Храм Космы и Дамиана Асийских, что в Шубине
Память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии (+ III в.) Православная Церковь празднует 14 ноября.
Любимые Столешники. Уголок старой Москвы, измененный, но живущий, дорогой сердцу и навевающий воспоминания. В самом начале Столешникова переулка с XIV века стоит храм Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, что в Шубине. В XVI–XVII веках его адрес был другим – Рождественская улица. Два следующих столетия разделили улицу на короткие переулки. Часть от Тверской площади до Большой Дмитровки с XVIII века и до 1922 года называлась Космодамианским и даже Шубиным переулком. От улицы Большая Дмитровка до Петровки шел Столешников переулок. Времена менялись. Но оставалось главное – храм.
В XVI–XVII веках здесь находилась слобода столешников, то есть ткачей, занимавшихся производством скатертей для царского двора. Столешники и есть скатерти. С XVIII века здесь, в непосредственной близости к Кремлю, уже селилась знать и видные чиновники. С 1504 года эта местность стала называться Рождественской улицей по храму Рождества Богородицы, стоявшему на углу Столешников и Петровки. В 1620 году это был приходский храм слободы, который впоследствии отстроили в камне, а в XIX веке после перестройки расширили и изменили внешний вид. В 1927 году церковь закрыли, в 1928 – снесли, на ее месте построили стоянку такси и справочное бюро. По линии Столешников чудом сохранился только один храм – Космы и Дамиана, что в Шубине.
Село Шубино осталось лишь в названии церкви. По одним данным, это было древнейшее поселение в центральной части Москвы, где жили скорняки, выделывавшие кожи, торговавшие пушным товаром и изготавливавшие шубы, так необходимые в холодные русские зимы. Слово «шуба» вошло в русский лексикон в XV веке и объединило в своем значении все виды верхней меховой одежды, крытой и нагольной.
Однако есть и другая версия происхождения названия храма: в XIV веке здесь был двор боярина и славного воеводы Иакинфа Шубы, погибшего в Тросненской битве 1368 года. Подпись Шубы стояла в духовной грамоте Великого князя Московского Дмитрия Донского от 1389 года – завещания и документа, который подвел итог целой эпохе в жизни государства. В грамоте впервые в истории России великое княжение обозначается как «отчина», передаваемая по наследству, и впервые вводятся изменения в третном владении.
С именем воеводы Иакинфа Шубы связано и основание храма Космы и Дамиана. В Софийском временнике – летописном своде 862–1534 годов, составленном в Софийском соборе в Новгороде, есть упоминание от 1368 года о том, что Иакинф Федорович Шуба имел в этой местности двор и основал здесь церковь в честь своего Небесного покровителя мученика Иакинфа Римского. Второй придел был освящен во имя бессребреников Космы и Дамиана.
Но не всё так просто. Существуют и другие версии происхождения названия древнего храма. Согласно одной из них, он назывался храмом Космы и Дамиана на Ржицах. Ржица – это ласковое или разговорное название ржи, что может говорить о полях ржи, которые в древние времена были на месте Тверской площади.
Вошло в историю и еще одно название храма – «Космы и Дамиана, что за золотой решеткой» На этот счет появляется ассоциация с кованой золотой решеткой в Кремле – образцом мастерства русских кузнецов. Решетка была изготовлена при царе Алексее Михайловиче в 1670 году. Сначала она стояла на уличной лестнице, ведущей к каменному Тюремному дворцу, возведенному в 1636 году. Крыльцо этого дворца, бывшее жилым помещением, также называлось «золотым». В XIX веке при строительстве Большого Кремлевского дворца разделенная на три части решетка украсила внутренний интерьер. Как логически соединялись храм в Столешниках и кремлевская реликвия, сказать трудно.
Возможна и другая трактовка названия «за золотой решеткой»: храм находится в начале переулка, где в XVI веке могла стоять решетка-рогатка, защищавшая от пожара и воровства. Конечно, золотой такая решетка не была. А вот кованая золоченая фигурная решетка, ограждавшая владения важного человека, вполне имела право на существование.
Может быть, в будущем Тверская улица и Столешников переулок откроют нам и тайну «золотой решетки». Такие загадки говорят о том, на каком исторически важном месте находится храм Космы и Дамиана, в названии которого почему-то закрепилось только одно из многих мест – «в Шубине».
Дворец Матвея Петровича Гагарина
Конечно, через века потомки Иакинфа Шубы могли жить в другом месте. В XVIII веке церковь называлась «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором». С XVII столетия здесь находился четырехэтажный дворец в венецианском стиле с фасадом на Тверскую улицу первого главы сибирской губернии, московского коменданта Матвея Петровича Гагарина. Дворец стоял рядом с Саввинским подворьем (ул. Тверская, 6) и палатами в Шубине. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы от 1935 года, при расширении Тверской улицы (тогда она носила имя писателя Максима Горького) в 1937–1938 годах строения были передвинуты вглубь двора и закрыты новыми домами. А одно из названий храма «Космы и Дамиана за Гагариным двором» все-таки вспоминается. Хотя со Столешниками связаны и другие знатные фамилии. Так, в XVIII веке в приходе церкви Космы и Дамиана были дворы князя Я. Ф. Долгорукова, князя М. В. Долгорукова, князя В. И. Гагарина (возможно, племянника Матвея Гагарина), боярина П. М. Апраксина, а также священника Д. Иванова и диакона М. Федорова.
В самом начале XVIII века каменная Космодамианская церковь заметно обветшала. И в 1702 году начался не ремонт храма, а его капитальная перестройка. Дело продвигалось медленно, а в 1714 году вообще было прекращено. Причиной стал изданный императором Петром I Указ о запрещении каменного строительства в городах по всей стране, за исключением Санкт-Петербурга. Нарушение указа строго каралось. Храм стоял недостроенным. Тогда его настоятель отец Димитрий Иванов и прихожане начали подавать челобитные, в которых они испрашивали разрешения на продолжение строительства. В 1722 году строительные работы в московском храме возобновились. Был приглашен зодчий Кирилл Родионов. Он был записным штукатурных дел подмастерьем Московской губернской канцелярии, которая осуществляла общее управление городом. В результате кладка 1702 года, простоявшая 20 лет, была частично разобрана и храм был достроен.
В 1773 году по России прошла волна пожаров. В Москве огонь бушевал в Георгиевском и Страстном монастырях, а также в храме Космы и Дамиана в Шубине. Церковь сильно пострадала, но восстановительные работы смогли провести только в 1785 году.
В дни пожара 1812 года Москва от Охотного ряда до Столешников была охвачена сильным пламенем. В огне погибали дома и храмы. Целый квартал, расположенный между Камергерским и Столешниковым переулками, почти полностью выгорел. Огонь не пощадил подворье звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря и домовый храм преподобного Саввы и уже подбирался к находившейся рядом церкви Космы и Дамиана. Но произошло чудо: храм не пострадал.
В документах 1813 года значилось, что в храме сохранилась и дорогая серебряная утварь: кресты, кадила, оклады икон, сосуды, а также Евангелие, богослужебные книги и ризы. Но пламя лишило служителей храма жилья, а потому дьяк и пономарь разместились в палатке под колокольней, священник – в казенном доме главнокомандующего графа Ф. В. Ростопчина на Большой Лубянке, 14.
Храм Космы и Дамиана в Шубине стал свидетелем не только огненной стихии, но и публичных казней. У церковных стен французы расстреливали подозреваемых в поджогах жителей. По более точной информации, расстрелы производились напротив церкви, в Столешниковом переулке. Приговоренные к казни люди смотрели на икону Спасителя на наружной стене Космодамианского храма.
Ужас пожара и потерь постепенно уходил в прошлое. В храме возобновились богослужения. В самом конце декабря 1812 года был заново освящен придел святых Космы и Дамиана. Благословение на это дал архиепископ Дмитровский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, член Святейшего Синода Августин. В 1814 году был освящен главный престол храма. Через два года в Космодамианскую церковь передали утварь, спасенную из сгоревшего храма Воскресения Словущего на Дмитровке. Сюда перевели и ее прихожан, а после разбора Воскресенской церкви строительный материал также поступил в распоряжение Космодамианского храма. По линии переулка отстроили и дом в два этажа для проживания священника, дьяка и просвирни.
В 1821–1824 годах к церкви пристроили северный придел – Воскресения Словущего, куда и перенесли престол разобранного храма. Деньги на его возведение собирали среди прихожан и благотворителей. Пристроили апсиды и колокольню. Над проектом перестройки работал Александр Филиппович Элькинский, который был архитектором по комиссиям строений в Санкт-Петербурге, а затем в Москве.
В 1840–1842 годах в храме появился прекрасный трехъярусный иконостас с колоннами и было обновлено внутреннее убранство. Средства выделил почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Василий Иванович Борисовский, бывший церковным старостой. В 1857–1858 годах перед храмом соорудили паперть на месте разобранной колокольни. Новая колокольня в псевдорусском стиле была построена в северо-западной части здания храма. В это же время пристраивался и южный придел в честь святых Космы и Дамиана. Средства вновь выделила семья купцов Борисовских: Александр Васильевич и Иван Васильевич.
Прихожанами храма были известные семьи: князья Гагарины, Одоевские, Урусовы, Сонцовы-Засекины, дворяне Мещеряковы, Чертковы, Кожины, Тютчевы, Дохтуровы.
В 1922 году Космодамианская церковь не избежала разорения. Впрочем, тогда эта трагедия коснулась практически всех храмов и монастырей, так как была узаконена декретом ВЦИК об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья. В результате из церкви Космы и Дамиана в Шубине было изъято семь пудов серебра, драгоценные камни и украшенная ими риза, крест с алмазом. Этот процесс изъятия можно сравнить с грабежом церкви французскими солдатами в 1812 году. Среди церковной утвари были серебряные лампады – вклад Ф. П. Тютчева в 1766 году; серебряный напрестольный крест, подаренный в 1756 году Д. Г. Дерябиной «дочерью Козьмина, вдовой Дерябина по своим родителям на поминок».
После 1922 года прошло семь мучительных лет, и древний храм закрыли. Если до 1929 года для этого было необходимо разрешение комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК, то после принятия нормативных актов 1929–1930 годов вопрос о закрытии храмов могли решать местные организации. Это право окончательно закрепилось за краевыми и областными исполкомами в январе 1930 года.
В 1933 году колокольня была разрушена до второго яруса. Это стало заметной вехой в великой перестройке старинной Тверской улицы, когда стали расти новые «сталинские» дома и началось передвижение зданий, менявшее историческую планировку города. В итоге вплотную к церкви встал мощный жилой дом, ставший знаменитым благодаря ресторану «Арагви», открытому в 1938 году. Помещение этого заведения частично поглотило дореволюционную гостиницу «Дрезден» и включило в свой интерьер кирпичную кладку палат XVII века. После 1917 года здесь работала редакция газеты «Правда», которая как-то терпела соседство с храмом. В 1930-е годы здание отеля перестроили. В этом виде оно существует и сегодня.
В 1950-е годы, когда еще был силен революционный порыв все разрушить до основания и перестроить, возникла идея возведения на месте храма Космы и Дамиана высотного дома. К счастью, не получилось. И тогда в здании церкви разместили книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, которое пробыло здесь до 1966 года. Это был лучший из возможных вариантов. Затем церковь превратили в типографию хозяйственного управления Министерства культуры СССР, для чего сделали уродливую пристройку, а в самом храме покрасили стены. Но сделали так, чтобы храмовые фрески можно было восстановить. Значит, надежда на возрождение церкви теплилась в душе главного инженера типографии В. А. Светлова.
Столешников переулок. photopodium.com
В 1970-е годы по храму принимаются противоречащие друг другу решения. Сначала был снесен дом причта, построенный в XIX веке. А в 1977–1979 годах началась реставрация: восстановили главку с ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и декор восьмерика. Так храм приобрел вид 1867 года. В то время город готовился к проведению Олимпийских игр. И сразу становится ясна причина реконструкции храма: зарубежные гости не должны видеть на центральных улицах столицы руины объектов культурного наследия. К тому же надо показать, что в СССР существует свобода вероисповедания.
Не все знают, что, согласно Уставу МОК, в Олимпийской деревне должен быть храм. Поэтому при подготовке к Олимпиаде-80 была построена и 2 июля 1980 года освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери. Но с оговоркой: только на время проведения Игр. Кроме того, в помещениях Культурного центра было устроено три зала для совершения богослужений других религиозных общин.
Надежды товарища Светлова все-таки сбылись. В мае 1991 года вышло постановление исполкома Моссовета о передаче храма общине. В реальности какое-то время типография продолжала работать. В этом же году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храме святых Космы и Дамиана возобновились службы. 14 июля 1991 года впервые после 1930 года был совершен молебен.
В 1997 году произошло важное событие – в церковь вернули икону святых Космы и Дамиана, хранившуюся в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке), который никогда не закрывался, но был лишен колоколов. При изучении клейм иконы неожиданно сделали вывод о том, что на ней изображены Косма и Дамиан Асийские, а не Римские. Это открытие изменило дату празднования дня святых покровителей церкви и ее название. Святейший Патриарх Алексий II благословил праздновать этот день 14 ноября.
Икона Космы и Дамиана Римских в притворе храма
Святые Косма и Дамиан Асийские
Асия, «страна света», – так в Древнем Риме называлась одна из провинций, занимавшая большую часть Малой Азии. Здесь жили родные братья Косма и Дамиан, сыновья отца-язычника и матери-христианки. Мать Феодотия рано осталась вдовой и посвятила свою жизнь вере, молитвам и воспитанию Космы и Дамиана. С ранних лет она прививала детям любовь к Богу. Когда они подросли, Феодотия определила сыновей обучаться грамоте к богобоязненному человеку. Добрые и жалостливые ко всем людям мальчики проявили большой интерес и к врачеванию, к изучению целительных свойств растений и трав. Бог благословил братьев особым даром: исцеления и чудотворения. Все, кто обращался к ним, вновь обретали здоровье тела и духа. Больные постоянно окружали их, но это было для Космы и Дамиана не в тягость, а в радость. В этом заключалось их служение Богу. Через любовь к людям они выражали свою горячую любовь к Творцу. Братья никогда не требовали платы за свое врачевание, потому Святая Церковь называет Косму и Дамиана бессребрениками и чудотворцами. После смерти мощи святых были перенесены в Месопотамию, в город Амид. В их честь возвели храм, куда начали приходить болящие люди, и там стали происходить чудеса.
К Косме и Дамиану приходят, чтобы получить надежду на исцеление. Кроме помощи болящим, святые покровительствуют святости и нерушимости брака, детям и тем, кто учится. На иконах братья изображаются с ларцами и медицинскими инструментами или с ложечкой для лекарств в руках.
Ольга Сокиркина
13 ноября 2023 г.
Источник: Московский Сретенский монастырь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии