Кардинал Каспер «очень обеспокоен» «Синодальным путем» Католической Церкви в Германии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Кардинал Каспер «очень обеспокоен» «Синодальным путем» Католической Церкви в Германии
88-летний немецкий кардинал заявил об этом в интервью «Passauer Bistumsblatt»

ПАССАУ, Германия. Как сообщает информационное агентство CNA, кардинал Вальтер Каспер, влиятельный католический богослов, которого считают близким к Папе Франциску, сказал, что он «очень обеспокоен» неоднозначным «Синодальным путем» Германской Католической Церкви.

Кардинал Вальтер Каспер сказал 8 июня в интервью Passauer Bistumsblatt, что надеется, что «молитвы верных католиков могут послужить исправлению».

88-летний немецкий кардинал заявил: «Я еще не оставил надежды, что молитвы многих верных католиков помогут направить Синодальный путь в Германии по католическим рельсам».

«Синодальный путь» — это многолетний процесс, объединяющий епископов и мирян для обсуждения четырех основных тем: способ осуществления власти в Церкви; сексуальная мораль; священство; роль женщин в Церкви.

Первоначально немецкие епископы заявили, что процесс завершится серией «обязательных» голосований, что вызвало опасения в Ватикане относительно того, что резолюции могут бросить вызов учению и дисциплине Католической Церкви.

Кардинал Каспер сказал в интервью еженедельной газете епархии Пассау на юго-востоке Германии, что организаторам «Синодального пути» следовало бы уделить больше внимания письму Папы Франциска Католической Церкви в Германии в 2019 году. В письме Папа предостерег немецких католиков не поддаваться определенному «искушению».

Папа Франциск писал: «В основе этого искушения лежит вера в то, что лучший ответ на множество существующих проблем и недостатков — это реорганизовать вещи, изменить их и собрать вместе, чтобы навести порядок и облегчить церковную жизнь, адаптируя ее к текущей логике или логике конкретной группы».

Кардинал Каспер задается вопросом: «Почему «Синодальный путь» не воспринял письмо Папы Франциска более серьезно и, как и положено синоду, не рассмотрел критические вопросы в свете Евангелия?»

Кардинал, который занимал пост президента Папского совета по содействию христианскому единству с 2001 по 2010 год, также прокомментировал высокий авторитет «Синодального пути», усваиваемый ему в средствах массовой информации.

«Это действительно не создает хорошего общественного имиджа, — сказал он. — Я очень волнуюсь, но осторожно высказываю окончательное общее суждение».

CNA Deutsch, немецкоязычный информационный партнер CNA, сообщает, что Каспер отметил, что громкие индивидуальные голоса и группы доминировали в публичных обсуждениях.

«Вначале, возможно, было хорошо дать возможность высказаться различным мнениям, не подвергаясь фильтрации. Но я не могу себе представить, что такие требования, как отмена безбрачия и рукоположение женщин в священники, могут в конечном итоге найти две трети епископских конференций или командного консенсуса во Вселенской Церкви», — сказал он.

Кардинал критиковал не только содержание «Синодального пути», но и его структуру, утверждая, что ему мешает «врожденный порок». Он сказал, что процесс шел «на слабых ногах».

«Это не синод и не просто диалог, — прокомментировал он. — Вначале это процесс диалога, затем слово имеет епископская конференция и, наконец, что касается вселенских требований Церкви, настает очередь Папы». «Более того, каждый епископ волен принимать все, что считает нужным в своей епархии. Ввиду очевидных разногласий между немецкими епископами трудно представить, как все это можно свести к общему знаменателю», — считает кардинал.

Богослов, служивший епископом — главой Роттенбург-Штутгартского диоцеза с 1989 по 1999 год, сказал, что обновление может произойти «только благодаря внутреннему росту веры, надежды и любви».

В интервью Каспер также заявил, что в Немецкой Церкви существует серьезная проблема с катехизацией. «Когда я вижу, что происходит в римских приходах и в Соединенных Штатах, и в совершенно иных условиях в Африке, где происходит катехизация, тогда мы являемся зоной катехизации», — сказал он.

«Я не имею в виду религиозное обучение в школах, которое в современных школьных условиях обычно не может быть катехизацией. Я имею в виду катехизацию в приходе по случаю крещения, первой исповеди, первого причастия и конфирмации, подготовки к браку и семейной катехизации», — отметил кардинал.

«В тех местах, где это делается хорошо, молодежь, молодые семьи с детьми, которых в Германии часто можно пересчитать по пальцам одной руки, можно встретить на воскресных службах», — сказал Каспер.

Комментируя недавнее приглашение Ватикана всем католическим епархиям принять участие в предстоящем синоде по проблеме синодальности, Каспер подчеркнул, что нельзя «заново изобретать Церковь», а скорее следует способствовать ее «обновлению в Святом Духе».

Кардинал сказал: «Синоды — это не парламент, не «бумажная фабрика», которая составляет длинные бумаги, которые вряд ли кто-то читает после, ни церковный полк, который говорит, куда идти».

«Синоды — это собрания, на которых в кризисных ситуациях епископ, его пресвитеры и верующие вместе смотрят на знамения времени, смотрят на Евангелие и слушают, что Святой Дух говорит общинам в молитве и в обмен на друг друга», — сообщил кардинал Каспер. Он добавил: «Если — как сформулировал [Второй Ватиканский] Собор — наступит «уникальная гармония» между лидерами и верующими, то это знак Святого Духа, что мы на правильном пути».

Папа Франциск выразил свое одобрение кардиналу вскоре после его избрания в 2013 году. Выступая в первое воскресенье после своего избрания, он похвалил книгу германского теолога «Милосердие: сущность Евангелия и ключ к христианской жизни». Папа пригласил Каспера выступить перед консисторией кардиналов в 2014 году по вопросу о допуске разведенных и вступивших в гражданский брак католиков к Святому Причастию при определенных обстоятельствах.

Вмешательство кардинала повлияло на последующие дебаты на семейных синодах 2014 и 2015 годов, которые привели к публикации в 2016 году Amoris laetitia, апостольского наставления Папы Франциска о любви в семье.

В интервью Passauer Bistumsblatt кардинал Каспер объяснил свой подход к христианам-некатоликам, стремящимся к причастию в католических церквях — актуальной проблеме в немецких церковных кругах. Кардинал сказал, что он никогда не отказывал людям «из уважения к решениям личной совести отдельных христиан».

«В настоящее время это стало довольно распространенной пастырской практикой в ​​Германии, которую епископы широко терпят. Это не идеально, но вы можете и должны пока жить с этим», — сказал бывший глава экуменического ведомства Ватикана.

Тем не менее, Каспер выразил оговорки по поводу спорного предложения о «евхаристической трапезе» между католиками и протестантами в Германии. Это предложение было сделано Экуменической исследовательской группой протестантских и католических богословов (ÖAK) в документе 2019 года, озаглавленном «Вместе за столом Господним». Кардинал охарактеризовал этот текст, который вызвал вмешательство Ватикана, в первую очередь как «академический документ» и раскритиковал его практическое применение на Экуменическом церковном конгрессе во Франкфурте в прошлом месяце.

https://www.sedmitza.ru/text/10008108.html