Храм Космы и Дамиана в Старых Панех в Москве
Фото: Андрей Панин / arxitektor.tourister.ru
Сегодня «Российские древности» отправятся в самый центр Москвы, где недалеко от Кремля в Старопанском переулке притаилось крохотное здание с двумя шатрами. Еще в самом начале 2000-х этих шатров не было, они появлялись на короткое время в XX веке, а были ли они в веке XVII – достоверно неизвестно. Наш рассказ – об очень интересном памятнике, не менее интересном опыте реставрации и о результате, ставшим памятником и архитектурной эпохе, и конкретному реставратору. Итак – храм Космы и Дамиана в Старых Панех.
Место и время
Вот как пишет о первых упоминаниях храма в литературе прекрасный сайт «Исторический архив храма святых бессеребреников Космы и Дамиана в Старых Панех», который ведут супруги Лобановы вместе с со священником храма, протоиереем Андреем Приваловым (здесь публикуются материалы не только по истории храма, но и – в основном – о людях, связанных с ним):
«Название связано с древним урочищем «Старые паны» и Панскому двору, где торговали выходцы из Польши, Литвы, и, возможно, Смоленска (отсюда первоначальное название Старопанского переулка – Смоленский). Поэтому первоначально храм назывался церковь Космы и Дамиана в Смоленском переулке.
Панский двор впервые упоминался в летописях 21 мая 1508 г. («загореся на Болшем посаде от Панского двора…»). Находился он на Варварке между церквами вмч. Варвары и Введения Богородицы.
Вариант реконструкции храма без шатров. Рисунок из книги «Памятник истории и архитектуры XVI-ХХ вв. Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех». М., 2013
Первое упоминание о храме Космы и Дамиана, тогда ещё деревянном, относится ко времени правления великого князя Ивана III Васильевича, объединившего значительную часть русских земель вокруг Москвы, которая стала центром единого Русского государства. 4 октября 1475 г. случился пожар: «загореся внутри же града близ Никольских ворот в 5 час дни, меж Введения и Козмы и Дамияна, и выгоре мало не весь град». Упомянутый здесь храм Введения – деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за Торгом, которая находилась в Введенском (Рыбном) переулке, соединяющим улицы Ильинку и Варварку. Каменная постройка этого храма была заложена в 1514 г. по повелению великого князя Василия Ивановича итальянским мастером Алевизом Новым (храм был упразднен в конце XVIII в., так как лишился прихода при постройке Гостиного двора).
Вид с северо-запада. Фото Алексея Паевского, июль 2023 года
Иногда ошибочно первое упоминание относят к пожару 1462 г. Тогда 23 мая в 2 часа ночи «загореся посад на Москве у Николы у Мокрого…; горело вверх по рву… да на Болшую улицу на Вострой конец и по самую реку да по Кузму Демиана на Вострой конец…». Но здесь имеется ввиду другой храм – церковь святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Остром конце. Острым концом назывался угол Китай-города, где находилась Зачатьевская, что в Углу, церковь в Зарядье. Последние известия о церкви Космы и Дамиана на Остром конце относятся к 1547 г.»
Косма и Дамиан
Нужно несколько слов сказать, конечно, и о самих святых бессеребренниках.
Святые Косма и Дамиан (Κοσμᾶς κα Δαμιανός), или Кузьма и Демьян, – хорошо известная «на слух» пара, часто сливающаяся в одно слово – сама фамилия Космодемьянская чего стоит, с другой стороны, с ними не все так просто. Дело в том, что в христианской традиции чтят сразу три пары святых бессеребренников с такими именами. Статья в «Православной энциклопедии» честно пишет:
«Документальные свидетельства исторического существования Космы и Дамиана не сохранились. Согласно чрезвычайно сложно формировавшемуся и противоречивому преданию, братья Косма и Дамиан были врачами, лечившими людей бесплатно (отсюда наименование – «бессребреники», «безмездники»). Изначально единое почитание Космы и Дамиана разделилось на три традиции, в рамках которых почитаются три группы одноименных святых: Косма и Дамиан, преподобные Асийские (память 1 ноября ст.стиля), – сыновья христианки Феодоты, умерли своей смертью и похоронены в местности Феремма (Фереман), к северу от города Кирр (Северная Сирия); Косма и Дамиан, мученики Римские (память 1 июля ст.стиля), убиты из зависти врачом-язычником при императоре Карине (283–285); Косма и Дамиан, мученики Аравийские (память 17 октября ст.стиля), приняли мученическую кончину вместе с другими братьями, Леонтием, Анфимом и Евпрепием, в городе Эги (Αἰγαί, Киликия) в гонение императора Диоклетиана (284–305).
Свв. Косма и Дамиан на московской иконе XV века
Общего в этих традициях то, что святые братья были врачами-бессеребренниками, во многих версиях житий, получившими дар врачевания (целительства) от Бога и всегда не бравшими мзды за лечение, что по тем временам было… скажем так, несколько необычно. Во некоторых версиях жития братья были и ветеринарами по-нашему, лечили еще и животных.
Кстати, интересно, что, судя по приходским документам, престол в нашем храме считался посвященным как Асийским братьям, так и Римским, престольный праздник отмечался и 1 ноября, и 1 июля по старому стилю.
Реставрация и реставраторы
Но вернемся к храму. Современное здание представляет собой сложнейшую историю строительства, реставрации, разрушения и воссоздания. И лучше, чем написал о нем замечательный историк архитектуры Владимир Седов, нам не сказать:
Трехглавый храм на плане Москвы рубежа XVI–XVII вв.
«Дело в том, что памятник в результате разновременных перестроек и ремонтов оказался таким искаженным и неподатливым, что его первоначальные формы с реставрационной точки зрения просто не восстановимы. Где-то в промежутке между тридцатыми и пятидесятыми годами XVII века была построена эта небольшая каменная церковка с вытянутым в поперечном направлении четвериком и пониженным алтарным выступом. Как она выглядела – точно неизвестно (хотя какой-то трехглавый храм угадывается на планах Москвы рубежа XVI–XVII вв. примерно в этом месте Китай-города), кто был ее заказчиком – непонятно (хотя есть туманные сведения о связи церкви с двором боярина Шеина). До нас дошел чертеж 1801–1803 годов, отражающий облик памятника, сложившийся в результате какой-то барочной перестройки (восьмигранный барабан с характерными наличниками) и предлагающий осуществленную в натуре пристройку южного придела и колокольни, а также украшение фасадов старой части декором в стиле зрелого классицизма.
Храм на снимке из альбома Найденова. 1880-е
В этом виде церковь дожила до начала ХХ века, а в 1927–1929 годах она была восстановлена в «первоначальных формах» известным реставратором и знатоком московских древностей Дмитрием Суховым (1867–1958).
Сидят реставраторы Сергей Соловьев, Николай Благовещенский и Дмитрий Сухов (слева направо)
Реставратор пошел на «сговор» с Промбанком, расширявшим соседнее здание бывшего банка Рябушинского, и получил разрешение на восстановление древней части церкви в обмен на снос колокольни и трапезной. Получился одинокий и довольно изящный двухшатровый храм с обильной декорацией в духе московского «узорочья» середины XVII столетия, храм, у которого довольно много аналогий среди посадских и монастырских церквей того времени (самая близкая – двухшатровый московский храм Ильи Пророка на Воронцовом поле, который, видимо, и послужил основным образцом для реконструкции).
Этот сделанный Суховым храм с его «игрушечными» шатрами уже в 1931 году был наполовину разрушен: усилившаяся борьба с религией привела к сносу шатров и уничтожению всего фасадного декора. Об оставшихся частях попросту забыли.
Храм после реставрации Сухова. 1927 год
Когда архитекторы из [компании] ABD [взявшейся за реставрацию памятника в XXI веке] приступили к натурным исследованиям, то оказалось, что в старой части храма от XVII века сохранились только стены, тогда как все декоративные части принадлежат уже Сухову, который в процессе работ вычинил все поверхности стен и практически уничтожил подлинные следы того, что он восстанавливал. Но исчез не только подлинный декор, исчезли и следы первоначального завершения. Под крышей открылись основания двух восьмериков, сделанных Суховым, а древних частей не оказалось. Мало того, выяснилось, что верхушка лоткового свода, перекрывающего четверик храма, была переложена в XVIII веке (под барочную главу), и потому даже Сухов вряд ли мог видеть основания шатров на этом месте, а это значит, что он их домыслил.
Храм в 1990-х. Фото: Андрей Агафонов, sobory.ru
В этой ситуации у архитекторов могло быть три пути: восстановить храм в том виде, который он имел до реставрации Сухова, создать вариацию на тему храма эпохи «узорочья» или попытаться вернуть храму тот облик, который на три года придал ему знаменитый реставратор, то есть довериться его знаниям и интуиции. Последний путь показался наиболее ясным и тактичным по отношению к памятнику, и потому в проекте восстановления храма видно стремление воссоздать реставрационный декор и завершение 1920-х годов».
Проект реставрации от компании ABD
В результате получилась уникальная реставрация реставрации, памятник памятнику, эпохе шатровых храмов XVII века и замечательному реставратору, который не мыслил своей жизни без Москвы.
Текст, фото: Алексей Паевский
24 января 2024 г.
Источник: "Российские древности"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии