Картину Брюллова "Христос во гробе" впервые покажут на выставке в Русском музее
Картину Карла Брюллова "Христос во гробе" можно будет впервые увидеть на выставке в Русском музее в следующем году. Показ этого полотна специалисты называют "сенсацией мирового уровня". Из Северной столицы – Салима Зариф.
Мы в святая святых Русского музея – это помещения фондов, живопись XVIII – первой половины XIX веков. Кипренский, Репин, Айвазовский. Всего порядка четырех тысяч картин. Но одна из них – подлинный, знаменитый шедевр, который при этом в России мало кто видел. Это загадочное полотно Брюллова "Христос во гробе".
История этого образа – настоящий детектив. Где находится картина, никто не знал. Долгие десятилетия она считалась утерянной, пока однажды мир искусства не взбудоражили слухи: "Христос во гробе" найден где-то в Европе. Картина обнаружилась вот в этом скромном православном приходе в Брюсселе. Дилер пригласил экспертов Русского музея, чтобы они подтвердили авторство.
"Увидев эту вещь, мы безоговорочно, в течение буквально нескольких секунд убедились в том, что это действительно знаменитый брюлловский "Христос во гробе". Тут же на наших глазах – понадобился час – покупатель вместе со священником отправился к нотариусу, где немедленно оформил приобретение этой вещи", – рассказал заведующий отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв. Русского музея Григорий Голдовский.
Покупатель Александр Певзнер привез картину в Россию. Русский музей был готов приобрести ее за цену, вчетверо превышающую ту, что выставил священник. Сгубила Певзнера жадность. В таможенной декларации, чтобы сэкономить на пошлине, он указал, что стоимость полотна всего-то 900 долларов. Картину конфисковали, и с тех пор вот уже 20 лет она находится в запасниках. То в качестве вещдока, то как – это официальная формулировка – "орудие преступления". Разбирательства в судах – от районного до Верховного и Конституционного – казались бесконечными, но все же в итоге Певзнер проиграл.
"Картина Брюллова теперь входит в Государственный музейный фонд РФ. Сегодня никто не смеет уже даже в мыслях прикоснуться к собственности Российской Федерации, претендовать на то, чтобы вновь эта картина покинула Россию. Это не произойдет никогда", – заявила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
"Христос во гробе" – это запрестольный образ. Брюллов писал его для домовой церкви в редчайшей технике транспарент. Принцип витража: чтобы живопись заиграла, нужно чтобы через нее проникал свет. Ангела, склоненного над Христом, и не видно сразу. Полотно раскрывается постепенно: следы крови на терновом венце, нимб над головой. Публика впервые увидит эту картину на выставке, посвященной 225-летию со дня рождения Брюллова, в конце следующего года. А после образ уйдет на реставрацию. И кто знает, какие еще секреты откроет нам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии