Хотят ли на Украине разделения Русской церкви (неюбилейные заметки). Ян Таксюр
Недавно в Киеве известный московский священник представлял свою новую книгу. Людей на встрече было немного - журналисты, общественные деятели, члены православных братств. Все друг друга знающие не первый год. Круг собравшихся был узким, однако дружным и к вопросам жизни страны и Церкви неравнодушным.
Так уж случилось (а в нынешней непростой церковной ситуации на Украине и быть иначе не могло) разговор от презентуемой книги быстро перешёл к темам более острым. И москвичи, и особенно киевляне с болью заговорили об опасности украинского автокефального раскола для нашей Церкви.
Предложения по выходу из нынешнего кризиса высказывались горячо, взволнованно. И это свидетельствовало об одном: Русская Церковь - по-прежнему наша общая Мать. А здоровье и жизнь матери не может не беспокоить её детей.
Сегодня хочется поделиться мыслями и тревогами, которые всколыхнула встреча. А поскольку юбилей Крещения Руси ещё не наступил, решусь говорить без торжественности, о наболевшем. Как обычный православный мирянин, которому небезразлична судьба Церкви Христовой на Украине. И для которого крайне важно, чтобы она и в дальнейшем оставалась Христовой.
* * *
Первое, что волнует и удивляет. Рядовые верующие Украины, большинство священства не желают отделения от Московского Патриарха. Они воспринимают нашу Церковь (и не только умом, но и сердцем, памятью, верой) как единую для всей Руси, крещённой святым Владимиром. И при этом они ясно видят, как небольшая группа духовенства и церковных журналистов навязывает большинству идею разделения, необходимость автокефалии. Поистине ситуация противоестественная.
Каждый день нам приносит новые свидетельства того, что упомянутая группа, нарушая волю церковного народа, упорно добивается своей цели - обретения так называемой национальной церкви. А близость к начальству (церковному и светскому) лишь усиливает её активность и многое делает безнаказанным.
Хотя в разделении нет никакой жизненной необходимости. На землях Украины ничто не мешает церкви выполнять её главную миссию - проповедовать Евангелие и вести народ к спасению. Тем более в подобном деле не может «мешать» пребывание под омофором Московского Патриарха. Правда, это справедливо только в том случае, когда, кроме указанных, не преследуются иные цели. Те, которые навязывает нам окружающий мир. Например: «создание национальной церкви для национальной державы», «продвижение Украины в Европу», «борьба с возрождением русской империи». Словом, если в церковную среду не протаскиваются эти и другие политические спекуляции.
Похоже, церковный народ Украины лучше понимает, что такое единая, соборная и апостольская церковь, чем отдельные духовные лица (включая, к сожалению, и епископов). Для нас, мирян, Русская Церковь - это не российские политики, не «Кремль», а общий данный нам более тысячи лет назад корабль спасения.
Замечу, здесь осознанно не упоминаются конкретные имена украинских «автокефалистов». Они всем известны. Да и важны не имена, а дела и читаемые за ними тенденции. А дела обстоят, мягко говоря, странно.
Важнейшие информационные ресурсы УПЦ МП на сегодня фактически контролируются сторонниками отрыва от Москвы и автокефалии. И что характерно: нигде прямо к расколу не призывают, но намерения для всех очевидны. В публикуемых материалах - общий холодный (если не враждебный) тон, когда речь заходит о России и русских. «Ненавязчиво» цитируют авторов, оскорбляющих Московского Патриарха (это, дескать, не мы, это нехорошие люди так говорят). Размещают статьи «авторитетных специалистов», где с учёной миной ставятся под сомнение: необходимость соблюдения постов, погибельность гомосексуальной ориентации, преступный характер формирований УПА и даже историческая подлинность деяний святого Владимира.
Подчеркнём: на должности этих «авторитетных советников» и штатных «богословов» руководство УПЦ привлекает в последнее время бывших марксистов-атеистов или нынешних «евроатлантистов-оранжистов». Главное, чтобы обличал Москву, признавал мифическую историю Украины и критически (или по-хамски) относился к Святейшему Патриарху Московскому.
* * *
При таких установках и пристрастиях уже не покажутся удивительными и дела, которые творятся внутри УПЦ. Хотя на трезвый взгляд верующего они буквально вопиют к небу.
Не раз приходилось читать и самому писать о новости, пришедшей из Ужгорода. Здесь в богословской академии, возглавляемой лицом в сане архимандрита, процветает молитвенная поддержка сторонников УПА и других пособников Гитлера. По ним служат панихиды, оскверняя пасхальные дни, поскольку каноны запрещают вообще поминовение усопших в это время (к тому же большинство бандеровцев были не православными, а униатами). О них говорят прочувствованные речи и пишут безграмотные, но пламенные статьи. Например, о том, что схиархимандрит Зосима (Сокур) - активный сторонник единства Руси и в прошлом духовный наставник президента Украины - служитель сатаны. И раз уж мы вспомнили о грамотности...
В стенах упомянутой богословской академии, глава которой ныне принадлежит к группе наиболее влиятельных лиц УПЦ, часто при загадочных обстоятельствах защищаются богословские диссертации сомнительного качества и присваиваются высокие ученые степени. Возможно, не стоило бы писать об этом без конкретных имён и доказательств. Но, во-первых, эпоха доказательств тут давно миновала. Диссертанты академии и обстоятельства защиты на «взаимовыгодных» условиях давно стали у нас церковным фольклором - известно, кто, кому и за сколько. А во-вторых, разве существование подобного церковного учреждения не говорит о серьёзном недуге той части Русской Церкви, которую называют УПЦ МП?
* * *
И ещё о делах. Не вызывает сомнений резко отрицательное отношение православных Украины к извращенцам и их парадам. Об этом отношении явно говорили тысячи людей, протестовавших против глумления над нашей землёй в виде так называемого майского гей-парада. Но этот позор, несмотря на протесты оскорблённых киевлян, стал возможен не только потому, что руководству державы нужно было отрапортовать где-то в Европе. Думается, если бы от самого Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира последовало личное обращение к президенту, который является православным христианином, вероятность парада стала бы намного меньше. Но всё было наоборот. Из уст церковных спикеров либо не слышалось ничего, либо звучали туманные речения в духе толстовства с пресловутым «непротивлением». И таким образом от имени украинских верующих, и моего имени, в частности, мэру Киева и другим разрешителям мерзости был подан сигнал: содомитов запускайте, раз того требуют интересы державы и нации, в стремлении в Европу церковь с вами. Как ни горько писать подобное, но это правда. В ситуации, когда нужно было громогласно обличить пакость греха, когда нужно было защитить от растления людей, и в первую очередь молодёжь, наша (моя) церковь промолчала.
Как промолчала она и когда в центре столицы полуголая девица на глазах у демократической прессы спилила Крест - орудие и символ нашего спасения. Вернее, нечто сладкое проговорила устами пресс-секретаря Киевской Митрополии. Мол, будем, братия, смиренно молиться о заблудшей в красных трусах. Авось вразумится. И умилённые прозападные СМИ пропечатали: какой толерантный батюшка, как это не похоже на звериный оскал гомофобии в России! Одним словом, наш человек.
* * *
И, наконец, недавнее событие. Мало освещавшееся в светской прессе, однако удивительное по своему неблаголепию.
На празднование юбилея Крещения Руси в Киев приглашены уважаемые гости. Среди них - патриархи, главы поместных церквей. Но самая представительная делегация, для личного, а не почтового приглашения, направляется только к одному патриарху. Думаете, к Патриарху Московскому, за которого молимся на каждой литургии? Ошибаетесь. К Патриарху Константинопольскому. Едут управляющий делами УПЦ и зачем-то ещё секретарь Митрополита Киевского, пребывающий в сане архиепископа (и это притом, что самоуправляемость УПЦ была дарована лишь во внутренних делах). И ещё интереснейшая деталь: приглашают не на празднование Крещения Руси, а... на юбилей крещения Украины-Руси. В лучших традициях официального историка державы Грушевского. Не важно то, что святой Владимир и не подозревал, что крестит Украину. Тут другой любопытный вопрос: если крещена была Украина, то почему тогда мы должны считать Русского Патриарха главой её церкви? Нелогично выходит. Точнее, тут есть своя скрытая логика. Логика раскола.
И вот уже недавно, ратуя за разделение Русской Церкви, один видный священнослужитель делает открытие в области экклесиологии: не может Московский Патриарх быть главой украинской церкви, поскольку он - гражданин иностранного государства. Дальше ехать некуда. А ведь с этим надо как-то жить и что-то делать.
Налицо явное искажение самой сути Церкви, подмена её главных целей. Церковь - не человеческий, но Богочеловеческий организм. Она возглавляется Христом и ведёт к Нему. И если вдруг церковь или её часть, именуемая УПЦ, вместе со светским государством хочет встроиться в мировой порядок, беспокоится о том, насколько она демократична и хорошо ли воспринимаема «мировой общественностью», то тогда она начинает напоминать филиал украинского МИДа времён оранжевых или нечто иное свидомо-национальное. И тогда мы уже не верные, собранные вокруг Чаши (что, собственно, и есть Церковь), но собранные вокруг ЕС и МВФ «европейцы». А значит, нас выставляют за церковную ограду, за пределы Церкви. Изменение роли и миссии церкви означает измену её Создателю... И так чувствую не только я, но, полагаю, и большинство моих единоверцев, православных Украины.
* * *
Видя подобную опасность, разумно и правильно обратиться за помощью к нашему Предстоятелю. К тому, кого мы называем и считаем Великим Господином и Отцом, к Патриарху Московскому и всея Руси. Чтобы он своей властью остановил сползание в раскол, вразумил, а если надо, то и наказал тех, для кого в церкви Кобзарь и европарламент заслоняют Христа. Однако здесь мы встречаем новое препятствие. Нам говорят: в уставных документах УПЦ, ещё от самого начала, от времени предоставления УПЦ самоуправляемости и широкой автономии не были чётко прописаны положения, касающиеся безусловного приоритета Московского Патриарха в делах украинских. А за два с лишним десятилетия после образования УПЦ в эти самые документы внесли такие изменения, что уже можно не вспоминать того, что УПЦ часть Русской Церкви. Можно не испрашивать благословения Патриарха Московского, принимая важнейшие решения. Можно всюду подчёркивать, что у нас с Русской Церковью единство молитвенное, каноническое, и мы (то есть УПЦ) через неё связаны с мировым Православием. Но, как говорится, и не более того.
Что же получается? Круг замкнулся? Нас, православных Украины, хотим или не хотим, нынешние лидеры УПЦ поведут к автокефалии, а затем, вместе с державой, железной рукой к «европейскому счастью»?
Но какими могут быть последствия отделения той части Русской Церкви, где ныне пребывает как минимум треть её приходов и прихожан? Последствия эти понятны и, несомненно, губительны.
* * *
Создание при поддержке политиков, как украинских, так и западных, отдельной национальной украинской церкви может привести к возникновению неканонического образования, то есть фактически «нецеркви». Ведь очевидно, что незаконное образование не будет воспринято всем мировым Православием, а, значит, таинства, совершаемые в новой церковной организации, станут безблагодатными - украинцев ни крестить, ни венчать, ни отпевать не будут. И то, что происходит у того, кто зовёт себя «киевским патриархом», будет (не допусти, Господи) происходить по всей Украине.
Впрочем, не по всей. Уверен ряд монастырей, приходов, понимая, что раскол уводит от спасения, не признают отделения и перейдут под прямое руководство Московского Патриарха. А это будет означать противостояние в обществе на религиозной почве с неизбежными в нынешней ситуации озлоблением и насилием.
Новая «поместная церковь», полностью зависимая от националистического государства и разделившая его антирусскость, фактически даст «благословение» на создание на территории Украины антирусского, пронатовского государства (собственно, ради этого и поощряется внешними кураторами наше церковное разделение).
«Церковная» поддержка украинского национализма усилит отрыв Украины от великой русской культуры и будет способствовать дальнейшему сползанию к «цивилазации хутора», где провинциальный псевдоевропейский гламур смешается с откровенной бандеровщиной.
Но и это ещё не всё. Те, кто надеется устроиться под крылом Патриарха Константинопольского, не знают (или не желают знать) главного. Упомянутый патриарх испытывает мощнейшее давление Запада, от которого во многом зависим. И новая псевдоцерковь вместе со своим зависимым патриархом может оказаться под омофором совсем иного лица. Того, кто гораздо более устраивает лидеров глобального мирового порядка. Речь идёт о римском понтифике. Его костёлы в Европе пустуют. Его служители уже стараются не произносить главную евангельскую весть о Воскресении Христа (запрещено, ибо нетолерантно). Словом, с православной верой, с верой, которую наш народ принял 1025 лет назад, на землях Украины может быть покончено.
* * *
И нам, верующим Украины, перед такой угрозой уже нельзя оставаться теплохладными. Конечно, молитва к Богу о сохранении единства Его Церкви и вразумлении священноначалия - прежде всего. Но призывы к молчанию, которые иногда слышим, и упреки в «политическом православии» несправедливы. Если болит, молчать трудно. Наоборот, боль напоминает о том, что организм жив. И пусть предложения заинтересованных верующих не точны или не всегда правильны - поправьте нас. Вот, например, вполне логичное мнение, которое слышу всё чаще от многих православных: Если навести порядок в украинской церкви мешает нечёткая прописанность положений о самоуправляемости, принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, так, может быть, этот Собор вполне канонично и законно сам исправит ситуацию - отменит двусмыленные положения и примет чёткие и однозначные.
И пусть кто-то посмеет упрекнуть Собор в неканоничности решения. УПЦ - часть Русской Церкви.
Есть и другое мнение, в том же направлении: Если бацилла национализма проникла в церковную ограду, угрожая дьявольской подменой (вместо Христа - национальная державность как главная ценность) то, может быть, той же властью, данной Богом, вернуть церкви на Украине прежний статус экзархата, а впавшую в «ересь украинствующих» УПЦ отменить вовсе.
Такие мысли давно приходят, и не только мне. Мы понимаем, что ноша Патриарха Московского огромна и нам неведома. Что искушения и противоборство, которое он испытывает в этом больном вопросе, нашему пониманию недоступны. Однако твёрдо верим Евангелию: невозможное человекам, возможно Богу. Да и очень уж хочется жить на Руси, крещённой Владимиром, а не в «Украине-Руси», изобретённой Грушевским. Кстати, большой памятник Грушевскому в Киеве стоит именно на улице Владимирской. Памятник большой (несморя на ничтожность персонажа), доминирующий в пространстве. И в этом доминировании есть некий символ нашего украинского бытия. Таких символов сегодня немало. И все они пока не слишком радостные, неюбилейные...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии