КАМЕНИСТАЯ ПОЧВА ЭТО… Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: www.mountain.ru
Фото: www.mountain.ru

В евангельской притче о сеятеле каменная почва являет образ души человека, который с радостью принимает слово Божие, но не выдерживает скорбей и гонений (см. Мф. 13, 20–21), которые неминуемо встречаются на духовном пути.

Один молодой человек — православный волонтер, рассказывал, как посещал детей в детском доме. Вместе они читали Евангелие, размышляли над прочитанным. И однажды его слушатели-подростки так воодушевились словами Иисуса Христа, что захотели не только говорить о Нем, но и приобщиться Господу в таинстве Евхаристии. Юноша объяснил им правила для причащающихся. Когда дети узнали, что причастие совершается натощак и ради него надо будет пропустить завтрак, некоторые из них отказались от своего намерения. Прием пищи для них оказался предпочтительнее приобщения Богу. Вот так нередко бывает: зацепилось за каменистую почву семечко и легко взошло, но припекла жара, и живой росток увял (ср. Мф. 13, 5—6).

Слово Божие призывает к самоотречению, без которого невозможно достичь духовного совершенства, наследовать вечную жизнь. Человек же заваливает почву своего сердца камнями самости: саможалением, самоволием, привычкой ценить свое «я», свой комфорт и тому подобное. Потому-то усилия Господа прорасти в сердце человека дают чахлые всходы маловерия. Когда же наступают искушения — те трудности и препятствия, которые испытывают веру, эти слабые ростки гибнут, обращаются в прах отчаяния и отрицания благости Божией.

Искушения могут быть разного рода. Женщина болела раком, и ее сын усиленно молился, чтобы она выздоровела. Но она умерла, и он «разочаровался» в Боге и сказал: «Я просил, а Ты не сделал по-моему, не уберег маму». Грустно, но он ушел из Церкви, не преодолел испытания скорбью от потери родного человека. Испытание, бесспорно, тяжелое. Но выше сил Господь их нам не дает. Каждое посылаемое испытание направлено на укрепление веры человека, через них открываются нам тайны духовного мира.

Так было с праотцем Авраамом, праведным Иовом, пророком Даниилом и другими ветхозаветными праведниками. Об этом писали апостолы, которые и сами терпели скорби. Это подтверждает и подвиг мучеников, и аскетическая жизнь святых отцов. Человек, перенося испытания, становится ближе Христу, Который Сам претерпел страдания в дни земной жизни. И через это христианин внутренне окрыляется надеждой воскресения. Так в скорби и гонении человеку открываются более глубокие процессы в самом себе и в его отношении к Богу.

Неискушенная добродетель собственно добродетелью еще не является. Она остается на поверхности сознания, пока не усвоена через подвиг терпения, преодоления соблазнов, внутренней борьбы, а главное – победы над греховными прилогами. Если по рекомендации врачей из рациона исключены мясные продукты, это не означает, что человек постник. Доброе дело, зарождаясь внутри человека, проявляется как внутренняя уверенность в истинности каждого слова Божия. Без порождаемого в искушениях внутреннего исповедничества нет настоящей веры.

Стоит еще раз напомнить, что благо, которое посылает Господь, не всегда воспринимается нами как добро в нашей временной жизни. Оно таково в вечности. Неслучайно святые отцы предупреждают о том, что человека, испытывающего большую скорбь или предсмертные страдания, подстерегает опасность охлаждения, сомнения в том, что Бог истинно есть Любовь (см. 1 Ин. 4, 8) и все делает или попускает ради блага человека. В борьбе с такими искушениями надо опираться на совершенное доверие Богу и молиться о своем духовном укреплении. С какой бы очевидностью мы ни представляли, что для нас хорошо, а что плохо, Господь знает это лучше нас.

Из-за окамененности наших сердец многие утверждения подвижников звучат для нас парадоксально. Преподобный старец Паисий Святогорец восклицал: «О, если бы все люди поступали со мной несправедливо!.. самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости». Это слова духовной мудрости, приобретенной опытом совершенного самоотвержения и полной надежды на Господа, которые, подобно садовой мотыге, разбивают комья нашей самости. Это результат всецелого предания себя в руки Божии.

Христос научил нас молиться: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10). И мы, ежедневно произнося эти слова, должны быть готовы воспринять любую волю Божию, а не требовать исполнения своей воли. Человек может постараться сделать все, что в его силах, чтобы исправить ситуацию. Но если уж Господь не дает желаемого результата, несмотря на все предпринятые усилия, надо смириться перед Богом и не требовать от Него выполнения своего желания во что бы то ни стало.

В какой-то момент своей жизни или на протяжении длительного ее периода мы можем испытывать и горячую веру, и решимость оставаться верными Христу до смерти. Но необходимо умягчение почвы своего сердца подвигами самоотречения и всецелого доверия Господу, чтобы слово Божие принесло в нас плод вечной жизни.

Источник: Вечерняя Москва