Каким должно быть христианское сострадание?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Милостыня

28 ноября отмечается Всемирный день сострадания. В этой связи мы решили разобраться, что такое христианское сострадание. Как оно должно проявляться? Нужно ли сострадать всем, и если да — то зачем? Можно ли навредить, сострадая? На наши вопросы ответил протоиерей Вячеслав Поневин, настоятель Николаевского храма г. Енакиево.

Тема и простая, и непростая одновременно. Объясню, почему. Каждый день мы видим нуждающихся людей, сострадаем им. С одной стороны, апостол Павел призывает нас: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). С другой — учит: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Как быть? Если мы имеем возможность дать человеку заработать, потрудиться — надо это делать. А если нуждающийся не хочет зарабатывать?

Не надо оплачивать деградацию

Классическая ситуация: приходят люди в храм, просят батюшку помочь. Тот предлагает поработать: убрать территорию, снег расчистить, подмести. Люди отказываются: им это не подходит, они хотят получить желаемое даром. В итоге — стоят под забором, просят копеечку. Сердобольные подают. К чему это приводит?

Реальный случай: у нас под храмом просит деньги женщина. Несколько лет назад она была активная, свободно передвигалась. Теперь только сидит на стульчике, если нужно ходить, её под руки водят. Она не старая, ей около пятидесяти лет, раньше могла двигаться, как-то зарабатывать, а теперь спилась до такой степени, что уже ничего не может. Я говорю прихожанам: посмотрите, что делает неразумная милостыня! Вы проплачиваете деградацию человека. Полагаете, что сделали доброе дело, но посмотрите, к чему это доброе дело приводит, и задумайтесь, действительно ли оно доброе. Может, это медвежья услуга? Может, стоило дать человеку волшебный пинок и сказать: «Посмотри, во что превратилась твоя жизнь!»

Не поддаться манипулированию

Можно помочь нуждающемуся пережить тяжёлые времена. Однако тот, кому мы помогаем, тоже должен что-то делать, а не манипулировать нашим христианским чувством. Наша задача — научиться распознавать такое манипулирование. Это приходит с опытом, а именно — когда мы начинаем работать над собой, скрупулёзно разбираясь в мотивах собственного поведения.

Бывает, люди говорят: «Я не могу отказать». Но это ваша проблема! Если ваше неумение отказывать вредит, помогать тем более не нужно. Человек должен менять свою жизнь, исправляться, а если он на постоянной основе просит помощи как чего-то причитающегося ему — куда это годится? Он только укрепляется в своём тунеядстве. Часто проблема нуждающихся не в отсутствии еды, а в неправильном образе жизни. Когда предлагаешь им помощь в исправлении этого образа жизни, они её не хотят.

Конечно, мы сейчас говорим не о реально нуждающихся людях: больных, попавших в тяжёлую ситуацию. В таких случаях, как правило, никаких вопросов о сострадании не возникает. Мы выясняем, всегда ли и всем ли нужно помогать. Я считаю — не всегда и не всем.

Мы не всемогущи

Сейчас, благодаря интернету и СМИ, мы видим вокруг очень много горя. Порой у человека возникает чувство вины из-за того, что он не может помочь всем. В таких ситуациях надо давать себе отчёт, что вы не можете помочь всем и всю беду пропустить через своё сердце. Вы — обычный живой человек. В мире всегда кто-то страдает. Я считаю, что нужно помогать тем, кто живёт рядом. Мы не знаем, кто просит помощи в интернете, это могут быть мошенники. Если хотите помочь незнакомому человеку, есть специальные фонды, где работают профессионалы, которые помогают нуждающимся качественно и отслеживают мошенников. Отправляйте деньги туда. Там распределят средства разумно, и они попадут к тем, кому они действительно нужны.

Дети в Африке

Как быть с голодающими в Африке?

Иногда люди желают помочь всем страждущим, их заботят проблемы не только близких и знакомых, но и, например, голодающих в Африке. В этом случае нужно реально смотреть на вещи. Живя здесь, что можно сделать для голодающих африканцев? Можно заморочиться, думать о них — но как это им поможет? Никак. Стремление помочь всем — это часто пыль в глаза, питаемая гордыней.

Я убеждён, что Бог любит других людей больше, чем я. Когда человек начинает бить себя в грудь и кричать: «Я не сумел помочь тому и этому!» — я спрашиваю: а ты что, Господь Бог? Как ты мог помочь? Почему возложил на себя эту миссию? Почему решил, что можешь это сделать? Люди часто возлагают на себя обязательства, которые выполнить не могут.

Молитва и смирение в деле сострадания

На литургии мы молимся обо всём мире: о больных, страждущих, несчастных. Не надо забывать о такой форме помощи, как молитва. Господь нередко предвосхищает наши молитвы, помогая до того, как мы помолимся. Он даёт нам всё необходимое, даже больше. Получается, молитва нужна в большей степени нам, чтобы пробудить наше христианское сострадание. Нам нужно верить в Бога, доверять Ему, уповать на Него. Если же происходят неприятности — надо их принять. Смирение — это значит принимать всё с миром в душе. Если мы научимся этому, у нас в жизни будет меньше душевных страданий.

Кто виноват?

В сегодняшнем обществе слишком много показухи. Каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь и поступки. Почему некоторые люди страдают? — потому что богатые страны не дают развиваться бедным, потому что политики ведут нечистую игру, а не потому, что им не помог неизвестный с другой стороны земного шара. Нам надо оглянуться и посмотреть, кто страдает рядом с нами. Бывает ведь, что человек беспокоится о голодающих Африки, но не замечает страданий мужа или детей, живущих с ними в одной квартире.

Многие страдания происходят потому, что часть людей неправильно распоряжается своей свободой. Атеисты часто задают вопрос, почему Бог не делает то или не останавливает это, но они забывают или не знают, что Господь одарил нас свободой. Успешные благополучные люди стоят при власти, неправильно пользуются своей свободой — и от этого страдают другие люди. Из-за неправильного пользования своей свободой мы разрушаем планету. Люди потребляют больше, чем им нужно. Господь учил другому. Не надо жить аскетично, надо хотя бы жить по своим потребностям.

Когда Господь пришёл в мир, Он исцелял больных, воскрешал мёртвых, но не все удостоились исцеления. Страдания на земле не прекратились. На ней всё так же были больные и нищие. Господь пришёл для другого: чтобы спасти весь мир. Вспомните, что Он ответил Иуде: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк. 14:7). Бог не хочет нарушать свободу воли человека. Он может всё изменить насильно, но это будет тирания, а Бог есть любовь.

Лучший способ помочь — изменить себя

Лучшее, что мы можем сделать для людей, живущих вокруг — это изменить себя. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя». Когда человек становится орудием Божественной благодати, храмом Святого Духа, тогда он оказывает людям действительно неоценимую помощь. А когда он просто от своего избытка даёт какие-то деньги… Это надо делать, но разумно, чтобы не вырастить тунеядца, который впоследствии станет проблемой для общества, в котором мы живём.

Сегодня есть сообщества, которые помогают людям выздоравливать от алкоголизма, наркомании. Они бесплатные — пожалуйста, приходи и измени свою жизнь. Но люди не хотят, а в этом случае как им можно помочь? Иногда, сказав человеку правду в глаза, мы сделаем больше, чем если дадим денег и станем причитать: «Ты такой бедный, несчастный!» Он и так живёт всю свою жизнь в жалости к себе, подпитывая её словами тех, кто его жалеет. В итоге здоровый мужик с руками и ногами считает себя бедным и несчастным и ищет, от кого бы подпитаться. Так что христианское сострадание может быть разным, не всегда оно подразумевает мягкость и потакание страстям. Жалость очень часто расслабляет человека. Сколько вокруг людей с ограниченными возможностями, которые хотят быть полезными обществу, не ищут жалости! Безусловно, их нужно поддерживать — но не тех, кто играет на человеческой жалости и сочувствии.

Надо трудиться

Везде есть трудности, не только в нашей стране. Раньше было стыдно быть безработным, просить. Сейчас приходит огромный мужик и просит: «Помогите, у меня дети голодные!» Как так? Ты — мужчина, а у тебя голодные дети? У нас ведь, при всех сложностях, не Великая Отечественная война, когда действительно было нечего есть. Понятно, что у людей очень низкий уровень доходов, но все, кто хочет трудиться, трудятся. Господь сказал Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб»(Быт. 3:19). Само собой ничего не приходит, но в наше время появилась возможность получать, не прилагая к тому усилий. Самое удивительное: как правило, те, кто действительно нуждается, не ходят и не просят. А те, кто мог бы свести концы с концами, просто паразитируют на доброте других людей. Святые отцы по-разному советуют поступать с просящими: одни рекомендуют всем помогать, другие — иметь рассуждение. Святой Иоанн Кронштадтский учил, что прежде всего мы обязаны заботиться о своих домашних, а потом уже — обо всех остальных, если у нас есть такая возможность.

Мы часто слишком себя жалеем. Не надо! Хотим помочь себе или другим — нужно трудиться. Часто то, что мы называем христианским состраданием, — обычная лень. Не стоит большого труда дать немного денег просящему. Гораздо сложнее разобраться, что будет для него истинной помощью, и оказать её, а не потакать тунеядству.

Беседовала Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kakim-dolzhno-byt-hristianskoe-sostradanie/