Кардинал Шёнборн заявил, что Папа Римский имеет право изменить язык Катехизиса, описывающего гомосексуализм как «ненормальность»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Кардинал Шёнборн заявил, что Папа Римский имеет право изменить язык Катехизиса, описывающего гомосексуализм как «ненормальность»
Кардинал принял участие в брифинге для прессы по итогам Синода епископов по вопросам синодальности

ВАТИКАН. Знаменитый прелат, который участвовал в написании Катехизиса Католической Церкви и широко известен как один из ведущих католических богословов, поддержал учение Христианской Церкви по вопросу ЛГБТК+, но также заявил, что Папа Римский имеет право изменить язык Катехизиса, описывающего гомосексуализм как «ненормальность». Об этом сообщило католическое издание Сrux.

Австрийский кардинал Кристоф Шёнборн, архиепископ Венский, также указал на ослабление европейского католицизма, заявив, что глобальный юг – церкви в Африке, Азии и Латинской Америке – становится новым центром Католической Церкви.

Кардинал Шёнборн принял участие в брифинге для прессы 23 октября 2023 года во время Синода епископов по вопросам синодальности, который закрыл первое из двух собраний в Риме, кульминацией которых станет октябрь 2024 года.

Кристоф Шёнборн выступал вместе с кардиналом Карлосом Агиаром Ретесом, архиепископом Мехико; кардиналом Жаном-Марком Авеленом, архиепископом Марселя; и сестрой Самуэлой Марией Ригон, генеральной настоятельницей сестер Святой Матери Скорби.

Отвечая на вопрос о представителях ЛГБТК+, которые якобы чувствуют себя обиженными и неуважительными из-за того, что Катехизис описывает гомосексуальные действия как «внутренне ненормальные», и говоря о том, можно ли изменить эту формулировку, Шёнборн, который занимал должность секретаря редакционного комитета Катехизиса, ответил, что Катехизис менялся и раньше.

«Это работа Церкви, и она была обнародована Папой», — сказал он, отметив, что Папа Франциск имеет право изменить текст, и что он уже сделал это однажды, когда в 2018 году решил пересмотреть позицию Католической Церкви по вопросу смертной казни, изменив формулировку Катехизиса, сказав, что смертная казнь «неприемлема».

«Это не секрет, и я могу так сказать, Иоанн Павел II уже желал, чтобы смертная казнь была прямо осуждена, тогда мне сказали, что Папа Франциск принял меры и внес это изменение», — сказал Кристоф Шёнборн, отметив, что Мать Тереза Калькуттская также просила Иоанна Павла II более четко осудить смертную казнь в Катехизисе.

Что касается того, будут ли вноситься дальнейшие изменения, кардинал Шёнборн сказал, что он этого не знает, и что «Папа — единственный, кто может это решить, потому что именно он обнародовал Катехизис».

Кристоф Шёнборн рекомендовал читать текст Катехизиса «в целом» и указал на те его части, в которых говорится, что всех людей следует уважать в их человеческом достоинстве.

Опираясь на аспекты морального богословия, кардинал сказал, что есть два основных элемента, один из которых — «объективный порядок» с точки зрения неизменности церковного учения, а также тезис о том, что «человеческие существа», будучи грешниками, не соответствуют Божьему замыслу.

«Люди всегда имеют право на уважение, даже если они грешат, что мы все делаем. Лично я, вы, все вы, мы все грешим, но мы имеем право на уважение», — сказал Шёнборн, заявив, что каждый человек «принят Богом».

Вопросы ЛГБТК+ были основным предметом интереса во время Синода в этом месяце и являются одной из наиболее часто обсуждаемых тем наряду с другими острыми вопросами, такими как женское священническое рукоположение и женатое священство.

Участники Синода, выбранные организаторами синода для информирования средств массовой информации на ежедневных брифингах, коллективно заявили, что по итогам дискуссии 4-29 октября, которая завершится в эти выходные, конкретных решений по тем или иным вопросам не будет, и, возможно, никаких решений не будет принято и в конце собрания в следующем году, которое формально завершит процесс.

Участники заявили, что сама дискуссия, направленная на изучение, практику и внедрение синодальности – формы консультативного и инклюзивного управления – является наиболее важным аспектом Синода.

На брифинге 23 октября каждый из участников рассказал о своем опыте работы Синода и осветил инициативы в своих местных регионах и епархиях.

Кардинал Шёнборн похвалил методологию собрания в этом месяце, которое впервые включает в себя женщин и мирян в качестве полноправных членов с правом голоса и которое построено на дискуссиях в небольших группах, происходящих за круглым столом, а не в прежнем синодальном зале, похожем на аудиторию, где участники в значительной степени были разделены по своим церковным рангам.

Кристоф Шёнборн выразил убежденность в том, что синодальность является продолжением учения Второго Ватиканского собора об экклезиологии и природе церковной общины, состоящей из всех крещеных людей, «путешествующих вместе».

Одна вещь, по словам Шенборна, поразила его на протяжении всего синодального процесса, — это «тот факт, что Европа больше не является главным центром Церкви». «Есть и другие центры, и это видно на ежедневных заседаниях Синода», — сказал он, указав на местные церкви в Латинской Америке, Африке и Азии. Конференции епископов в этих регионах более развиты, чем в Европе, сказал кардинал.

Европа, по его словам, «немного отстает в том, как мы живем синодально среди поместных церквей». «Я думаю, нам нужен некоторый стимул, чтобы двигаться вперед», — сказал Шёнборн, отметив, что конференции европейских епископов, например, никогда не могли высказаться единым голосом по вопросу миграции, «и это печально».

«Политики не способны этого сделать, они не знают, как это сделать, а мы, Католическая Церковь, неспособны прийти к общей позиции», — сказал он, а также подчеркнул необходимость налаживания более тесных связей с восточно-католическими церквями, «имеющими древнюю традицию синодальности, укорененную в Литургии».

Агиар Ретес рассказал о своем собственном синодальном процессе в Мексике, заявив, что после пандемии COVID-19 там запустили местный синодальный процесс слушания и диалога с 426 приходами епархии и начинают оценивать результаты.

«Мы будем делиться этим, чтобы отвечать и реагировать на потребности, существующие в нашем обществе», — сказал мексиканский прелат, отметив, что такой подход, заключающийся в объединении всех и выслушивании всех их голосов, имеет важное значение, в противном случае «мы станем небольшими группами верующих католиков, что, к сожалению, происходит в некоторых странах».

На вопрос, будет ли синодальная дискуссия в этом месяце и реализация соборности рассматриваться на следующем конклаве и каким образом, Агиар Ретес ответил, что «если мы реализуем на практике то, что мы определили здесь, то, что мы обсудили и испытали, я думаю, что там это путь будет перед нами».

«Если мы не сделаем этого, если мы просто будем слушать и не заниматься повседневной жизнью со своими обязанностями, ничего не произойдет. На самом деле все зависит от нас и от того, что мы будем делать, когда вернемся в нашу епархию, когда мы реализуем на практике то, о чем говорили, чего мы ожидаем как Церковь в будущем», – сказал кардинал Ретес.

Что касается рабочего метода Синода по слушанию, размышлению и диалогу, кардинал Шёнборн сказал, что это было полезно, и вспомнил разговор о синодальности с американским экономистом Джеффри Саксом, который является членом Папской академии социальных наук.

В этом разговоре, по словам Шёнборна, Сакс признался, что «если бы только Совет Безопасности ООН сделал это, принял бы этот метод, тогда, возможно, у нас было бы немного больше мира во всем мире», поскольку все приходят в Совет Безопасности со своей частной повесткой дня и инструкциями своего правительства.

По словам кардинала Шёнборна, точка зрения Сакса заключалась в том, что «они все говорят свое, и обмена не существует». «Как мы можем двигаться вперед, идти дальше без такой методологии, которую вы приняли?», - вопросил Сакс. Этот метод, по его словам, «явно правильный, и он также необходим».

Мария Ригон сказала, что ей нравится эта методология, и она оценила ее, «потому что у каждого была возможность поделиться и быть услышанным, выслушать». «Каждый мог высказать свое мнение, каждого выслушивали с уважением, мы все могли молиться о том, что слышали и чем делились, и мы могли выражать свое мнение. Я думаю, это очень конструктивно», - считает монахиня.

Отвечая на вопрос о тех, кто ставит под сомнение законность Синода, поскольку он был открыт для мирян в качестве делегатов, и утверждает, что это больше не «Синод епископов», Шёнборн ответил: «Я не вижу проблемы». «Он остается епископским синодом с реальным участием не-епископов, но это реальное участие», — сказал кардинал, отметив, что Синод был создан Папой Павлом VI как «консультативный орган для осуществления папского служения», и что этот аспект «нисколько не уменьшает ширину голосов».

«Всякий раз, когда мы голосовали на Синоде, мы голосовали за то, что считаем важным для рассмотрения святым отцом, для рассмотрения этого в своем учительстве, коллегиально с епископами, в общении со всей Церковью и, главным образом, в общении с верой Церкви, которая не была изобретена ни Папой, ни Синодом, и которая представляет собой веру апостолов, которую мы все разделяем», — сказал Кристоф Шёнборн.

Кардинал Шёнборн сказал, что характер Синода не изменился, а скорее был «расширен», и что на Синодах всегда присутствовали эксперты-миряне. Их более формальный вклад, по его словам, был «очень положительным опытом».

https://sedmitza.ru/text/10319540.html