КАРАНТИН: КАК СОХРАНИТЬ ОБЩНОСТЬ СОБОРНОСТИ В ЭПОХУ РАЗОБЩЕННОСТИ?
«…Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
В связи с эпидемией и, как следствие, карантином обострилась некая тема, о которой хочется поговорить уже давно…
В психологии есть такая схема профессий человека: «человек–человек», «человек–предмет», «человек–техника», «человек–животное». Так вот не может не пугать тот факт, что постепенно исчезает, истончается сфера «человек–человек» и все более на первый план выходит «человек–техника» и «человек–предмет».
Мы видим, что сегодня пытаются исключить человеческий фактор из системы образования. Вместо учителя, педагога, воспитателя появляется некая безликая, почти техническая формулировка: «лицо, которое передает информацию». Причем в дальнейшем слово «лицо» можно вполне заменить на «машину (устройство), которое передает информацию». Сегодня, в период коронавируса, внедряется метод дистанционного обучения: по вайберу, скайпу, «Твиттеру», «Фейсбуку» и пр. Вспоминаются слова одного преподавателя, сказавшего, что заочно поучиться то же самое, что заочно пообедать, ведь ребенок впитывает не столько наши слова, но саму нашу жизнь во всей ее целостности – слова, поступки и даже запахи, движения, микровыражения лица, отблеск в глазах, которые, как известно, зеркало души. Есть опасность всего этого современного ребенка лишить, отдав его на воспитание запрограммированной машине, чтобы получить, конечно, в результате такого воспитания «живую запрограммированную машину». Не приведет ли это к страшным результатам в будущем?
Хочется несколько слов сказать о православной аскетике, отношениях «духовник–чадо» или «старец–ученик». Вот где подлинное образование. Ведь образование – это не ковыряние в интеллектуально-техническом пепле. Это передача пламени души. Учитель должен быть не лицом, передающим информацию, но пламенеющим серафимом, если хотите.
Теперь же мы видим, как в ситуации с пандемией происходит следующая подмена ценностей – уже религиозных. Из Церкви пытаются исключить одно из главных Ее качеств, записанных в догматах Символа веры – Ее Соборность. Людям предлагают привыкнуть к некоей «виртуальной церкви»: не надо ходить в храм, кушай и слушай молитву, чисть картошку и смотри Литургию.
Но ведь Церковь, богослужение, храм, как материальная форма Церкви – это отделенность от мира. Латинское слово altus обозначает «высокий». Образами Церкви в Священном Писании являются и гора, на которую святой пророк Моисей взошел помолиться и говорить с Богом, и гора Фавор, где произошло Преображение Господне, и смоковница, на которую взобрался Закхей, чтобы увидеть Спасителя. И увидел! И был помилован Богом.
Соборное богослужение уставное церковное – это беседа с Господом, которую не может заменить домашняя молитва. Только в редких исключительных случаях это возможно.
Даже чисто психически человек должен отделиться от мира, чтобы начать разговор со своим Создателем. Но «виртуальная церковь» – путь в никуда, потому что этот метод пытается смешать Церковь и мир, стремится налить в чистую живую воду небесного родника грязь повседневности. В духовном отношении, конечно, это тупиковый путь. Путь к атеизму. Сначала во время трансляции Литургии человек будет мыть голову, кушать и чистить картошку, потом выведет богослужение на периферию своего внимания, как радио. Типа едешь в маршрутке и слышишь некий тихий музыкальный фон, ни к чему не обязывающий. Позже есть большая опасность и вовсе выключить трансляцию богослужения за ненадобностью, потому что человек перестал делать над собой аскетическое усилие и отделяться от мира, чтобы войти в молитву – в общение с Богом.
Не станет ли и после карантина «виртуальная церковь» привычкой, которая в меркантильном отношении будет более удобной, чем посещение храма, общение с живыми людьми? Заказать «онлайн-свечу». Или подать «электронную записку»? Или поисповедоваться по скайпу? Или, не дай Бог, заказать причастие онлайн? Не придет ли человечество к этому? Не является ли поиск новых технических форм попыткой разрушения принципа соборности Церкви? Не будут ли они шагом к очередному, уже более серьезному буму бездуховности и атеизма?
Ведь на сегодняшний день Церковь – это, пожалуй, единственный институт, который соборно объединят людей, объединяет в этом мире цифровых технологий, все более разобщающих людей, погружающих их сознание в выдуманный иллюзорный мир, которого на самом деле не существует.
Нужно ли пытаться терять этот якорь, этот надежный фундамент в зыбком мире шквального информационного торнадо?
Синай в квартире не поместится, Фавор тоже, а если срубить свою личную смоковницу (к примеру, не ходить в храм), то на ней уже не поднимешься вверх и не увидишь Христа.
«…Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Иерей Андрей Чиженко
https://pravlife.org/ru/content/karantin-kak-sohranit-obshchnost-soborno...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии