Храм иконы Божией Матери Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме
Фото: Александр Паевский / russianold.ru
Российские древности приглашают читателей в город Вязьма Смоленской области для знакомства с редким образцом русского узорочья, трехшатровой Одигитриевской церковью. Замечательный памятник русской архитектуры XVII века находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря. На сегодня храм Иконы Божией Матери Одигитрии в Вязьме – один из немногих сохранившихся трехшатровых храмов в России. Среди дошедших до наших дней памятников — Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Дивная церковь в Угличе, Церковь Иконы Божией Матери Владимирской в Ярославле.
Точная дата возведения храма Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии не известна. Более того исследователи серьезно разошлись в вопросе датирования постройки. Все монастырские акты, которые могли прояснить этот вопрос оказались утрачены. Часто указывающаяся дата 1637 год связана с именем настоятеля Гурия, которое фигурирует в описаниях монастыря 1850 года. Однако сохранившиеся свидетельства обрывочны, неточны, а иной раз и вовсе ошибочны, что не позволяют сделать однозначный вывод.
Из неопубликованных вяземских писцовых книг 1646 года следует, что на тот момент все городские церкви были деревянными. В более поздних писцовых книгах (1673 год) Одигитриевская церковь называется строящейся. С учетом архитектурных особенностей храма и исторического контекста есть основания предполагать, что каменный храм Иконы Божией Матери Одигитрии был построен в 1650-х годах, а точнее – после 1654 года.
Храм Троицы в Никитниках
Храм Рождества Богородицы в Путинках. 1649 г.
Так, Марина Вдовиченко обращает внимание на то, что вяземский храм, построенный в характерных традициях узорочья, не может являться первым памятником этого стиля. Очевидно, что возникновение узорочья связано с храмом Троицы в Никитниках. Если же предположить, что церковь Одигитрии построена раньше храма Рождества Богородицы в Путинках, то возникает вопрос, почему нигде не сохранилось упоминаний об уникальности трехшатрового завершения?
Храм в 1941 году
В пользу более позднего строительства также говорит тот факт,что царь Алексей Михайлович, с чьим именем связано появление стиля архитектурного узорочья, неоднократно в Вязьме бывал и даже жил тут в 1650-е годы. Учитывая внешний облик и конструкцию Одигитриевской церкви, можно утверждать, что в ее возведении непосредственное участие принимали московские мастера.
Храм Иконы Божией Матери Одигитрии представлял собой бесстолпный вытянутый с севера на юг четверик с примыкающими по бокам кубообразными приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. Пять полукруглых апсид выстроены по одной линии, но крайние по бокам открываются в приделы. Трехшатровое завершение храма возвышается над тремя рядами килевидных кокошников и имеет отличительную особенность — центральный, чуть более высокий, барабан-восьмигранник является световым, в отличие от глухих боковых. Среди трехшатровых храмов XVII века такое решение больше нигде не встречается.
Внешний декор храма замысловат и причудлив, изобилует мелкими деталями, включает в себя почти все известные элементы узорочья, что может служить еще одним косвенным подтверждением более позднего строительства, чем утверждалось первоначально.
Кокошники храма. Фото Алексея Паевского, 2021 год
С появления храма Одигитрии на протяжении более сотни лет монастырь переживал период благополучия. Обитель прирастала каменными зданиями и земельными наделами.
Война 1812 года стала суровым испытанием для всех смоленских земель. Храм и монастырь фактически были разграблены и разрушены. Вот как описывает состояние обители «Смоленск и его губерния в 1812 году»:
«Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорён и опустошён. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви Одигитрии в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело».
Храм с северо-востока. Фото Алексея Паевского, 2021 год
Вернувшиеся после войны монахи в первую очередь восстановили Вознесенский теплый храм. Одигитриевская же церковь почти 20 лет стояла в запустении, однако в 1832-1837 годах на средства вяземских купцов и прихожан была восстановлена. Квадратная трапезная, предположительно пристроенная в это период, своим строгим обликом контрастирует с общим пышным оформлением храма. Предполагается, что тогда же над приделами и апсидами появились ампирные фронтоны.
После Октябрьской революции храм избежал участи быть разрушенным, но был отчужден от Церкви, отдан под производство спичек. Позднее, после освобождения от немецкой оккупации в здании Одигитриевской церкви (трапезной) был размещен городской архив. Ненадлежащая эксплуатация, отсутствие необходимого обслуживания привели к тому, что ко второй половине ХХ века храм оказался в состоянии крайнего упадка и нуждался в масштабных ремонтно-восстановительных работах.
Лишь в 1962 году начались первые работы по восстановлению и реставрации редкого по красоте и конструкции памятника русской архитектуры. В основу комплекса восстановительных работ легли обмеры, произведенные великим реставратором Петром Барановским еще в 1912 году (это была одна из первых работ мастера). Реставрация велась в несколько этапов и завершилась только к началу 2000 х годов.
Начало реставрации перед Олимпиадой 1980 года
Первое богослужение после возвращения храма Русской Православной Церкви состоялось в 1994 году. А в 1995 монастырь, бывший изначально мужским, был преобразован в женский.
Одигитриевская церковь неизбежно притягивает взгляд и является выдающейся достопримечательностью Смоленщины. Храм входит в комплекс женского Иоанно-Предтеченского монастыря, является действующим и открыт для прихожан и туристов.
Мария Буклаева
30 июня 2024 г.
Источник: "Российские древности"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии