КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПИЩЕВОЙ ПОСТ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Пост часто воспринимают как диету, как возможность «вывести шлаки», как оправдание веганству и т. д. Каким же должен быть правильный пост с точки зрения питания?

В самом деле, проще всего увидеть в посте именно систему пищевых ограничений. Для многих постящихся пост годами остаётся не более чем диетой, предшествующей празднику Рождества или Пасхи. С первого дня такой «диеты» человек включается в своеобразный режим ожидания. Причём ждёт он не столько праздника, сколько разговения. Другими словами, пост для него – время «нельзя» в ожидании, когда будет «можно». Соответственно, основным постным «деланием» в таком случае с первого дня поста становится забота о том, чтобы ежедневный постный стол был не хуже привычного скоромного. В итоге выходит парадоксальная ситуация, когда в период года, который должен быть посвящён молитве, покаянию и сведению к минимуму житейских хлопот, человек тратит именно на эти хлопоты в разы больше сил, денег и времени, нежели тогда, когда поста нет. Внешне всё как нельзя более благопристойно: скоромного человек не ест, нередко даже прописанного в Типиконе устава поста, со всеми сухоядениями и запретами на постное масло, придерживается буквально и строго, а иные даже отдельно перед причастием не едят рыбы, даже если по уставу можно. Но по сути человека занимает обыкновенная диета, разве что с разговорами о благочестии и молитвенным правилом. И ведь, что важно, даже понимая неправильность такого положения вещей, незадачливый постник в лучшем случае проговаривает это на исповеди, в худшем же – утешает себя мыслью, что как-никак, а он всё-таки постится, а это всяко лучше, чем ничего.

Что ж, в чём-то наш постник прав: лучше уж диета, чем вообще ничего. Однако лучше она лишь в одном случае – если с неё ранее не постившийся человек начинает входить в ритм церковной жизни, если она, так сказать, является первым опытом поста. А первому опыту, как известно, простительны неточности, ошибки и прочие несовершенства. Но первый опыт на то и первый опыт, чтобы стать ступенью вверх, а не привычкой. Поэтому, когда первый опыт становится единственным, он уже достоин не снисходительности, а порицания. Впрочем, порицать – дело нехитрое, ни усилий не требующее, ни ответственности не налагающее. Между тем всякая неправильность требует исправления и что делать, если пост превратился в диету, – вопрос отнюдь не праздный.

Итак, главное в телесном посте – усилие. Именно оно первым приносится в жертву при стремлении сделать пост комфортным. Если привычный переход от мясного к рыбному или овощному стал будничным и незаметным, стоит немного себя взбодрить. Например, более строго следовать уставу поста, если до сих пор мы, например, употребляли в пищу рыбу или постное масло без разбора дней. Ещё один способ – сделать стол более однообразным, тогда через некоторое время мы и сами не заметим, как обычный обед или ужин стоят нам некоторого усилия, даже несмотря на аппетит. Другая, не менее важная составляющая поста – снижение градуса суеты. У нас же нередко он только повышается из-за необходимости выискивать постное повкуснее и изощряться в его приготовлении, чтобы быстро не приелось. Противопоставить этому можно жёсткий самоконтроль с целью максимально возможного вытеснения суеты из жизни на время поста. Соответственно, если забота о вкусности и разнообразии постного стола будет ограничена рамками недопущения суеты, польза от поста будет несравненно больше той, которую мы привыкли получать, постясь вполсилы или размениваясь на суету. Третье – всем нам давно пора перестать бежать по жизни. Неестественно быстрый темп, к которому нас приучила жизнь, мы стараемся поддерживать постоянно, в том числе и во время поста. Не в последнюю очередь он влияет и на наше отношение к посту: вдумываться во что бы то ни было времени нет, полноценно работать над собой времени нет, бороться со страстями тоже времени нет. Есть время, чтобы плыть по течению. Мы и плывём. Правда, у нас, верующих, русло отдельное, со своими порогами и стремнинами, однако нам это не мешает воспринимать церковную жизнь так же поверхностно, как и мирскую. И движемся мы по ней механически, не очень и заботясь о том, что в ней для чего и как оно должно выглядеть. Минимальные усилия, наименьшее сопротивление, мизерный результат. При этом главное, что приносит с собой пост, – необходимость изменить отношение к жизни. Необходимость остановиться, всмотреться в себя, осмыслить свою жизнь и то место, которое мы определяем в ней для Бога. Стоит хоть сколько-нибудь изменить отношение к Богу, к миру и к себе, как желание бежать уступит место желанию жить. Жить осознанно и вдумчиво. Жить не спеша, с чистой совестью и, как сказал псалмопевец, с «законом Бога в сердце». Такой настрой учит человека основательности, которая в свою очередь подойти к посту как к простой диете не позволит.     

Что ж, подытожим. Правильный подход к посту в пище включает в себя три составляющих: приложение усилия, отказ от суеты и основательность. Для кого важно, чтобы его пост не превратился в диету с церковными особенностями, тот пускай возьмёт на вооружение. Тем же, кто диетой доволен, пожелаем не останавливаться на достигнутом. Тем более что впереди ещё добрая половина поста.

Протоиерей Владимир Пучков

https://pravlife.org/ru/content/kakim-dolzhen-byt-pravilnyy-pishchevoy-post