Херувим (Дегтярь) - источник сектантских настроений в Церкви. Слесарев А. В.
Среди наиболее печальных явлений современной церковной жизни можно отметить распространение т. наз. внутрицерковного сектантства. Как показывает практика, для членов внутрицерковных сектантских групп характерен элитаризм, притязание на обладание особой "истиной", которая пока еще недоступна для осознания священноначалием и церковным большинством. В качестве такой "истины", консолидирующей сектантскую группу и противопоставляющей ее Церкви, могут выступать превратно понятые учение о последних судьбах мира (напр. отождествление ИНН с "печатью антихриста"), учение о спасении (напр., почитание "царя-искупителя", иконы-"спасительницы России") или создание альтернативного культа "святых" (Иоанна Грозного, Григория Руспутина и др.), прославление которых принципиально невозможно в канонической Церкви.
К числу наиболее распропагандированных псевдосвятых относится печально известный Григорий Ефимович Распутин (1869-1916). Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно делало заявления о недопустимости причисления этого человека к лику святых. Так, Председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе Архиерейскому Собору РПЦ (2004 г.) отметил: «В настоящее время, благодаря деятельности околоцерковных средств массовой информации и творчеству нескольких богословски невежественных и научно недобросовестных «историков», кампания в поддержку канонизации Г. Распутина приобретает все более широкий и громогласный характер (...). Однако при всей агрессивной навязчивости своих аргументов, впрочем, более напоминающих обличения и заклинания, эта кампания оказывается неспособной опровергнуть важнейшие выводы относительно негативных сторон личности и деятельности Г. Распутина, сделанные как в церковной жизни, так и в исторической науке».
Продолжая эту мысль, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в одном из своих интервью заявил: «Те, кто выступает за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина, руководствуются явно нецерковными и псевдодуховными соображениями. Это таит большую опасность внести в церковную среду соблазн, посеять недоверие, сомнение, дискредитировать идею святости и стать причиной раскола. Эта идея носит провокационный характер. Какие бы аргументы ни приводили сторонники канонизации, они не могут быть достаточными, потому что не было и нет общенародного почитания этих лиц. А публикация в прессе на эту тему - это своего рода реклама, обработка общественного мнения, это искусственное превозношение неподтвержденных их добродетелей».
Несмотря на вполне однозначную позицию священноначалия, в церковной среде продолжает распространяться религиозное почитание Г.Е. Распутина. Так кто же является инициатором этого почитания, противопоставляющим себя и своих сторонников священноначалию и всей полноте Русской Православной Церкви?
Ответ на этот вопрос мы находим в недавно вышедшем сборнике «Великий праведный старец страстотерпец Григорий» (Москва, 2010. Тираж 3 000 экз. Автор-составитель Ю. Ю. Рассулин.), посвященном Г. Е. Распутину. Оказывается, книга была написана и издана по благословению «схиархимандрита» Херувима (Дегтяря), выдающего себя за священнослужителя Русской Православной Церкви, но не имеющего никаких документальных подтверждений этому утверждению. Более того, существуют целый ряд свидетельств, позволяющих утверждать, что «схиархимандрит» Херувим является тайным «архиепископом» раскольнической «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви.
Во вступительном слове к книге ее автор указывает на особую роль «схиархимандрита» Херувима в деле популяризации народного почитания Г. Распутина: «Схиархимандрит Херувим (Дегтярь) еще в 1993 году, будучи схиигуменом, в кругу своих почитателей благословлял читать за трапезой книгу Григория Ефимовича Распутина-Нового «Житие опытного странника». Батюшка и сам слушал очень внимательно, сопровождая чтение духовными назиданиями.
Отец Херувим ездил «в гости» к Григорию Ефимовичу, в село Покровское, что было совсем не простой задачей, если учесть преклонный возраст отца Херувима, дальность пути, и перестроечный хаос.
В годы, когда в церковных кругах в связи с прославлением Царской Семьи развернулась дискуссия по поводу личности Григория Распутина, о. Херувим, рассеивая все сомнения, твердо говорил, что Григорий Распутин – праведник из народа.
Узнав о намерении написать книгу о Григории Распутине, батюшка Херувим очень обрадовался, и рассказал историю, о том, как к нему подходили люди и спрашивали: «Вы что, батюшка, книгу о Григории Распутине пишете?»
О. Херувим предложил название книги: «Великий праведный старец, страстотерпец Григорий», и сам своею рукою написал эти слова на листе бумаги, чтобы не было ошибки.
Без духовной поддержки о. Херувима написание книги стало бы невозможным. Он действительно ее писал, но писал духом, ревнуя о торжестве правды, переживая об оклеветанном Божьем старце Григории, благословлял и молился о написании про него правдивой книги, о доведении дела до конца.
Трудности, которые периодически возникали в работе, наводили на мысль, что начатое дело нам не по силам, не хватает ни заний, ни умения, ни писательского мастерства, ни исторического образования, ни духовной высоты. В ответ на эти вопросы, батюшка глубоко вздыхал, хорошо понимая нашу немощь и ограниченность, но всякий раз говорил, что надо стараться, что дело надо довести до конца и надо публиковать, как уж получится.
Когда в минуту крайнего малодушия совершенно опускались руки, о. Херувим оказывался рядом и духом своим восстанавливал равновесие. Он всегда твердо и определенно заявлял по поводу жизненного пути и служения Григория Ефимовича Распутина-Нового: – Воистину великий старец!»
Таким образом, при ознакомлении со сборником Ю. Ю. Рассулина «Великий праведный старец страстотерпец Григорий» становится очевидным, что инициатива прославления Г. Е. Распутина в лике святых праведников и страстотерпцев исходит не от церковного народа, а из темной околоцерковной и раскольнической среды. Предупреждение развития внутрицерковного сектантства в немалой степени зависит от трезвого отношения православных христиан к «катакомбному» «архиепископу» Херувиму (Дегтярю), именующему себя схиархимандритом и клириком Русской Православной Церкви.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии