КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТУДЕНТАМ ИМЕЕТ МУЧЕНИЦА ТАТЬЯНА, ИЛИ КАК НЕ БОЯТЬСЯ СЕССИИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

То, что в любом ВУЗе нужно получать знания и лишь изредка валять дурака – ни для кого не секрет.  Как  превратить пугающую сессию в сказку? Для тех, кто действительно хочет учиться, – рассказывает старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе архимандрит Сильвестр (Стойчев), специально в день памяти св. мученицы Татьяны. 

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

– Почему святая мученица Татьяна покровительница студентов? И какое отношение к студентам она имеет на самом деле?

– Традиция праздновать День студента в день памяти святой мученицы Татьяны  связана с домовым храмом Московского университета. Этот храм был освящен в честь св. мученицы Татьяны по причине того, что указ об основании университета был подписан в день памяти этой святой. Таким образом, Татьянин день стал рассматриваться как День студенчества. Для других вузов такое учебное заведение, как Московский университет, было образцовым, поэтому уже к концу XIX века день памяти св. мученицы Татьяны стал рассматриваться как День студенчества.

– А чем православный студент и православное обучение отличаются от светских?

– Нужно понимать, что любой процесс обучения воспринимается в рамках православной традиции как форма подвижничества. Мы все призваны развивать в себе лучшие качества. Образование ставит перед собой задачу научить человека формировать в себе хорошие черты, а добрая натура вложена в него Богом, именно это и имеет отношение к христианской Церкви, основанной Господом и Богом Иисусом Христом. Не зря древние церковные писатели, например св. Иустин Философ, Климент Александрийский, считали, что источником любой доброй идеи является Бог библейского откровения. Если и было что-то положительное в языческой философии за рамками Божественного откровения, то все равно его источник Господь, потому что все доброе – от Него.

Любое образование, если оно не ставит перед собой задачу развивать гордыню, тщеславие, аморальные черты, внедрять идеи типа трансгуманизма, безусловно, может рассматриваться как христианское. Поэтому день св. мученицы Татьяны является Днем студента для всех учащихся вузов, которые соблюдают христианские традиции.

Святая мученица Татиана

– Этот день выходной в Академии?

– Нет. По традиции наш академический покровитель-святой – преподобный  Нестор Летописец. В дореволюционной Академии, кстати, домовой храм был освящен в честь апостола Иоанна Богослова, потому что он был первым в церковной традиции, именующимся Богословом, так как Богословие (слово о Боге) восходит к Евангелию, написанному святым апостолом Иоанном. Как известно, трое святых были удостоены именованием «Богослов», и святой Иоанн – первый из них.

– Как студенты Киевской духовной академии готовятся к экзаменам?  Обращаются к каким-то конкретным святым за помощью?

– Перед экзаменами все молятся! Часто от локального нахождения студента зависит, к какому святому он обращается в молитве за помощью. Например, в Лавре студенты идут к преподобным Киево-Печерским. Когда я учился в Московской духовной академии, ходил молиться перед экзаменами, естественно, к преподобному Сергию. Многие читают молитву тем святым, которых особо почитают, когда-то о чем-то их просили, прибегали к молитвенному заступничеству и получали просимое. Когда в какой-то ситуации требуется помощь и мы чувствуем, что наших ресурсов не хватает, то обращаемся к святым.

Для многих это Святитель Николай, святитель Спиридон Тримифунтский. Святые нового времени тоже очень почитаются многими нашими студентами, например преподобный Иона Киевский. Учащиеся прибегают к молитвам и преподобных Печерских, и тех святых, которых они особо почитают.

Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890

– С каким святым у Вас «сложились» особые отношения?

– Я всегда почитал преподобного Сергия Радонежского. Не только потому, что у меня долгие годы была возможность жить и учиться на месте его подвига, а так как образ этого святого преисполнен христианской простоты и кротости. Как написано в житиях, многие из тех, кто его видел, удивлялись, что это игумен. Мы часто желаем узреть в людях то, что сразу бы нас впечатлило, потрясло. Приходящие представляли игумена Радонежского одним человеком, но пред ними появлялся смиренный подвижник. Кротость преподобного Сергия, его удивительная простота не может к себе не притягивать. Я почитаю многих святых, но преподобный Сергий – один из тех, к которому я отношусь с особым благоговением. Также почитаю свт. Спиридона, святого Иоанна Русского.

– А как нужно описывать жития святых? Существуют каноны?

– Знаете, некоторые чудеса описывают так, что, например, меня, как преподавателя догматики, это удивляет. Существует ориентир, как правильно должно выглядеть житие святого, как следует описать чудеса. У нас в семинарии есть предмет, который как раз это изучает – агиология.  

Житие – это словесная икона святого, а не собрание рассказов духовных чад. Церковь, создавая житие, формирует словесную икону образа святого, которая показывает, что именно считается святостью и как святость опознается в конкретном подвижнике.

Каждое чудо, описанное в таком житии, каждый поступок святого западают в душу, откладываются в нашей памяти надолго. Как сказал один мой студент: «Прочитав такие жития, хочется верить».

– Мы с Вами говорили о том, как студенты готовятся к сессии. А преподаватели? Вы как-то по-особому переживаете этот период или равнодушно проводите время, наслаждаясь своей властью? (смеется)

– Хороший вопрос. (смеется) Это всегда множество забот, попечение о многом. В каком-то смысле – это бумажная волокита. Потому что мы перепроверяем все билеты, уточняем вопросы, согласовываем их с программой и т. д. Естественно, что все преподаватели переживают, чтобы студенты сдали экзамены хорошо. Поэтому учащимся напоминают о задолженностях еще за месяц до сессии. В принципе, весь учебный процесс построен таким образом, чтобы за «четверками» и «пятерками» были качественные знания. Нередко студенты пересдают, потому что недотягивают до той оценки, которую хотят. Как и в других вузах, у нас бывают случаи исключения за неуспеваемость.

– Это хорошо, что студент хочет исправить оценку?

– Да. Я думаю, что у молодого человека должно быть желание быть лучшим, в том числе и в области знаний. В ином случае наблюдается опасная установка на будущее: значит, он не захочет быть лучшим священником, лучшим пастырем, внимательным духовником. Поэтому наша задача – не просто учить человека с целью запастись интеллектуальным багажом, а развить в нем стремление к лучшему, сформировать желание совершенствоваться. Сначала это определенного рода установка в рамках учебного процесса, которая, безусловно, нацелена на будущую священническую, пастырскую деятельность. Ведь основная цель духовных школ – подготовка будущих священнослужителей, а не эрудитов.

– Есть ли у вас особые традиции перед сессией?

– У нас есть обычай совершать молебен перед вступительными экзаменами. Перед сессией в конце семестра особых богослужений не проводим. Отмечу, что в духовных школах не только учебная составляющая, но и воспитательная. У нас есть курсовые наставники, которые организуют как экскурсии, так и культурную программу. Бывает, что курсовой наставник со своими студентами совершает молебен. Это создает ощущение сплоченности класса. Задача классных наставников –научить ребят дружить, не просто ради совместного времяпрепровождения, а во имя христианских идеалов. Поэтому классные наставники часто молятся со своими подопечными, нередко в храмах, находящихся в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/kakoe-otnoshenie-k-studentam-imeet-muchenica...