Каким образом община может быть сплоче­на в единую семью. Схиархимандрит Иоаким (Парр)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

—  Каким образом община может быть сплоче­на в единую семью?

— Доверие и любовь часто являются двумя сторонами од­ной и той же медали. Нельзя доверять не любя, и нельзя любить не доверяя. Для того чтобы существовало един­ство — будь то единство человека и Бога, единство дру­зей, единство внутри Церкви или единство внутри мо­нашеской общины, — должны быть доверие и любовь.

Ничего не делается без риска. Если мы ожидаем от дру­гого, что он будет нам доверять, мы должны сделать себя уязвимыми. Если вы постоянно на страже и живете, рас­писав, что вы согласны делать, а что вы делать не будете. А другой будет делать именно это, и в результате встанут две стены, перепрыгнуть через которые ни вы, ни дру­гой не сможете. Вы должны быть уязвимы, как был уяз­вимым Господь. Он знал, что Его распнут. Он знал, что Иуда предаст Его. И тем не менее Он все равно обращал­ся к Иуде с любовью. Мы не можем поступать иначе, но мы все стоим на страже: «Ты сделай первый шаг, а я буду следующим». Так не бывает. Для того чтобы иметь общи­ну, вы должны иметь нечто, в чем вы все согласны. Если два человека хотят иметь общение, у них должно быть не­что общее, иначе у них нет повода общаться. И два ин­струмента для созидания единства — доверие и любовь.

Причинят ли вам боль? Несомненно. Будут ли вас предавать? Несомненно. Это — результат падения Ада­ма, это — результат нашего греха. Господь говорит: сде­лай себя уязвимым, люби даже тогда, когда тебя не любят, люби даже твоих врагов. Именно так происходят измене­ния. Они происходят благодаря тому, что вы готовы быть принесенными в жертву, а не благодаря ожиданиям, когда это сделает кто-то другой. Необходимо начинать с себя.

Я вижу, как вы сопротивляетесь этому. Доверие здесь роскошь — почти такая же редкая, как и любовь. Имен­но отсюда проистекает боязнь раскрыться перед другими, желание сохранять дистанцию. Если вам это нравится — это одно. Но это не является вашим призванием. Вы при­званы войти в семью, которая знает и свое предназначе­ние, и свои слабости.

Если вы будете постоянно притворяться тем, кем вы не являетесь, люди будут относиться к вам соответствен­но тому образу, который вы себе создаете. Я знал одно­го очень талантливого человека — оратора, который был душой компании, бизнесмена, у которого было много де­нег. Его дом был подобен рогу изобилия — все, чего мог­ли пожелать гости, там было.

Однажды, когда я был у него в гостях, он попросил меня выйти с ним в соседнюю комнату. Он сказал:

— Вы не представляете, насколько одинока и пуста моя жизнь.

А в это время за стенкой у него сидели за обеденным столом тридцать человек! Но он сказал:

— Все хотят, чтобы я всегда говорил что-то умное п любому вопросу. Все от меня чего-то хотят — я так устал постоянно кому-то что-то давать. Все они приходят что-то от меня взять, никто не хочет что-нибудь дать мне.

И я ответил ему:

— Это потому, что таков образ, который ты себе со­здал. Ты не даешь людям понять, что ты в них нуждаешь­ся. Твой образ говорит им: «Я успешен, у меня все есть, я готов с вами всем этим поделиться».

Он не показал им, что он тоже может быть уязвим, и потому у него не было подлинных взаимоотношений ни с кем. Он рассказывал, что чувствовал себя подобно жонглеру. Он так устал жонглировать, но боялся, что если он перестанет это делать, то все его покинут.

Вот и мы здесь — жонглируем, живя поддельной жиз­нью, которую мы хотим, чтобы видели люди. И после это­го вы удивляетесь, что никто не прислушивается к тому, что происходит внутри вас, и никто за вас не пережива­ет. Это потому, что своей жизнью вы говорите всем: «Вы мне не нужны! Все прекрасно». Знакомо? Нет? Вы все еще жонглируете…

—  Но не получится ли так, что как только чело­век раскроется и люди увидят его слабости, они будут смеяться и издеваться над ним? И, не получая никакой поддержки от брат­ства, человек решит, что безопаснее опять закрыться.

—  Я понимаю, о чем вы говорите. Однако во всем этом отсутствует один фундаментальный компонент: все окружающие вас сейчас люди утверждают, что они при­шли сюда следовать не за самими собою, а за Христом, за Господом. И Господь говорит: если вы хотите быть Моими учениками, вы должны любить друг друга. Итак, если кто-то здесь не любит своего ближнего, он лжец. Он поддел­ка. Нашей задачей является не бояться человека, который будет над вами смеяться, а жалеть его, потому что у него исковерканная душа, потому что он не понял цели своего существования. Не надо жалеть того, над кем издевают­ся, — жалейте вашего брата, который издевается, потому что он издевается над Самим Господом и он потерял свою душу. Если бы мы видели все так, как учит Евангелие, мы бы радовались и при виде своих гонителей.

Я бы хотел дать вам небольшой пример миссио­нерской деятельности. У нас есть маленькое подворье в Нью-Йорке. Оно расположено в очень бедной части города, где проживают в основном испаноговорящие и афроамериканцы — кругом наркотики, алкоголь, без­домные. Я думаю, половина населения района живет на государственные дотации. Для подростков в этом райо­не лет в четырнадцать-пятнадцать родить ребенка — это предмет особой гордости. Нет, не заботиться об этом ребенке, а просто — родить его. Поэтому среди этого населения не очень многие видят для себя какие-то пер­спективы в жизни. На каждом втором углу улицы сто­ит католическая или протестантская церковь, синагога и т.д. — все они пустуют.

Перед нашим домом есть небольшое углубление, ко­торое мы называем колодцем, — оно существует для того, чтобы можно было попасть через него в подвал. Однажды, в середине февраля, шел снег с дождем, было холодно. И вдруг среди мусорных баков, которые мы тоже храним в этом колодце, я услышал шум. Я решил, что, как это часто бывает, какой-то бездомный роется в нашем мусоре и ищет пустые бутылки. Я не против того, чтобы бездомные забирали пустые бутылки, но они обычно разбрасывают всюду попавшийся им под руку мусор, и этого я допустить не хотел. Итак, я открываю дверь и вижу перед собой человека азиатской наружно­сти. Я спрашиваю его:

— Что ты делаешь?

— Простите, пожалуйста, — отвечает он, — я про­сто ищу что-нибудь поесть.

— Ну, так чего ты роешься в мусоре, пойдем в дом!

— Нет-нет, я не могу, — говорит он, — я весь гряз­ный, и от меня плохо пахнет.

— Пойдем-пойдем, — говорю ему я. В ходе недол­гого разговора я ему рассказал, что у нас есть комната, где он может принять душ, переодеться и поесть.

Человек испугался:

— Что тебе от меня надо? Зачем ты все это делаешь? Я говорю:

— Я не хочу, чтобы ты разбрасывал у меня на поро­ге мусор, больше ничего.

После того как он поел, я подсел к нему и начал раз­говор. Он оказался довольно смышленым человеком. Я спросил его:

— Где ты живешь?

— Нигде.

— То есть нигде?

— Ну, — говорит он, — я по ночам убирал японский ресторан, и они разрешали мне жить у них в подвале.

— Но как ты стал бездомным?

И он рассказал, что он был инженером и приехал из Японии. Сначала дела у него шли очень хорошо, но потом он стал увлекаться наркотиками — кокаин, ге­роин — и вскоре потерял все. Я предложил ему остаться у нас.

— О, нет, я не могу, — ответил он.

— Но почему?

— Потому что я ищу правды, — сказал человек. Я говорю:

— Тебе не нужно никуда идти — правда здесь!

— Все так говорят, — ответил он, — я был у католи­ков, у мормонов, у свидетелей Иеговы, у иудеев, у будди­стов. Все они обещают одно и то же, но ничего не дают.

— Хорошо, — говорю я, — но все равно поживи немножко.

И он остался пожить у нас на несколько дней. Мы стали разговаривать. Потом он крестился, мы его на­звали в честь святителя Николая Японского. Сейчас он уже вернулся в Японию и принял там монашество в пра­вославном монастыре. Но началось для него все с того, что мы дали ему возможность стать частью общины. Мы позволили ему жить с нами. Он увидел Евангелие пре­жде, чем он его услышал или прочел.

http://russned.ru/hristianstvo/kakim-obrazom-obshhina-mozhet-byit-sploche-na-v-edinuyu-semyu