Какой правды мы должны искать?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Жажда

Четвёртая заповедь блаженства вызывает не меньше вопросов, чем предыдущие. Значит ли она, что нужно быть предельно честными? Если нет, то о какой правде в ней говорится? Чему мы можем научиться у апостолов? Что делать, если человек ничего не алчет и не жаждет? Помогает разобраться протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»

О какой правде речь?

Ключевое слово в этой заповеди — «правда». Часто доводится слышать, что правда у каждого своя. Думаю, именно это имел в виду Пилат, когда спросил Христа на суде: «Что есть истина?» В этом вопросе он выразил мысль, что истины нет, и каждый придерживается своих взглядов. В жизни нередко встречаются поборники правды — люди, которые везде её ищут, этакие унтеры Пришибеевы, которых очень хорошо в своё время описал Чехов. Однако назвать их алчущими и жаждущими правды нельзя, потому что в заповеди говорится совсем о другой правде — духовной. Что же она такое?

Что такое духовная правда?

Для нас, православных христиан, духовная правда личностна, а не абстрактна, и нам нужно прийти к ней. Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). То есть наша правда — это Христос, алчущие и жаждущие её — люди, которые желают насытиться Им, ищут с Ним общения. Для этого они многое меняют в своей жизни. Очень хорошо об этом сказал апостол Павел, с которым однажды произошла величайшая метаморфоза: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:7-9).

Христианство — это не клуб по интересам

Когда человек ищет земную правду, он основывается на законе справедливости, законе государства — и по этой правде судит о том мире, в котором находится, выстраивает отношения. Но есть правда, которая выше — Божественная правда, та мудрость, которая «нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Её принёс Господь. Принёс и возвестил нам Божественную истину о том, как мы должны строить отношения с Ним, с ближними, с самими собой.

Мы должны всю свою жизнь строить вокруг Христа — чтобы даже распорядок дня был христоцентричен, чтобы в основе всего был Христос. И здесь уже, как пишет апостол Павел, праведность происходит не от закона, а от веры. Если мы говорим о справедливости, которая необходима в мире, то Господь в заповедях блаженства — всех! — принёс нам другой закон: закон любви, который выше закона справедливости и всех человеческих законов. По этому закону Господь выстраивает отношения между Собой и нами.

Мы призваны к праведности, которая не может быть увлечением или хобби. Нельзя сказать: «С двух до пяти я христианин». У человека, жаждущего правды, не может выключиться эта жажда. Христианство — это не клуб по интересам, это жизнь во Христе, как учил апостол Пётр: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Петр. 3:15).

Как сделать мир лучше?

Некоторые люди воспринимают заповеди блаженства как что-то отвлечённое: да, они хорошие и красивые, но это не Синайское законодательство, где чётко и ясно сказано, как не надо. Да, здесь всё иначе и вызывает вопросы. Христос говорит: «Блаженны алчущие», — но нужно ли мне быть этим алчущим? А если я не испытываю этой жажды, или испытываю, но могу и обойтись без правды?

В связи с этим мне вспоминается святитель Иоанн Златоуст, который спрашивал у христиан, способны ли они рассказать о своей вере. Сможем ли мы, верующие люди, объяснить, что написано в Евангелии и тем более — пережить всё это? А ведь это наша обязанность! Апостол Пётр писал: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15). Если мы не можем рассказать о том, что Христос воскрес, не знаем, чему Он учил, надо с этим что-то делать.

Надо разжигать в себе жажду в Христе, стремление к Истине, и насыщать их здесь, на земле. Ведь Христос среди нас! Он в таинствах, в Священном Писании, в Священном Предании, везде встречает и насыщает Своей Божественной истиной. Насытившись ей, мы, как святые апостолы или жёны-мироносицы, передаём её следующим поколениям, и сама наша жизнь свидетельствует о нашей вере и нашей принадлежности у Церкви. И когда, по словам апостола, слово Христово вселяется в нас, мы способны и окружающий мир сделать лучше. Об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Жаждать и искать Бога — наша насущная обязанность

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» — это не просто слова, но руководство к действию, облечённое в мягкую форму любви. Господь предлагает нам пройти этот путь, и мы не должны пренебрегать Его призывом. Повторю: нужно подогревать в себе жажду общения с Господом Богом. Когда мы ощутим насыщение, то ещё больше будем желать его. Будем стремиться ко Христу, Который просвещает каждого человека, приходящего в этот мир, всех труждающихся и обремененных — потому что Он нас любит! Он пострадал ради нас и воскрес ради нас — не каких-то абстрактных или вымышленных людей, а нас с вами. Он сделал нас бессмертными — для того, чтобы мы пребывали с Ним. Жаждать и искать Его — наша насущная обязанность, но Господь хочет, чтобы мы это делали с любовью. Он нас любит, и потому ждёт, что жажду в Нём мы проявим через любовь, а не по принуждению.

Что делать, если я не жажду правды?

Тот, кто стал на путь веры, уже жаждет. Для верующего человека Христос — это аксиома, Правда и Истина в последней инстанции. Его истина универсальна. Она не разъединяет, а объединяет людей. Если человек в этом усомнился или не ощущает жажды поиска Христа — ничего, нужно немного подождать, главное — оставаться в этой обойме. Бывает, что через годы приходит охлаждение или случаются какие-то трудности, но это нужно для того, чтобы человек рос в вере. Да, порой мы должны показать, как боремся и преодолеваем — но не стоит забывать притчу о том, как в минуты испытаний Господь несёт нас на руках.

Внутренние настроения христианина не могут быть всегда одними и теми же. У нас будут и взлёты, и падения, и пламенная жертвенная любовь, и приступы эгоизма. Мы можем испытывать и гнев, и ропот, и уныние, и многое другое. Это трудности, через которые мы, воины Христовы, должны пройти. Если человек жаждет Христа, видит и чувствует, что Он — единственный, благодаря Кому можно спастись в этом мире, то всё несущественное пройдёт. Господь кого «предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Главное — не сходить с этого пути, оставаться в нашей Церкви, ведь она — «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Подготовила Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kakoy-pravdy-my-dolzhny-iskat/