Канон: правило. Толковый словарь с Юрием Пущаевым

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово «канон» в церковном контексте может означать разное: это и определенный вид церковной поэзии-гимна, и Библейский канон – книги Священного Писания, признаваемые Церковью богодухновенными (канонические). Есть Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Канон евхаристический – это главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. Однако самое общее значение этого слова состоит в следующем. Церковными канонами называются основные церковные правила, которые определяют порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, правила поведения христиан, церковную дисциплину) согласно духу и началам Нового Завета.

Слово это тоже пришло из древнегреческого языка. Там κανν (kanōn) первоначально означало брусок или палку, например, внутренние прутья щита, служившие его основой или рукоятью. Также его особым, специальным значением был отвес, линейка или прямая палка вообще, применяемая в строительстве, для проведения прямых линий или для проверки прямизны какой-либо линии. Отсюда и произошло значение «канона» как нормы или правила, образца, в том числе у церковных писателей: правило вообще (Климент Римский), правило веры (Климент Александрийский), правило Собора (Василий Великий), собрание богодухновенных книг (Афанасий Великий) и др.

Правда, и общецерковные каноны бывают разные. Одни приняты Вселенскими соборами, и в основном являются неизменными и нерушимыми, потому что указывают правильный путь для Церкви и ее членов. Ведь Вселенские Соборы – это и есть полновесный, непогрешимый голос Церкви. VII Вселенским Собором было дополнительно провозглашено «более торжественным образом господствующее в церковном сознании глубочайшее убеждение касательно природы и характера божественных и святых канонов Церкви как плодов Всесвятого Духа».

Такие каноны постоянны, в отличие от иных правил, принятых поместными соборами разных Поместных Православных Церквей или установленных тем или иным Отцом Церкви. В последних может быть и некоторый временный элемент, продиктованный теми или иными конкретными обстоятельствами или соображениями. Относительно них уже не может быть полной уверенности в их универсальности, поэтому с течением времени они могут в каких-то отношениях и меняться.

Но вообще у слова «канон», если учитывать его греческую этимологию и смысл, получается интересная перекличка с русским словом «лукавый», которым обозначают что-то злое, нехорошее, иногда даже персонально дьявола или черта. Канон – это норма или образец в смысле правила, когда что-либо исполняется по прямому, правильному пути. В то же время прилагательное «лукавый» образовано от луки в смысле изгиба реки или седла, вообще какой-то кривой линии. Лукавый или лукавое ходит кривыми, блуждающими, неправильными путями, в отличии от путей прямых, то есть, канонических.

http://www.foma.ru/kanon-pravilo.html