольшая брошюра в 12 страниц, изданная «Первой женской типографией Е. К. Гербек» в 1901 году, располагавшейся на 2-й Мещанской улице. Это труд настоятеля церкви протоиерея Павла Рубина «Слово в день свв. мученик Адриана и Наталии».
А сколько утрачено, сколько…
Ольга Сокиркина
8 сентября 2024 г.
Источник: Московский Сретенский монастырь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии