Календарная реформа и начало старостильного раскола в Румынии. Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Календарная реформа в Румынской Церкви, проведенная в запланированный день, была совершенно адекватно воспринята подавляющим большинством румынского народа и духовенства. Однако за пределами Румынии, на Святой Горе Афон, уже разворачивал свою пропагандистскую прораскольническую деятельность святогорский иеромонах румынского происхождения Арсений (Коттеа), насельник скита Проватос. С первых дней перехода Константинопольского Патриархата и ЭлладскоИеромонах Арсений (Коттеа)й Церкви на новоюлианский календарь (март 1924 г.) на Афоне возник «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερός Συνδεσμόσ τω̃ν Ζηλωτω̃ν Μοναχω̃ν»), состоявший из оппозиционно настроенного иночества, который призывал не поминать за богослужением имя Вселенского патриарха . Во главе афонского сопротивления стояли иеромонахи Арсений (Коттеа) и Матфей (Карпафакис). Они покинули пределы Святой Горы и всецело предались пропаганде старостильнических идей на территории Греции. Для успеха своей проповеди иеромонах Арсений изменил свою фамилию с Коттеа (Cottea) на Коттеас (Κοττέας), всюду представляясь греком из Лаконии . Об интеллектуальном уровне и богословской просвещенности данного схизматика красноречиво свидетельствуют его заявления о том, что юлианский календарь является источником христианских догматов . В протоколах заседания Постоянного Священного Синода Элладской Церкви от 23 мая 1925 г. Коттеас назван «безблагодатным чужеземным монахом». Представителями же румынского посольства в Греции иеромонах Арсений был преследуем и воспринимался как вызывающий отвращение бродяга.

Таким образом, ко времени проведения Румынской Православной Церковью календарной реформы, в Греции уже приобретал опыт старостильнического сопротивления безграмотный, но весьма активный монах-проповедник. Вернувшись в Румынию, Арсений (Коттеас) предпринял попытку ведения пропагандистской деятельности в родном отечестве. Для простодушного православного населения авторитет афонского иночества всегда оставался незыблемым, что позволило иеромонаху Арсению достаточно успешно вносить смущение в сердца простодушных румын. Несмотря на то, что раскольник-святогорец вскоре был выдворен правительством из страны, его идеализированный образ надолго стал неизменной составляющей проповедей румынских старостильников.

Второй заметной фигурой, стоявшей у истоков старокалендарной схизмы в Румынской Православной Церкви, был иеромонах Гликерий (Тэнасе). С его именем связана вся дальнейшая история возникновения, развития и внешней организации раскола.


Источник: Анти-Раскол