КАТОЛИЧЕСКАЯ «СТРАТЕГИЯ АНАКОНДЫ»: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
Папа Франциск в греко-католическом украинском соборе Рима
«Стратегия анаконды» впервые была сформулирована в ходе Гражданской войны в США генералом Уинфилдом Скоттом, командующим армией северян. Суть стратегии состоит в том, чтобы, подобно анаконде, сжимающей свои кольца, блокировать с моря и по береговым линиям вражеские территории, отрезая противника от доступа к портам, что в итоге должно привести к его стратегическому истощению.
Запуск проекта «Православной церкви Украины» засвидетельствовал очередное серьезное продвижение Ватикана на пути реализации его стратегии по поглощению Православного мира. При этом одним из главных инструментов Папского престола для решения соответствующих задач будет и далее оставаться Украинская Греко-Католическая церковь.
Ватиканский сюрприз
28 апреля 2019 года архиепископ Клаудио Гуджеротти, обращаясь к пришедшим в униатский патриарший собор в Киеве людям, отметил, что Папа Римский Франциск приготовил для УГКЦ сюрприз.
По словам нунция, глава Ватикана желает продемонстрировать украинским униатам еще большую близость и еще более серьезную поддержку. «Папа имеет в сердце определенный знак. Я говорю это вам специально, чтобы пробудить в вас интерес. Пока что не могу сказать больше. Думаю, вскоре будет опубликовано то, что Папа хочет сделать. Это, прежде всего, касается такой поддержки», – подчеркнул апостольский нунций.
Буквально через несколько дней, 4 мая, Департамент информации УГКЦ опубликовал сообщение о том, что Франциск пригласил архиепископа Святослава (Шевчука), членов синода и митрополитов Украинской Греко-Католической церкви посетить Рим 5–6 июля 2019 года.
Если вычленить суть из крайне витиеватого текста, то становится понятным, что в столице Италии планируется провести интенсивный «мозговой штурм» с осуществлением глубокого анализа сложившейся на Украине ситуации, а также обсуждением тех ключевых проблем и перспектив, которые вырисовываются перед РКЦ и УГКЦ после состоявшихся в стране президентских выборов. Итогом проделанной работы должна стать стратегия с проработанной программой действий, нацеленных на повышение эффективности деятельности обеих религиозных организаций (в особенности УГКЦ) на территории украинского государства.
Сам Шевчук оценивает предстоящее событие в самых восторженных тонах, поскольку такого рода мероприятия проводятся очень и очень редко. По утверждению лидера униатов, решение понтифика – это хорошая новость для УГКЦ, ибо подобный формат встреч отвечает самому высокому уровню внимания со стороны Ватикана.
Что же касается упомянутой «перспективной стратегии», то, как отметил Шевчук, она будет покоиться на трех важнейших опорах. Первая – личное вовлечение Папы Римского в процесс оказания поддержки УГКЦ (акцент будет сделан на улучшении персонального понимания и прямом получении понтификом информации о жизни и потребностях данной структуры). Вторая – значительное увеличение аппаратного и идеологического веса униатов в системе созидания политики Ватикана на «украинском направлении» (предполагается, что УГКЦ будет принимать непосредственное участие в разработке видения и стратегии Папского престола по отношению к Украине, а также более активно взаимодействовать с исполнительными структурами Римской курии в вопросах формирования практических механизмов реализации такой стратегии). Третья – гарантирование Ватиканом должного развития УГКЦ в соответствии с теми «вызовами, которые предстали перед Украинской церковью в Украине и заграницей».
По мнению ряда экспертов, в частности религиоведа Алексея Смирнова и публициста Александра Вознесенского, соответствующие сигналы из Италии могут, среди прочего, свидетельствовать о готовности Папского престола предоставить УГКЦ в обозримой перспективе долгожданный статус патриархата.
И, стоит отметить, что такие оценки имеют полное право на существование. Ведь подобный шаг полностью укладывается в логику осуществляемого Ватиканом и униатами стратегического курса в отношении Украины, сердцевиной которого выступает идея ползучего окатоличивания страны.
Кольцо анаконды: Власть
Экс-президент Порошенко причащается у греко-католиков
Ключевым фактором, который обеспечивает реализацию нужных для такого курса задач, является масштабное присутствие представителей прокатолического лобби на ключевых позициях во властных структурах украинского государства.
Необходимо признать, что до недавнего времени уровень подобного проникновения на самую верхушку «политического Олимпа» был запредельным.
Во-первых, крайнюю лояльность по отношению к УГКЦ демонстрирует экс-президент Украины. В определенные моменты даже возникал прямой вопрос – а не перешел ли Петр Порошенко в униатскую веру? Ведь публичное причащение главы государства в соборе УГКЦ в Киеве, а также его неоднократное участие в совместных с греко-католиками молитвенных мероприятиях говорили о многом.
Впрочем, сам Порошенко недавно расставил в соответствующем вопросе все точки над «і». 29 апреля 2019 года, выступая во Львове с речью в церкви УГКЦ Премудрости Божией, он позволил себе фактически застолбить за униатами главенствующую роль в религиозной жизни Украины (по словам президента, именно в УГКЦ «точно господствует христианская вера украинской нации»).
По словам президента, именно в УГКЦ «точно господствует христианская вера украинской нации»
Во-вторых, в негласную зону униатского влияния входит на данный момент и должность спикера парламента, которую занимает прихожанин УГКЦ Андрей Парубий. Во многом благодаря его чрезвычайной активности и настойчивости через Верховную Раду были проведены такие одиозные инициативы, как обращение ВР Украины к Патриарху Варфоломею о даровании автокефалии, а также закон, с помощью которого Министерство культуры пытается сейчас лишить Украинскую Православную Церковь ее официального названия.
Стоит также добавить, что на позиции заместителя главы Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины «окопался» еще один лояльный к УГКЦ депутат. Речь идет о Викторе Еленском, который является одним из главных идеологов административного наступления на УПЦ. И который, как считает ряд экспертов, отвечает за «американский» канал финансовой подпитки украинских униатов.
В-третьих, ключевая – с точки зрения оказания непосредственного государственного влияния на религиозные процессы в стране – должность министра культуры также оказалась в ареале влияния УГКЦ (Евгений Нищук давно не скрывает того, что является греко-католиком).
Не менее серьезно представлены лояльные к униатам силы и в других органах власти – Администрации президента, Кабмине, силовых и антикоррупционных органах (например, речь идет о главе Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назаре Холодницком), Генеральной прокуратуре (по данным публициста Александра Вознесенского, ее глава Юрий Луценко с 2016 года идентифицирует себя в качестве прихожанина УГКЦ).
Ватикан предпочитает оставаться в тени, выдвигая на передний план УГКЦ в качестве тарана
На фоне видимого тотального присутствия униатской партии в системе государственной власти римо-католики, как кажется на первый взгляд, особыми успехами похвастаться не могут. Однако это не совсем правильная оценка ситуации. Ватикан попросту предпочитает оставаться в тени, выдвигая на передний план УГКЦ в качестве некоего тарана, который должен обеспечить на украинском направлении нужную Папскому престолу диспозицию, а также собрать на себя весь связанный с этим процессом негатив.
При этом римо-католики вполне приветствуют практику точечной работы их эмиссаров с наиболее важными фигурами на властном Олимпе, с которыми, в силу тех или иных причин, униаты не могут входить в плотный союз. В частности, следует вспомнить о деятельности Юрия Тандита, чья роль советника министра внутренних дел Арсена Авакова позволяет прокатолическим силам иметь постоянный оперативный доступ к могущественному чиновнику, являвшемуся в последние годы одним из главных соперников Порошенко в борьбе за власть в стране.
В целом такой расклад сил предоставил тандему Ватикан-УГКЦ не только существенные возможности для интенсивного и всеобъемлющего продвижения своих долгосрочных интересов в религиозной сфере Украины, но и позволил подключить мощную административную машину к «зачистке» УПЦ – главной преграды на пути окатоличивания украинского народа. Более того, столь масштабное внедрение собственных адептов и агентов в структуру государственной власти создал для прокатолического лагеря уникальную ситуацию, при которой он мог камуфлировать продвижение необходимых ему церковных инициатив интересами государства в гуманитарной области и сфере национальной безопасности.
Кольцо анаконды: Оккупация
Нужно отдать должное рвению и целеустремленности униатов: в рамках выгодных для себя политических реалий они существенно расшили ареал своего присутствия на землях Украины.
Одним из самых ярких подтверждений данного тезиса выступают слова Шевчука, которые он произнес 9 августа 2018 года, во время визита в Стэмфорд (США).
«Украинская Греко-Католическая церковь сейчас мощно развивается. Такого стремительного развития нашей церкви, который мы имеем за последние 5 лет, мы не видели, пожалуй, с момента выхода УГКЦ из подполья в начале 1990-х годов. Теперь, пожалуй, нет ни одного крупного города в Украине, где не строилась бы УГКЦ», – подчеркнул глава УГКЦ.
Необходимо признать, что данное утверждение не является пустым бахвальством. За годы, которые прошли с момента победы Майдана, униаты сумели проникнуть далеко вглубь канонической территории Украинской Православной Церкви. Так, даже в Запорожье (областном центре региона – колыбели казачества, которое активно боролось против распространения унии на Украине) было построено 3 храма УГКЦ. Причем они возведены с размахом, в престижных и благоустроенных районах города.
В данном контексте весьма показательно то, что соответствующая экспансия УГКЦ происходит при активной и даже публичной поддержке Ватикана. Чего только стоит, например, визит на Украину префекта Конгрегации для Восточных Церквей кардинала Леонардо Сандри, который летом 2017 года от имени Папы Римского передал материальные средства на строительство монументального униатского храма в Харькове и развитие Харьковского экзархата УГКЦ.
Впрочем, и сами католики не отстают от своих униатских «младших братьев». На днях мне рассказали историю об активности одного римо-католического священника в районе, который располагается недалеко от Святогорской лавры. Когда ему задали вопрос о целесообразности его бурной деятельности (поскольку там нет паствы РКЦ), он ответил: не беда, что нет прихожан, ведь главное, что есть деньги на проведение соответствующей работы с населением. Кстати, речь идет о нескольких миллионах евро. Что интересно – часть из них планируется потратить на подготовку монографий и книг, которые должны хоть как-то с исторической точки зрения обосновать правомерность католического присутствия в регионе Донбасса. Как говорится – кто имеет уши слышать, да слышит!
Кольцо анаконды: Зачистка
Расширение зоны влияния униатов/католиков сопряжено с увеличивающимся давлением на Украинскую Православную Церковь – самую большую конфессию, чьи приходы функционируют во всех регионах страны. По словам экспертов, атаку на своего главного противника прокатолические силы осуществляют как на стратегическом, так и на локальном уровнях.
Атаку прокатолические силы осуществляют как на стратегическом, так и на локальном уровнях
В первой плоскости задействованы механизмы и возможности высших институтов государственной власти. В первую очередь речь идет о парламенте Украины.
Примечательно, что одним из главных действующих лиц на этом направлении выступает межфракционное депутатское объединение «Наступление», куда входят народные избранники – представители общественного движения «Свободные люди» (одним из его координаторов является депутат Андрей Левус – униат и давний соратник спикера парламента Андрея Парубия). Именно это объединение выступило инициатором и разработчиком обращения Верховной Рады Украины к Патриарху Варфоломею с просьбой о даровании церковной автокефалии. И именно депутаты данного объединения являются авторами скандальных законопроектов, нацеленных на тотальный разгром УПЦ (5309, результатом действия которого должно стать изменение официального названия Украинской Православной Церкви и де-факто создание условий для масштабного рейдерского захвата ее имущества, и 4511, существенно ограничивающего права УПЦ в вопросах ее самоуправления и функционирования).
Во второй плоскости задействованы представители органов местной власти и униатские (реже католические) активисты, которые организовывают или участвуют в захвате храмов у канонической Православной Церкви в пользу «ПЦУ».
Кольцо анаконды: Поглощение
Активное и масштабное участие прокатолических сил в глобальном наступлении на УПЦ объясняется их желанием разгромить каноническое Православие на Украине, влив его обломки в политико-общественный проект под названием «ПЦУ» (очередным фактом, свидетельствующим о справедливости такой характеристики, стало всестороннее участие данной структуры в агитации и иных формах электоральной кампании одного из кандидатов на недавних президентских выборах в Украине).
Логика этого подхода проста – уничтожив УПЦ и акцентировав «ПЦУ», как новую самую большую «православную конфессию» страны, на решении вопросов геополитической, политической и идеологической повестки дня (фактически окончательно превратив ее из религиозной структуры в инструмент политического влияния), прокатолический лагерь получит возможность кардинальным образом обрубить связь миллионов украинцев, идентифицирующих себя с Православием, с многовековой историей Православной веры на просторах Малой Руси.
А это уже станет победой из побед. Ведь, не зная истоков истинного Православия, относясь к своей вере как к элементу в первую очередь «украинства», находясь в плену националистических и идеологических миражей, а также будучи придатком государственной власти, «епископат» и «духовенство» «ПЦУ» рано или поздно согласятся с предложением об объединении с униатами и признании Папы Римского своим главой. Для этого не нужно будет ничего особенного придумывать. Стоит только, например, властям объявить о том, что слияние «ПЦУ» и УГКЦ необходимо для получения членства Украины в ЕС, а Папа Римский от имени своей новой паствы готов выступать главным лоббистом украинского евроинтеграционного курса, как необходимые процессы будут запущены, поддержаны и завершены в самые кратчайшие сроки.
Впрочем, это пока вопросы отдаленной перспективы. Однако униаты (да и римо-католики) уже сейчас активно работают над тем, чтобы к часу Х все в данном плане было готово по максимуму и в лучшем виде.
В частности, осуществляется целенаправленная деятельность по размыванию границ между греко-католической и Православной верой, а также вымарыванию из памяти негатива, связанного с насаждением унии на украинских землях. Главной аудиторией при этом выступают живущие в регионах (в первую очередь, западных) «священнослужители» «ПЦУ/УПЦ КП», которые, в силу ряда объективных и субъективных причин, являются идеальным объектом для соответствующих манипуляций.
В качестве одного из самых ярких примеров реализации такой политики можно привести совместное «богослужение» представителей РКЦ, УГКЦ и «УПЦ КП» во главе с епископом Луцкой диоцезии РКЦ Виталием Скомаровским, экзархом Луцким Иосафатом Говерою, правящим архиереем Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ Михаилом Колтуном и «епископом Владимир-Волынским ‟УПЦ КП” Матфеем Шевчуком, которое состоялось 2 ноября 2018 года в униатском храме Свв. Иоакима и Анны (Владимир–Волынский). Данное мероприятие было посвящено почитанию Иоасафата (Кунцевича), который зафиксирован в истории Православия как его ярый гонитель и ненавистник. Показательно, но этот факт нисколько не смутил высокопоставленного члена «УПЦ КП», который принял участие в совместной молитве возле «реликвий святого Иосафата» и высказался за необходимость единения с УГКЦ «не на словах, а на деле».
Не менее значимым направлением по расширению «окна Овертона» в униатских интересах выступает и отработка операции по практическому поглощению и «перевариванию» УГКЦ одной из отделившихся от «Украинской автокефальной православной церкви» частей – «УАПЦ (о)» (ранее – Харьковско-Полтавская епархия «УАПЦ»). Данный процесс был санкционирован и одобрен Ватиканом, который де-факто создал первый в истории современной Украины прецедент по переходу в унию религиозной структуры, позиционировавшей себя в качестве православной. По мнению экспертов, эту инициативу следует считать своеобразной финальной обкаткой технологий по интегрированию украинского Православия в католические структуры. В этой связи, кстати, стоит обратить внимание и на тот факт, что процесс слияния «УАПЦ (о)» с УГКЦ не был остановлен даже после создания «ПЦУ» как точки сборки для различных организаций, ушедших из Православия в раскол. Это в очередной раз свидетельствует о том, что униаты не воспринимают сформированную Фанаром структуру в качестве долгоиграющего, самостоятельного и равноправного игрока в религиозной сфере Украины. Более того, они готовят для «ПЦУ» несколько иную, гораздо менее значимую и благодарную роль.
О ее характеристиках и очертаниях можно судить по интервью Шевчука изданию «Обозреватель», которое датировано 18 марта 2019 года.
Во-первых, глава украинских униатов отметил, что он получил согласие руководителя «ПЦУ» Епифания на проведение регулярных встреч, во время которых будут обсуждаться перспективы и параметры сближения двух структур. Во-вторых, этот процесс будет происходить в рамках согласованной сторонами дорожной карты (при этом Шевчук подчеркнул, что у УГКЦ уже есть такая дорожная карта, которая может быть модифицирована в соответствии с видением «ПЦУ»; де-факто это означает, что униаты сделают именно свою концепцию основой для соответствующего слияния). В-третьих, из интервью Шевчука становится понятно, что УГКЦ будет ориентироваться на мягкое и аккуратное поглощение «ПЦУ». В этой связи планируется пока удержаться от формирования общей структуры и сделать основной упор на восстановление с возглавляемой Епифанием организацией «евхаристического общения», «возможности совершать Божественную литургию за одним престолом». В-четвертых, глава униатов четко дал понять, кого он видит старшим, а кого – младшим партнером в будущем тандеме. По его словам, УГКЦ – в отличие от «ПЦУ» – не является «локальной церковью», приходы которой находятся исключительно на Украине. И это дает право униатам не только добиваться статуса патриархата, но и в качестве «глобальной церкви, имеющей де-факто построенные структуры патриаршего управления», замкнуть на себе духовное окормление всей украинской диаспоры. В-пятых, бросается в глаза демонстративный уход Шевчука от ответа на вопрос о том, станет ли возможное объединение УГКЦ и «ПЦУ» объединением «равных».
11 мая 2019 года, выступая в Филадельфии перед представителями диаспоры, глава украинских униатов усилил соответствующие сигналы. Он прямо указал на то, что на данном этапе перед УГКЦ стоит наиболее сложная задача – построить свой патриархат, который, среди прочего, должен стать инструментом для собирания «в рассеянии сущих». О том, кто имеется в виду под данной категорией, можно судить по следующей фразе Шевчука: «Нам нужно строить патриархат и протягивать руку православным братьям для единства».
И что интересно – эту руку вполне реально готовы пожать. Так, в интервью каналу «Эспрессо» Епифаний заявил о том, что он не исключает возможности объединения УГКЦ и «ПЦУ». «На встрече с Блаженнейшим Святославом мы говорили о дальнейшем углублении нашего сотрудничества. В этом сотрудничестве мы придем к диалогу, а уже диалог определит, сможем ли мы объединиться. Теоретически это в будущем возможно. Но это зависит от того, как мы будем сотрудничать, поддерживать эти дружеские отношения, стремиться к этому единству», – отметил, в частности, глава «ПЦУ».
Кольцо анаконды: Прикрытие
Эффективность и временные параметры процесса окатоличивания Украины во многом зависят от возможностей по его защите от внутреннего и внешнего воздействия. В первой плоскости это обеспечивается курсом на уничтожение УПЦ, во второй – втягиванием РПЦ в некую систему координат «глобального сотрудничества и взаимодействия» с Ватиканом, что существенно связывает руки Московской Патриархии в отношении полноценного и качественного реагирования на негативные для нее тенденции в религиозной сфере Украины.
Ярким примером такого подхода следует считать подписание Гаванской декларации, в которой были зафиксированы пункты о недопустимости осуществления Ватиканом и РПЦ любых форм прозелитизма в отношении паствы друг друга, а также нивелирования метода «униатизма» как должного пути к «восстановлению единства».
Как показала практика, все это оказалось лишь словами. Папский престол попросту выиграл время для беспрепятственного проникновения и закрепления прокатолических сил на Востоке Украины, а также подготовки и проведения масштабного наступления на позиции УПЦ.
Ватикан ни разу не выступил на защиту якобы стратегического партнерства с РПЦ
При этом в ключевых для церковной Москвы ситуациях Ватикан ни разу не выступил на защиту якобы стратегического партнерства с РПЦ. Так, в частности, он отмежевался от каких-либо реальных попыток урезонить и наказать УГКЦ за рейдерский захват православного храма в г. Коломыя, а также публично озвученные представителями униатского духовенства обращения о готовности отобрать все церкви УПЦ в пользу УГКЦ. Весьма показательным стало и присутствие на инаугурации Епифания высокопоставленных представителей РКЦ – главы конференции римо-католических епископов Бронислава (Бернацкого) и митрополита Львовского РКЦ в Украине Мечислава (Мокшицкого).
На сегодняшний день Ватикан желает повторить удачно исполненный трюк. С этой целью на кулуарном уровне ведется интенсивное прощупывание готовности РПЦ принять в России Папу Римского.
Такой подход, а также возможное осуществление упомянутого визита могут иметь своей целью реализацию следующих важных для Папского престола задач.
Первый – выигрыш времени для беспрепятственного предоставления УГКЦ статуса патриархата и ее превращения в мощную точку притяжения для отпавших от Православия украинских раскольнических структур.
Второй – создание дополнительных серьезных условий для существенного ослабления позиций УПЦ и ее духовной связи с Русской Православной Церковью (визит Франциска в одну из святынь русского Православия вызовет огромное отторжение в консервативном лагере Украинской Православной Церкви, который является сейчас главной опорой сохранения ее единства с РПЦ; более того, фактически на ровном месте может возникнуть реальный запрос на обретение церковной автокефалии, поскольку в основной своей массе воцерковленные православные украинцы весьма остро реагируют на любые формы сближения их Церкви с РКЦ).
Третий – подыгрывание Фанару в его нынешнем противостоянии с РПЦ (любое серьезное заигрывание с католиками, а тем более выход с ними на какие-либо новые «громкие» договоренности, не только значительным образом нивелирует логику и правомочность обвинений Патриарха Варфоломея в отходе от вероучительных основ Православной веры, но и вызовет неоднозначную реакцию среди других Православных Церквей, которые, как например, недавно Болгарская, демонстрируют прохладное отношение к навязчивым попыткам Ватикана стать для мирового Православия «всецело своим»).
Выводы, прогнозы и предложения
1) Имплементация проекта «ПЦУ» стала серьезной вехой на пути успешной реализации Ватиканом многоуровневой и скоординированной стратегии по ползучему окатоличиванию Украины. При этом ее главными элементами выступают: обеспечение контроля прокатолических сил над необходимыми для реализации их целей властными структурами или должностями в системе государственной власти; масштабное продвижение и укоренение структур УГКЦ/РКЦ в восточных регионах Украины; разгром канонической Православной Церкви и вливание ее осколков в «ПЦУ», которая должна стать субъектом для поглощения со стороны украинских униатов; удержание РПЦ от активной политики в области приостановки наращивания католического влияния в церковной сфере украинского государства. Также важно отметить тот факт, что упомянутые элементы имплементируются одновременно, что позволяет им не только дополнять друг друга, но и многократно усиливать эффект от реализации каждого из них.
2) Важнейшим инструментом Ватикана по воплощению такой стратегии в жизнь продолжает оставаться Украинская Греко-Католическая церковь. Она выступает в роли «плохого полицейского», решая для Папского престола, как «хорошего полицейского», наиболее грязные и неудобные задачи на соответствующих направлениях, тем самым позволяя понтифику проводить необходимый стратегический курс по отношению к Украине, при этом формально оставаясь «безгрешным» в глазах Москвы.
3) Победа Зеленского на президентских выборах и возможность тотального изменения политических раскладов внутри Украины подтолкнули Ватикан к решению глубже изучить «украинский кейс» и перспективы его дальнейшего развития. Судя по словам Гуджеротти и Шевчука, существует высокая вероятность того, что церковный Рим закрепит за УГКЦ роль главного «мозгового центра» или как минимум главного источника информации в сфере формирования католической политики на украинском направлении. В данном контексте весьма важно то, что униаты могут получить право прямой координации своей деятельности с подразделениями Римской курии, что позволит значительно сократить путь от формирования каких-то идей до этапа их практической имплементации.
4) В июле Ватикан намерен провести первую глобальную сессию «мозгового штурма», по итогам которого будет приниматься решение в отношении того, в ракурсе какого подхода в обозримом будущем будут продвигаться прокатолические интересы на украинском «фронте».
Так, в случае срыва сценария роспуска Верховной Рады и проведения досрочных парламентских выборов следует ожидать значительной активизации деятельности униатского лагеря в судебной и законодательной сферах (принцип – «добивайся всего по максимуму, пока есть такая возможность»).
В первой плоскости основные усилия лояльных к УГКЦ государственных мужей будут направлены на срыв признания Конституционным судом Украины неконституционности закона, с помощью которого предполагается лишить УПЦ ее официального названия.
Во второй плоскости весьма вероятным выглядит проведение через парламент законопроекта 4511 (он должен увеличить разрушительный эффект от имплементации упомянутого выше закона). Суть такого хода проста. Окончательная победа в споре вокруг официального названия УПЦ позволит оппонентам данной Церкви не только директивно провести одномоментную и масштабную перерегистрацию ее имущества в пользу «ПЦУ», но и закрепить – пусть и незаконно – на государственном уровне название «РПЦ в Украине» (это произойдет даже в том случае, если УПЦ откажется исполнять требования соответствующих органов госвласти). Под такое развитие событий и будут осуществляться попытки протянуть через парламент законопроект 4511 (потенциальная аргументация – поскольку на Украине появился ярко выраженный субъект деятельности, в своем названии напрямую связанный с центром управления в «стране-агрессоре», значит, необходимо принять отдельный закон, который бы конкретно регулировал функционирование этого субъекта; при этом стоит напомнить, что пункты 4511 включают в себя огромное количество ограничительных мер, в частности, необходимость согласования соответствующей религиозной организацией назначений на руководящие должности в ее структуре с Министерством культуры Украины).
В свою очередь, в случае снижения уровня своего влияния на процессы в стране вполне возможным представляется ставка Ватикана и УГКЦ на мягкое поглощение украинских структур, идентифицирующих себя в качестве православных.
Именно в этом разрезе весьма выигрышным смотрится ход с дарованием украинским униатам статуса патриархата (без серьезной государственной поддержки дальнейшая католическая экспансия на украинских землях возможна лишь в условиях формирования более мощного религиозного инструмента, который бы выглядел гораздо интереснее и перспективнее своих «православных аналогов»). На фоне менее престижного статуса «ПЦУ» и даже ее возможного развала такой расклад создал бы для УГКЦ хорошую возможность стать своеобразным магнитом, который бы притянул к себе отвергнутые мировым Православием украинские раскольнические структуры, а также их зарубежные приходы.
При этом указанное выше поглощение будет происходить в весьма деликатной и незаметной для широкой аудитории форме. Как сказал Шевчук, униаты не стремятся создавать на данном этапе какие-либо общие с «ПЦУ» мегаструктуры. Речь идет об установлении всего лишь (!) «евхаристического общения и общего служения литургии», что и станет нужным для католиков результатом. Ведь, как отметил публицист Александр Ермоленко, «если ты поработил душу другого человека, ты вскоре поработишь и его тело. Так будет и с ‟ПЦУ”. Если униаты убедят их служить вместе и, скажем так, ‟причащаться из одной чаши”, то это станет явным признанием духовной власти Папы Римского над структурой Епифания. После такого от фактического вхождения ‟ПЦУ” в состав УКГЦ раскольников будет отделять совсем маленький-премаленький шаг».
На практическим уровне одним из важнейших механизмов продвижения данного процесса станет соответствующая идеологическая обработка «священнических» кадров «ПЦУ», а также формирование общей «богословской» базы, оправдывающей новую унию. В пользу такого прогноза, в частности, говорят слова Епифания, сказанные им в эфире канала ICTV незадолго после его избрания главой новой религиозной структуры. «Мы очертили определенный путь нашего будущего сотрудничества (с УГКЦ) и в дальнейшем будем искать те точки соприкосновения, которые будут нас объединять. Это – в сфере духовного образования, в других сферах нашего бытия», – заявил тогда руководитель «ПЦУ». По мнению Александра Ермоленко, данная формулировка говорит о многом: «Епифаний не скрывает, что будет продвигать тему со слиянием с УГКЦ через образовательную сферу. Как это делается, объяснять не нужно. Нужному кадровому составу просто промоют мозги, создав с течением времени многочисленную группу ‟духовенства” ‟ПЦУ”, лояльного к идее входа их организации в униатские структуры».
Если же говорить о параметрах потенциального слияния, то оно будет выстраиваться на основании существующей у УГКЦ «дорожной карты экуменического диалога» (в нее могут быть внесены изменения после консультаций с «ПЦУ», однако вряд ли они будут иметь кардинальный характер). При этом за униатами будет закреплен статус «глобальной церкви», а за их партнерами по интеграции – «локальной церкви». Это вопрос не только распределения ролей «старшего и младшего брата», но и монополизации униатами контактов и опеки над украинской диаспорой. Для УГКЦ данный аспект имеет стратегическое значение, поскольку при таких раскладах она превращается в весьма мощного политического игрока (в том числе на международной арене), а также замыкает на себе огромные финансовые потоки, которые функционируют на уровне зарубежных украинских приходов.
5) Прокатолическим силам крайне важно сохранить за собой и в дальнейшем контроль над ключевыми (с точки зрения упомянутой стратегии) позициями в органах государственной власти. В первую очередь это касается парламента и Министерства культуры.
В данном контексте весьма интересен следующий эпизод. Директор департамента Минкульта Андрей Юраш (который непосредственно курирует в этом ведомстве религиозную проблематику и при этом является униатом) опубликовал в соцсетях информацию о венчании своего сына на Фанаре. Показательно, что оно обеспечивалось на самом высоком уровне. Пару венчал лично митрополит Элпидофор, который недавно стал главой Греческой архиепископии в США. Также мероприятие лично посетил Патриарх Варфоломей.
Не исключено, что это определенный сигнал для новой украинской власти. Расшифровать его не очень трудно: «не нужно снимать с должности человека, который имеет такие сумасшедшие связи и авторитет на Фанаре, а также сына, который позиционирует себя в качестве члена команды Зеленского».
Ватикан и Константинополь сообща продвигают процесс униатского доминирования на Украине
Нетривиально смотрит на данную ситуацию и Александр Ермоленко: «Понятно, что униатам важно удержать пост в Министерстве, который по значимости влияния на развитие церковных процессов в стране интереснее даже позиции министра культуры. Но я бы обратил внимание вот еще на какой момент. Столь тесная спайка между Юрашем и верхушкой Фанара может быть косвенным подтверждением того, что Ватикан и Константинополь сообща продвигают процесс униатского доминирования на Украине. О том, что такие планы как минимум ранее проговаривались, свидетельствует заявление «патриарха» Филарета, сделанное им несколько лет назад. В одном из интервью он отметил готовность объединиться с греко-католиками, если этот процесс будет происходить в фарватере сближения Ватикана и Фанара. Такой опытный функционер, как Филарет, не сказал бы этого просто так. Учитывая его на тот момент частые визиты в США вместе с Шевчуком, можно предположить, что в какой-то момент на украинском направлении тесно переплелись интересы Вашингтона, Ватикана и Фанара, для каждого из которых процесс окатоличивания Украины выглядел очень даже приемлемым и хорошим вариантом».
6) Не менее важной задачей для прокатолических сил является и сохранение Епифания как главы «ПЦУ», а также единства этой структуры (гораздо проще работать с одним, да еще и лояльным, объектом, нежели выстраивать отношения с несколькими параллельными структурами, пребывающими в состоянии жестокой конкуренции). В данной связи следует ожидать, что молодой соперник Филарета получит в борьбе за свое выживание всестороннюю поддержку как минимум со стороны УГКЦ. Кстати, это сделает его еще более зависимым от данной структуры (не исключено, что одним из направлений оказания помощи станет финансирование Епифания и нужных ему проектов; на данный момент Филарет обрубил практически все финансовые потоки, которые ранее подпитывали главу «ПЦУ»).
При этом для УГКЦ крайне необходимо, чтобы «почтенный патриарх» провалился по всем фронтам – как в случае обеспечения дальнейшего функционирования «УПЦ КП» (удар по амбициям униатов стать главной «церковью» страны), так и его позиционирования в качестве «признанного Фанаром украинского православного патриархата» (ведь это, в частности, бьет по планам униатского лагеря установить монопольный контроль в сфере духовной опеки над украинской диаспорой).
7) В условиях возможного (и относительного) уменьшения своего влияния на государственную машину Украины (ведь в команде Зеленского присутствует достаточное количество людей, имеющих связь с «мозговым центром» униатов – Украинским католическим университетом), а также необходимости поддержания темпов проникновения католических сил в юго-восточные регионы страны, ожидаемыми выглядят попытки Ватикана продолжить реализацию политики «связывания рук» РПЦ на украинском направлении. Одним из элементов такого подхода будут выступать переговоры о возможности организации «судьбоносного и исторического» визита Папы Римского в Россию.
Если католикам удастся такой финт, то единство русского Православия будет поставлено под серьезную угрозу. УПЦ с большими усилиями смогла подавить недовольство внутри собственного консервативного крыла, вызванное встречей Патриарха Кирилла с римским понтификом на Кубе. В случае уже визита Франциска в РФ страсти забурлят с новой силой. Это не только может похоронить авторитет РПЦ в глазах значительной части крайне лояльных к ней сил внутри УПЦ, но и спровоцировать возникновение запроса на получение канонической Церковью Украины автокефалии.
Также возникнут серьезные проблемы на уровне ее отдельных епархий. Практически стопроцентно визит Папы вызовет радикальную реакцию со стороны епископа Банченского Лонгина, обладающего непререкаемым авторитетом в среде румыноязычных общин УПЦ. Это, в свою очередь, может наложить определенный отпечаток на процесс возможного признания «ПЦУ» со стороны Румынской Православной Церкви, которая потребовала от Епифания в качестве ответной услуги решить вопрос с формированием подконтрольного церковному Бухаресту викариатства румыноязычных православных приходов на Буковине (сейчас этот вопрос надежно заблокирован из-за нежелания таких общин покидать УПЦ).
Не менее серьезный удар будет нанесен и борьбе против Фанара. Фактически единственным шансом для РПЦ эффективно и полноценно решить проблему «папизма» Константинополя является смещение последнего с позиции «первого среди равных» в Православном мире. Действенным оружием в этой сфере являются факты и действия, подтверждающие отход Варфоломея&Co от основ и канонов Православной веры. Причем убедительно оперировать таким инструментарием может только та сила, которая сама стоит на незыблемом вероучительном фундаменте. По мнению ряда экспертов, РПЦ вмиг потеряет подобный статус после более или менее явного сближения с РКЦ. В дальнейшем любые попытки Московской Патриархии подать Фанар в качестве «отступника от Православия» будут наталкиваться на сакраментальное «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 6, 42). Ведь для консервативных сил многих Православных Церквей (которые сейчас являются естественными союзниками Москвы в противостоянии с Константинополем) любое соглашательство с католиками выглядит гораздо более тяжелой виной, чем легализация Варфоломеем украинских раскольнических структур.
С учетом сказанного целесообразным выглядит отказ РПЦ от рассмотрения идеи возможного визита понтифика в РФ, а также выстраивание жесткой зависимости форм, глубины и наполнения дальнейшего диалога с РКЦ от темпов сворачивания последней, а также УГКЦ – экспансионистской политики в Украине. Более того, одним из главных шагов в данной области должна стать разработка РПЦ собственной стратегии действий на Украине, которая бы предусматривала разные возможности и форматы влияния на церковные процессы в этой стране (независимо от того, пойдет или не пойдет Ватикан на сворачивание своего курса в отношении украинского Православия).
8) В качестве еще одного важного хода (хотя он и сильно запоздал) на украинской «шахматной доске» может выступить создание Украинского Православного университета. УПЦ остро нуждается в «мозговом центре», а также кузнице собственных светских кадров, которые могли бы эффективно защищать интересы и права Церкви на различных уровнях государственной машины и общества.
9) Крайне востребовано и гораздо более активное вовлечение мирян в процессы развития и защиты УПЦ. В данной связи было бы целесообразным – с помощью Церкви – возродить механизм функционирования православных братств. Они могли бы быть объединены в единую сеть и оказывать всестороннюю помощь УПЦ в тех сферах, где ее возможности так или иначе ограничены. Например, речь идет о деятельности в юридической области.
10) Интересным выглядит и возможность формирования региональных церковных «кластеров», которые могли бы объединять в единую группу «взаимопомощи» 2–3 соседние епархии (пример – создание такого «кластера» в Винницкой области, в рамках которого осуществляют координацию своих действий 3 местных епархии). Это не только позволило бы усилить потенциал соответствующих региональных возможностей УПЦ в сфере защиты своих прав, но и создать условия для более глубокого и эффективного обмена информацией, ресурсами, возможностями на уровне конкретных епархий. Что, в свою очередь, повышало бы действенность усилий по нивелированию попыток их поглощения со стороны «ПЦУ», а также проникновения на их каноническую территорию прокатолических структур.
Тарас Мельник
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии