Какой он — настоящий Русский святой? Марина Борисова
Откуда взялось утверждение «русский — значит православный»? И почему оно не имеет никакого отношения к национальности?
«Ты пленил мое тело, а не мою душу»
Святой Иоанн хоть и родился в Малороссии и сегодня, наверное, считался бы украинцем, зовется все-таки Русским. В 1712 году его забрали в рекруты, и в бесславном для петровской армии Прутском походе он вместе со множеством других русских солдат попал в турецкий плен. В Константинополе на невольничьем рынке его продали начальнику турецкой кавалерии, и тот увез его к себе в Каппадокию, в селение Прокопи.
Для начала всех пленников-христиан попытались насильно, под пытками, обратить в ислам. Многие не выдержали. Кроме того, в Османской империи это был единственный способ снова получить статус свободного человека. Но Иоанн выбрал другой путь. Согласно житию, он сказал своему хозяину: «Я пленник этой войны, и я — в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни».
Именно за сознательный выбор исповеднического пути Иоанна Русского особенно любят и почитают православные греки.
Яблоко с вырезанной сердцевиной
Оставшись рабом, он без ропота испил горькую чашу унижений и истязаний. Работал он в хлеву — чистил навоз, там же и спал, снося насмешки и побои, и тайком ходил к священнику-греку исповедоваться и причащаться.
Хозяин Иоанна не был изувером, это был правоверный мусульманин, который с годами понял, что в его доме живет праведник, и даже связал с этим свое собственное процветание. Он предлагал Иоанну перебраться жить в дом, но тот сам отказался — в хлеву по ночам он мог без помех молиться.
27 мая (9 июня по новому стилю) 1730 года, в день его кончины, к нему позволили прийти священнику, и тот, вложив Святые Дары в яблоко с вырезанной сердцевиной, успел его причастить. Хозяин сам передал его тело местным христианам, чтобы они похоронили его по своему обычаю при местной церкви. А через три года его нетленные мощи открыли и, положив в раку, перенесли в храм.
В конце 1898 года на средства русского Свято-Пантелеимонова афонского монастыря в Прокопи построили храм во имя святого праведного Иоанна Русского и перенесли его мощи туда. А когда в 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греки из Анатолии переехали на остров Эвбея, они забрали святыню с собой. По словам настоятеля церкви Иоанна Русского на Эвбее, 800 тысяч греков приезжают туда на поклонение, а в последние годы к ним добавились еще и тысячи паломников из России.
«Нет ни иудея, ни эллина»
В послании апостола Павла Галатам есть слова: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:28).
О чем это? О каком единстве? Ведь объединяться могут и те, кто ищет возможности властвовать над другими. А могут и те, кто «за все хорошее против всего плохого». Но разве об этом говорит апостол? Нет. Речь о том, что Христос разрушил преграду, которая стояла и до сих пор еще стоит между людьми, чуждыми Богу. Он разрушил преграду презрения, высокомерия, даже ненависти верующих в Бога к язычникам. Чем? Той Божественной любовью, которая безмерным потоком изливается на человечество со страшного Креста Христова. Эта любовь излилась в сердца всех без различия: иудеев, эллинов, мужчин, женщин, детей. И это единение во Христе всех народов — высшая форма единства.
На обложке фото (фрагмент) Олега Варова / patriarchia.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии