КАКОЙ МОМЕНТ В ЛИТУРГИИ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Фото: Поисков.рф
Главным моментом Божественной литургии является пресуществление (преложение) Святых Даров – Тела и Крови Христовых. Это сердце Литургии, без которого она невозможна. Евхаристический канон фактически был установлен на Тайной Вечери Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Вспомним евангельские стихи: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).
Сегодня в Литургиях византийской богослужебной традиции святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого, которые служим мы, священнослужители Украинской Православной Церкви, евхаристический канон начинается с возглашения священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» и заканчивается возгласом: «И даждь нам единими усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Само слово «евхаристия» переводится с греческого языка как «благодарение» или «благодарственная жертва». До сих пор даже в современном греческом языке слово «спасибо» произносится как «евхаристо». Церковь дает верующему настрой очень глубокий и пронзительный. Мы должны трепетать перед неизмеримой любовью Всевышнего, Который отдал Свои Тело и Кровь для нашего спасения. Нам нужно благодарить Его за это. Ведь в сущности Святые Дары являются главным святым средством для спасения-обожения человека. Об этом свидетельствует нам сам Господь Иисус Христос: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56).
Поэтому очень важно приступать к Святому Причащению – этому главному средству, которое отверзает нам двери рая, ведь сам Господь в Таинстве Евхаристии соединяет с Собой человека по Своим Отеческим милосердию и любви!
Не будем же лишать себя, дорогие братья и сестры, этого благодатного средства ко спасению, этой драгоценной Святыни, которая освящает нас, как говорится в литургическом возгласе «Святая святым».
Каноном же Евхаристический канон назван так, потому что является четким структурированным незыблемым правилом, которое священнослужитель при совершении Литургии должен соблюдать неукоснительно. Слово «канон» переводится с греческого как «правило, норма, образец».
Синонимом словосочетания «Евхаристический канон» также является слово «анафора». В переводе с греческого оно обозначает «возношение», так как в одном из моментов анафоры происходит действительное возношение (поднятие вверх) дискоса с хлебом (просфорой) и Чашей с вином и водой, на которые через несколько минут снизойдет благодать Святого Духа, претворяющая их в Тело и Кровь Христовы. Вещество Таинства, так же, как и наши души в символическом духовном смысле, словно бы отделяются от всего прочего вещественного и материального и входят-возносятся в иной духовный мир, где на престоле восседает Царь славы – Бог-Свята Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Ему и слава во веки веков. Аминь!
https://pravlife.org/ru/content/kakoy-moment-v-liturgii-samyy-glavnyy
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии