Кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года: «Это была большая государственная афера»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Представители РПЦ рассказали о сути этой кампании и памятных мероприятиях в год ее столетия

Москва, 26 февраля, Благовест-инфо. Кампания по изъятию церковных ценностей на нужды голодающих в 1922 году в России была «большой государственной аферой», цель которой сводилась к разгрому Русской Церкви, а вовсе не к реальной помощи голодающим. О развенчании исторических мифов, о подлинной сути этих событий, о подвигах новомучеников и исповедников при изъятии церковных ценностей, а также о памятных мероприятиях в год столетия этой кампании рассказали участники пресс-конференции, которая состоялась 24 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Вначале организаторы напомнили, что кампания по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года вызвала многочисленные случаи кровавых столкновений. По этим событиям состоялся ряд судебных процессов, в ходе которых несколько сот человек, в основном священнослужители и монахи, оказались на скамье подсудимых. В отношении многих были вынесены смертные приговоры. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла намечен ряд памятных мероприятий, посвященных этой странице истории. Отправной точкой для них будет 28 февраля – в этот день Патриарх Тихон обратился к духовенству и верующим с посланием по поводу изъятия церковных ценностей.

Накануне, 27 февраля, во всех кафедральных храмах епархий РПЦ состоятся торжественные памятные богослужения и будет зачитано специальное обращение Патриарха Кирилла по этому поводу. Об этом сообщил ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Кирилл Каледа. «Стоит внимательно послушать это послание, оно актуально в связи с сегодняшними событиями», – добавил он. По его словам, Патриарх благословил проведение целого ряда церковных и церковно-общественных мероприятий, посвященных кампании 1922 года.

Памятные богослужения будут совершаться 13 мая в Шуе, где были жестоко расстреляны верующие, выступившие в защиту Церкви и священнослужителей, 26–29 мая – в Москве в память о новомучениках, которые пострадали в столице, 13 августа – в Петербурге в память о священномученике митрополите Петроградском Вениамине. Во всех храмах, где служили новомученики, пострадавшие в ходе изъятия церковных ценностей, тоже будут совершаться богослужения и устанавливаться памятные знаки. Научную конференцию организует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). Кирилл Каледа подчеркнул, что важно рассказывать о сути этой кампании и ее последствиях в светских СМИ и школах.

Зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ РПЦ Вахтанг Кипшидзе считает, что тема нынешних памятных мероприятий – это «важное напоминание о том, к чему может привести создание общественных нестроений, ненависть, которая разжигается на почве принадлежности к социальным классам, которая основывается на различиях между верующими и неверующими, и о том, что эта ненависть рано или поздно приводит к страданиям невинных людей, к убийству братьев по вере». Говоря о сути антицерковной кампании 1922 года, он отметил, что голод стал поводом, который безбожная власть использовала «для тотального наступления на церковь». «Мы вспоминаем не то, сколько ценностей изъяли, сколько храмов разрушили, а то, к чему приводит ненависть к собратьям. Она появилась не в феврале 1922 года, а задолго, за несколько десятилетий до октябрьского переворота, и привела общество к такому состоянию, когда многие люди оказались готовы к бесчеловечным преступлениям…» – сказал Кипшидзе и призвал «вспоминать и анализировать» события столетней давности.

Член-корреспондент РАН, научный руководитель Государственного архива РФ (ГАРФ) Сергей Мироненко подтвердил: архивные документы, которые исследователи открывают за последние 30 лет, не оставляют сомнений в том, что советская власть посредством этой кампании поставила своей задачей «уничтожить церковь вообще», поскольку «коммунистическая идеология не терпела конкурентов». Об этом надо рассказывать, устраивать передвижные выставки об изъятии церковных ценностей, демонстрируя документы и тем самым развенчивая мифы и необоснованные мнения – например, о том, что Сталин возродил РПЦ. Но ведь под всеми расстрельными приговорами священнослужителям и епископам есть его подписи, наряду с Лениным и Троцким, напомнил историк. По его словам, «до сих пор не решен вопрос – а куда пошли эти ценности?»

Ответ на этот вопрос теперь знает кандидат философских наук, научный сотрудник ПСТГУ священник Сергий Иванов. Он поделился результатами масштабного исследования, проведенного в ПСТГУ. На основе документов и материалов ведомств, которые руководили кампанией по изъятию церковных ценностей и распределяли их, и непосредственных участников этих событий был сделан вывод о том, что «ни одной копейки из изъятых церковных ценностей не было потрачено на голодающих». Он пояснил, что в период борьбы с голодом все эти ценности находились в Гохране и других хранилищах, за короткое время их невозможно было перелить в слитки, продать за рубежом, тем более что спроса на церковное серебро не было ни за границей, ни на внутреннем рынке. Только в 1923–1925 годах их удалось частично реализовать, большая же часть церковного серебра пошла на производство монет. Священник отметил, что судьба ценностей решалась в межведомственных интригах и с помощью «двойной бухгалтерии», а иконы, которые тоже изымали десятками тысяч, госорганы продавали хозяйственным организациям просто как доски, из которых делали двери, туалеты, коробки и т.д.

«Мифическая реализация» изъятых ценностей «еле окупила саму эту кампанию», которая была «большой государственной аферой», а ее цель – разгром Русской Церкви, подытожил о. Сергий. Он настаивает на необходимости дальнейшего изучения документов об этих исторических событиях.

Директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый подтвердил, что речь идет преступлении – в 1922 году руководство ВКПБ «развязывает настоящий террор против церкви»: колоссальные потери среди епископата, священнослужителей и мирян сопоставимы с теми, которые церковь понесла в годы гражданской войны. По его словам, церковь должна знать своих настоящих героев – тех верующих, которые «шли за свои принципы на смерть». «Это гражданское противостояние не должно быть забыто. Но на фоне приближающегося столетия кампании по изъятию церковных ценностей надо собрать церковную память воедино. Это и повод для диалога с обществом, потому что касалось не только верующих. У церкви должна быть возможность давать моральные оценки действиям власти», – отметил Гарькавый.

Юлия Зайцева

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=99116